Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевВозвращение Турции снизит цены на российских курортах
Вопрос с возвращением Турции на российский туристический рынок можно считать решенным, так что спрос на отдых внутри России неминуемо упадет. Но, по сути, это далеко не плохая новость и для курортов, и для курортников. Последние могут ожидать существенного снижения цен в российских здравницах, которые в этом сезоне били все рекорды, а также улучшения качества отдыха за счет разгрузки инфраструктуры.
Восстановление чартерных рейсов в Турцию, о котором договорились Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, с одной стороны, нивелирует привилегированное положение российских курортов, но, с другой, станет благоприятным фактором для них же. Многие российские направления нынешним летом столкнулись с небывалым наплывом туристов. Следствием этого стала огромная нагрузка на инфраструктуру, к которой наше Черноморское побережье пока еще не слишком готово, а также резкий рост цен.
Триумф импортозамещения
Многие из тех, кто раньше ездил в Турцию, не верят телевизору, но когда приезжают в Сочи в первый раз, признаются: мы даже представить себе не могли, что здесь теперь такой курорт
Как и предсказывала газета ВЗГЛЯД, нынешний курортный сезон оказался для российских курортов рекордным. Крым с начала года, по данным министра курортов и туризма республики Сергея Стрельбицкого, посетили 2,6 млн человек – на 26,2% больше, чем за семь месяцев прошлого года. В Краснодарском крае, согласно оценке недавно покинувшего свой пост министра курортов, туризма и олимпийского наследия края Евгения Кудели, рост потока составил 20–30%, в том числе за счет периодов, которые раньше считались «низкими» – зимних и весенних месяцев.
В пик сезона динамика прироста турпотока оказалась еще выше, в частности, в Сочи в начале второй недели августа находилось 275 тысяч гостей, что на 35% больше, чем в прошлом году. «В Сочи повышение спроса на отдых в России особенно заметно – август у нас закрыт уже на 90 процентов, сентябрь – на 70 процентов, – отмечает председатель совета директоров группы компаний Undersun Евгений Бромберг. – Многие туристы хотят не просто отдыхать в отеле – им нужна развитая курортная инфраструктура. Сочи с этой точки зрения – лучший курорт на нашем побережье, плюс свою роль играет его прямая и непрямая реклама». «Многие из тех, кто раньше ездил в Турцию, не верят телевизору, но когда приезжают в Сочи в первый раз, признаются: мы даже представить себе не могли, что здесь теперь такой курорт», – добавляет директор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов.
Значительное увеличение спроса демонстрируют не только пляжные направления. На Алтае, например, отмечают прирост турпотока на 20% в сравнении с прошлым годом, ввиду чего отели и турбазы полностью загружены. На Кавминводах динамика скромнее – порядка 5% в первом полугодии, но на данный момент, как сообщает пресс-служба губернатора Ставропольского края, здравницы заполнены на 98%.
#{interviewsociety}Причины таких успехов очевидны – сейчас на рынке практически полностью отсутствует Египет, а возможности Турции до полного снятия российских санкций существенно ограничены. До конца «высокого» сезона остается еще несколько недель, но отечественный турбизнес уже подсчитывает дивиденды от российско-турецкого конфликта. Согласно недавнему сообщению администрации Краснодарского края, объем услуг крупных и средних предприятий санаторно-курортной и туристской отрасли в регионе за первые шесть месяцев этого года вырос на 37%.
Примерно тогда же стало известно и о размере убытков, понесенных турецкими курортами в нынешнем сезоне. По информации Турецкого института статистики, во втором квартале доходы страны от туризма снизились почти на 5 млрд долларов или 35,6% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Всего за первое полугодие турпоток в Турцию сократился на 4,2 млн человек (или на 28% в сравнении с январем-июнем прошлого года), из которых порядка 1,5 млн – россияне. За все это время в Турции с туристическими целями побывали всего 183,8 тыс. граждан РФ, или на 87,4% меньше, чем годом ранее.
Турецкий бенефис
- После извинений Эрдогана конфликт с Турцией отнюдь не исчерпан
- Резкий рост цен на российских курортах этим летом неизбежен
- Проблемы туристов в Крыму совсем не связаны с Украиной
- Наталья Граблевская: Чтобы не получилось так же дорого, как в Сочи
- Раиса Щировская: Крым – это хорошо обустроенная необремененность быта
- Российских туристов просят скинуться на курорты
- Турции будет крайне сложно вернуть позиции на российском рынке
- Экономические потери сделали Турцию гораздо сговорчивей
- Следующим испытанием Эрдогана станет экономический кризис
- Наталья Андросенко: Пустых пляжей в Крыму я не увидела
- Антон Крылов: Отчего бы не слетать в Турцию?
