Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевРоссийскому туризму сложно удержать прошлогодние рекорды
Несмотря на рост внутреннего и въездного туристического потока, представители отрасли подчеркивают: предстоящий курортный сезон будет гораздо сложнее предыдущего. Основные факторы риска – падение покупательной способности населения, издержки отельеров, нехватка профессиональных кадров. В таких раскладах популярность России у туристов из Китая и Ирана погоды не делает.
В прошлом году внутренний туризм в России и въездной туристический поток показали одинаковый прирост в 10%, сообщил в ходе ежегодной столичной выставки «Интурмаркет» министр культуры РФ Владимир Мединский. В итоге доля туризма в ВВП страны достигла 3,4% ВВП, что, конечно, еще не 10%, о которых некоторое время назад говорил президент Владимир Путин как о планах на будущее, но положительная динамика налицо.
Дешевле не будет
Туризм – модная тема среди чиновников, и многие регионы в лице их чиновников в нее бросились
Особенно впечатляющей оказалась статистика по визитам в Россию гостей из отдельных стран Азии. Самый высокий прирост туристического потока – 72% – показал Иран, а туристы из Китая заняли первое место в абсолютном зачете по дальнему зарубежью. По оценке сопредседателя Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Бориса Титова, в 2016 году РФ посетили 1,2–1,3 млн туристов из КНР, что на 40% больше, чем годом ранее (есть мнение, что китайцев привлекают в первую очередь памятники коммунистической тематики). Европейцы тоже не обходят Россию стороной: испанцев в прошлом году приехало на 12% больше, французов и итальянцев – на 5%. «Это говорит о том, что интерес граждан западных стран к России как стране с богатыми туристическими возможностями растёт, несмотря на пропагандистскую антироссийскую кампанию в западных СМИ», – уверен Мединский.
Основным фактором, который привел к резкому росту въездного турпотока, следует признать девальвацию рубля. На фоне почти двукратного снижения курса российской валюты стоимость размещения в гостиницах, питания в ресторанах и прочих востребованных туристами услуг за последние два года выросла существенно меньше. Ослабление рубля переориентировало на отдых на домашних курортах и многих россиян, другим фактором «импортозамещения» стало закрытие Египта и Турции. Словом, при таком сочетании входящих условий прошлогодние результаты выглядят предсказуемо и закономерно.
Другое дело, что уже в нынешнем курортном сезоне рассчитывать на продолжение роста на внутреннем рынке довольно проблематично.
- крым аренда земли
- Василий Колташов: Так нас грабят только в Италии
- Светлана Белоусова: Зрелища дают хлеб
- Россия нашла новую нишу для развития внутреннего туризма
- «Налог на выезд» принес бы больше вреда, чем пользы
- Темпы развития Крыма производят неоднозначное впечатление
- Польская провинция выбирается из кризиса с помощью "золота нацистов"
- Возвращение Турции снизит цены на российских курортах
- Ленин способен привлечь в Россию китайские деньги
- Украина ведет неравную борьбу с "туристическим сепаратизмом"
- Российские туристы возвращаются в Европу
- Российским туристам вменили добровольно-принудительную страховку
- В России удалось организовать "импортозамещение новогоднему отдыху"
- Российских туристов просят скинуться на курорты
- Раиса Щировская: Крым – это хорошо обустроенная необремененность быта
«Прошлый год в отсутствие Турции и Египта был самым успешным для российского туризма за последние много лет, но возвращение Турции – это очень серьезно, – заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. – В этом году из Москвы уже заявлено на турецкое побережье более 70 чартерных рейсов в неделю, из Ростова-на-Дону – 26 рейсов в неделю, из Краснодара – 22. Это приведет к определенному оттоку туристов с российских курортов, и в этом году никакого роста количества отдыхающих не будет ни в Крыму, ни в Краснодарском крае, а может быть, будет и минус, хотя официальные лица боятся употреблять это слово. Египта, правда, раньше осени не будет, да и будет ли он осенью – большой вопрос».
Осознавая новую ситуацию на рынке, глава Ростуризма Олег Сафонов в ходе все того же «Интурмаркета» обратился к туристической отрасли с двумя призывами: снижать цены и развивать систему «все включено», которая столь популярна в турецких отелях. «Мы прекрасно понимаем, что наши туристы любят эту систему, она пользуется большой популярностью, но, к сожалению, не так много гостиниц функционирует по этой системе», – констатировал Сафонов.
«К сожалению, эта идея мало связана с суровой российской действительностью, – прокомментировал ситуацию для газеты ВЗГЛЯД вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. – Для Турции и Египта небольшой отель – это 150 номеров, а у нас – всего 15 номеров, это совершенно разная экономика. А учитывая то, что у нас не снижаются ни налоги, ни тарифы ЖКХ, ни себестоимость питания и напитков, рассчитывать на то, что внедрение «все включено» приведет к снижению цен на отдых, явно не приходится».
Определенное движение в этом направлении уже есть, подтверждает Алексан Мкртчян, но пока это лишь единичные примеры. И то – лишь в том случае, если отели берут в управление туроператоры, но подходящих для этого объектов на нашем побережье немного.
