Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
31 марта 2017, 23:30 • Общество

Специалисты спорят о последствиях разрешения на ношение хиджабов

Специалисты спорят о последствиях разрешения на ношение хиджабов
@ Елена Афонина/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Михаил Мошкин

Парламент Чечни законодательно подтвердил то, о чем ранее говорил Рамзан Кадыров в споре с министром образования России. В школах отдельно взятой республики разрешено носить хиджабы. Данная коллизия явно будет иметь последствия – и эксперты спорят о том, каких будет больше, положительных или отрицательных.

В пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у Кремля нет единой позиции по вопросу ношения хиджабов в российских школах, необходимо понять, может ли этот вопрос быть решен на федеральном уровне.

Чеченское общество – это традиционное общество. Вовсе не обязательно, что такое может быть в соседнем регионе

Ранее в пятницу парламент Чечни принял поправки в республиканский закон об образовании, предполагающие право учащихся носить одежду, которая соответствует их религиозным убеждениям. В республиканском парламенте полагают, что поправки не противоречат федеральному закону «Об образовании».

По сути, мы наблюдаем столкновение двух принципов, заложенных в конституции: принципа светскости образования и принципа свободы вероисповедания (который, по мнению тех, кто защищает хиджабы в школах, включает в себя и право на «дресс-код», соответствующий религиозным традициям).

Заметим, что Песков в своем комментарии одновременно отметил, что Россия является светским государством (и это зафиксировано в конституции), и напомнил слова Владимира Путина, который не раз говорил о том, что именно в многоконфессиональности и многонациональности заключается сила России. Добавим, что в 2013 году в ходе прямой линии Путин прямо выступил против ношения хиджабов в школах.

Закон, принятый в Чечне, формализовал позицию чеченского руководства, которая сравнительно недавно была предметом спора главы республики Рамзана Кадырова с руководителем федерального Министерства образования Ольгой Васильевой.

В Чечне разрешено носить хиджабы в школах. Как вы относитесь к этой практике?



Результаты
650 комментариев

Поводом стал запрет на ношение мусульманских платков в одной из школ Мордовии. Министр подчеркнула: в России установлен светский характер образования, и напомнила о решении Верховного суда. Действительно, в 2013 году высшая инстанция поддержала решение Ставропольского краевого суда, запретившего посещать школу в хиджабах. И Мордовия, и Ставропольский край – регионы, в которых среди верующих преобладают православные, при наличии компактных мусульманских общин (в первом случае – татар, во втором – выходцев с Северного Кавказа). Кадыров, в свою очередь, указывал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», и напоминал, что по конституции гражданам гарантируется право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

В своем нынешнем комментарии Дмитрий Песков отметил: «Проблема ношения хиджабов в учебных заведениях активно дискутируется во многих странах». Однако в случае с законом, принятым парламентом Чечни, мы имеем дело не с дискуссионным вопросом, а с правовым актом. Какими могут быть последствия принятия этого закона – для всей страны, а не только для маленькой кавказской республики?

Позитивные последствия

Журналист, член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко в комментарии газете ВЗГЛЯД заявил: решение, принятое парламентом Чечни, послужит укреплению конституционного поля России, укреплению прав и свобод граждан и в конечном счете укреплению целостности России. «Это защита прав граждан, в том числе верующих мусульман – чувствовать себя не ущемленными, а полноценными российскими гражданами, обладающими всеми правами и свободами», – пояснил собеседник.

Парламент Чечни разрешил носить не исключительно хиджабы, а религиозную атрибутику вообще – а она может быть не только исламской, отметил Шевченко. «В России есть традиционные религии, они обозначены. Если бы и другие регионы последовали бы такому примеру и перестали бы преследовать верующих людей, то жить в нашей стране стало бы лучше и демократичнее», – уверен Шевченко.#{religion}

Зампредседателя Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Евгений Бобров в комментарии газете ВЗГЛЯД считает главным позитивным последствием то, что вопрос, который был предметом споров, получил формальное одобрение. Таким образом, общественное напряжение было снято. По словам Боброва, чем дольше не решается этот вопрос, тем больше возможностей для манипулирования мнением верующих людей в угоду политическим и другим целям.

Чеченский политолог Абдулла Истамулов полагает, что решение парламента республики, с одной стороны, соответствует традиционному характеру чеченского общества. Но с другой стороны, отметил Истамулов, – парламент республики разрешил школьницам носить хиджаб, но не предписал это. Таким образом, была соблюдена свобода выбора. «Чеченское общество – это традиционное общество. Но вовсе не обязательно, что такое может быть в соседнем регионе, в Ставропольском крае или где-то еще», – обавил Истамулов.

Нежелательные последствия

Ведущая телеканала «Звезда» Надана Фридрихсон полагает, ситуация с принятием «закона о хиджабах в школе», к сожалению, вновь активизирует разговоры о том, что «Чечня – это государство в государстве». «Мы уже видели примеры, когда республика обходила стороной некоторые законы РФ», – заметила Фридрихсон в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Многим запомнилась так называемая свадьба века с участием якобы несовершеннолетней девушки и великовозрастного чиновника, напомнила собеседница. Тем самым, полагает она, было показано, что некоторые законы РФ не писаны для отдельно взятого региона.

Еще одно негативное последствие, по мнению Фридрихсон, заключается в нарушении принципа отделения религии от школы. «Школа – для получения образования, – подчеркивает собеседница. – Религиозная одежда там неуместна. Повязать просто платок на голову – ради бога, это атрибут некой моды. Но именно навязывание культурной религиозной одежды в школе – это неприемлемо. После этого православные будут просить, чтобы девочки надевали длинные юбки и платки, католики и буддисты еще что-то будут просить».

И наконец, по мнению Наданы Фридрихсон, угрозой может оказаться волна недовольства со стороны националистически настроенной молодежи в других регионах. «Чем больше молодых девушек и парней с Северного Кавказа будут приезжать в другие российские города и провоцировать общественность религиозным внешним видом, тем выше будет подниматься волна сопротивления и недовольства у молодых людей, которые живут в этих городах, – полагает Фридрихсон. – А дальше мы будем слышать переход к более радикальной риторике: «Россия для русских» и «Хватит кормить Кавказ». Поэтому не надо провоцировать людей».

Половина на половину

Добавим, что следует учитывать данные соцопросов, которые по самой своей сути отражают мнение законопослушного большинства, а не экстремистски настроенных групп. Опрос, проведенный ВЦИОМ в январе этого года, показал: россияне стали более терпимо, нежели 5 лет назад, относиться к внешним проявлениям религиозной принадлежности в школе. 47% считают, что в этом нет ничего предосудительного (в 2012 году было 35%). При этом недопустимым со стороны учеников и учителей это считают ровно столько же – 47%.

Несмотря на определенный рост толерантности к проявлениям исламской религиозности (а под «религиозными атрибутами в школе» все же скорее понимают головные платки, а не нательные крестики или иудейскую и буддистскую атрибутику) налицо расхождение – половина на половину. Очень важно не превратить его в раскол.

..............