Тем не менее из слов чиновников можно сделать вывод, что к возвращению на рынок Турции отечественные курорты вполне готовы. В частности, средние цены размещения в Крыму в предстоящем сезоне, озвученные министром курортов и туризма республики Сергеем Стрельбицким, по нынешним временам можно признать смешными – порядка 2600 рублей в сутки в санатории с питанием и базовым лечением, около 3 тысяч рублей за ночь в мини-отеле, 1500–2500 рублей за аренду квартиры. Последний сегмент в Крыму, по словам Стрельбицкого, наиболее популярен: частный сектор в прошлом году предпочла половина туристов, посетивших Крым. При этом отелей от трех «звезд» и выше на полуострове пока что не хватает.
Зато на побережье Краснодарского края ситуация прямо противоположная: здесь гостиничная инфраструктура уже вполне развита и многие отельеры уже наладили цивилизованные отношения с туроператорами. Осталось только донести до непосредственной клиентуры, что туроператор на внутреннем рынке – это зачастую вовсе не посредник. «У многих объектов сейчас есть резерв для снижения цен, причем на рынке уже достаточно много предприятий, оказывающих качественные услуги по выгодной цене, – заявил генеральный директор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов газете ВЗГЛЯД. – Поэтому нужно не искать дешевизну на системах онлайн-бронирования, не играть в рулетку, а обращаться к туроператорам – по тому же Сочи есть пять–семь надежных операторов, та же ситуация по Крыму и другим курортам. В этом случае можно найти очень хорошее сочетание цены и качества».
Новые «звезды»
Единственное явное исключение – это Татарстан, на пользу которому пока что играет пресловутая клановость
Еще одна сравнительно новая тенденция внутреннего туристического рынка – появление новых «звезд», которые еще несколько лет назад вряд ли рассматривались в качестве центров гостеприимства. Характерный пример из этого ряда – Казань, которая после празднований по случаю 1000-летия города и Универсиады 2013-го привлекает все больше туристов, благо эти события привлекли в столицу Татарстана немалые инвестиции и способствовали развитию инфраструктуры.
Попытки развивать туризм вне таких предпосылок, как теплый климат или всемирно известные достопримечательности, предпринимают и другие регионы, и в целом этот тренд находится в мировом русле. Для Европы, например, туризм – это неотъемлемая часть экономики любого региона или муниципалитета. Но у России в этом смысле своя специфика. По мнению Дмитрия Богданова, сегодня о развитии туризма думают регионы, столкнувшиеся с бюджетными проблемами. Это, например, Башкирия, которой после недавнего присоединения «Башнефти» к «Роснефти» грозит снижение доходов от нефтегазовой отрасли. Другое дело, что получается это далеко не у всех.
«Туризм – модная тема среди чиновников, и многие регионы в лице их чиновников в нее бросились, – говорит Богданов. – Но чиновникам проще рассуждать, потому что они распоряжаются не своими деньгами, а бизнес постоянно рискует. Хотя за выступлениями и проектами чиновников иной раз как раз бизнеса вообще не слышно – чиновники утверждают, что бизнес в регионах так себе, поэтому приходится брать все в свои руки. Работая в туризме 20 лет, могу сказать, что ничем хорошим такой подход не заканчивается – ни для отрасли, ни для туристов, ни для бюджетов». Скептические выступления многих предпринимателей на «Интурмаркете» можно счесть тому подтверждением.
Единственное явное исключение, полагает Богданов, – это именно Татарстан, на пользу которому пока что играет пресловутая клановость: «Кланы в бизнесе думают с точки зрения интересов республики, а местные политики рассуждают в категориях бизнеса – отсюда понимание необходимости стартовых инвестиций для развития. Кроме того, глава татарстанского министерства туризма Сергей Иванов имеет очень большой опыт работы в отрасли. В большинстве же других регионов люди, которые руководят туризмом, не работали в нем ни одного дня. Так что ряду чиновников стоит просто внимательнее относиться к своим словам, а лучше всего пройти короткие курсы у профессионалов отрасли, чтобы не допускать серьезных ляпов».
Профессионального подхода явно не хватает и в деле управления въездным турпотоком. По мнению Вадима Прасова, для начала нужно хотя бы научиться правильно считать туристов, например, по данным роуминга сотовых операторов. «Рост китайского турпотока ощущается лишь в некоторых локациях – Санкт-Петербург, Москва, Дальний Восток, отчасти Казань, – комментирует эксперт рекордные показатели въезда туристов из КНР. – Но вряд ли имеет смысл говорить, что российский туризм в целом ощутил на себе рост китайского потока. Любой регион может показывать рост по китайским туристам, но в абсолютных цифрах их количество будет ничтожным».
Что же касается ключевого для властей критерия эффективности отрасли – ее доли в ВВП, Прасов констатирует, что для ее непосредственных представителей это слишком абстрактная величина: «Я ни разу не видел методологии, по которой происходил этот подсчет. Поэтому приведенные данные можно принимать на веру лишь в том случае, если вы абсолютно доверяете органам статистики – но таких людей мы вряд ли найдем».