Таким образом, понятно, что нынешний сезон может оказаться для российских курортов уникальным (если, конечно, в отношениях двух стран не возникнет нового форс-мажора). Всего через несколько дней после того, как Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения за сбитый в ноябре прошлого года Су-24, интернет-агентства по бронированию авиабилетов зафиксировали значительный всплеск спроса на турецком направлении, явно превышающий имевшийся тогда выбор регулярных рейсов. Авиаперевозчики быстро отреагировали на это увеличением количества рейсов из России в Турцию – на днях, например, Turkish Airlines возобновила полеты из Санкт-Петербурга в Анталью, одновременно на этот маршрут вышла и авиакомпания «Россия».
Теперь по итогам переговоров двух президентов принято решение возобновить чартерные программы на турецком направлении. Это означает, что уже в скором будущем туроператоры смогут предлагать туры в Турцию по привычным ценам, на что покупатели отреагируют быстро. Ведь перелеты регулярным рейсом доступны далеко не всем в силу специфики ценообразования. Например, на регулярных линиях в принципе невозможны «горящие» туры, поскольку чем ближе дата вылета, тем дороже билеты на «регулярку», тогда как в стандартных пакетных турах стоимость авиаперелета чартером обычно является фиксированной.
Другое дело, что покупателей будет не так много. «Решение по возобновлению чартеров было ожидаемым, но какого-то яркого «прорыва» на турецком направлении в этом году уже не будет, поскольку чартерной программой получится закрыть лишь остатки сезона», – считает генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. В то же время, по его словам, возвращение на рынок Турции уже подвигло российских отельеров на более существенное снижение цен после завершения пика сезона, чем они планировали изначально: «В середине сентября мы ждем снижения цен на российские отели еще на 15 процентов от уже заявленного снижения. Поэтому от возвращения Турции выиграют те, кто собирается отдыхать в России в сентябре-октябре».
Отдых в режиме перегрузки
#{intervieweco}Главной задачей на следующий сезон для российских отельеров будет приведение цены в соответствие с качеством – ситуация искусственно созданного монополизма вряд ли повторится, до следующего сезона на российский рынок может вернуться и Египет, а это значит, что «туристов поневоле» на отечественных курортах больше не будет. О том, что их в этом году было слишком много, свидетельствует, в частности, статистика продаж сети «Розовый слон»: если в прошлом году российские курорты на фоне девальвации рубля прибавили 80%, то в этом году – уже 180%, прежде всего, за счет тех, кто раньше отдыхал в Турции.
Однако многие из них в следующем году, скорее всего, вернутся на любимые турецкие курорты. «В России нет отелей с настоящей системой «все включено», хотя присутствуют определенные попытки ее скопировать, – поясняет причины такого выбора Алексан Мкртчян. – Но здесь важны детали. Например, бесплатные напитки в баре у бассейна и на пляже, а не только у бассейна. Это мелочи, но из них в итоге и складывается общая картина отдыха. Конечно, хорошие отели есть и у нас, но их стоимость нереальна для массового туриста – 15 тысяч рублей в сутки и выше».
«Западные гостиничные сети, работающие в России, предлагают очень высокое качество сервиса, а в частном секторе бывают жалобы, поэтому нужно сконцентрировать усилия по работе над качеством именно в этом сегменте», – соглашается Евгений Куделя. Но, по его мнению, главным привлекательным фактором российских курортов по-прежнему является курс рубля: даже если Турция и Египет заберут обратно часть тех туристов, которые в этом году достались России, никаких серьезных потрясений на рынке это не вызовет.
Более того, возвращение Турции может даже оказаться благоприятным фактором для отечественных курортов, поскольку нынешний поток отдыхающих создал беспрецедентную нагрузку как на инфраструктуру, так и на экосистему Черноморского побережья и прилегающих территорий. За последние недели автор этой статьи несколько раз проезжал по трассе М4 между Ростовом и Краснодаром, и не было такого случая, чтобы на ней не возникало бы пробок из-за огромного количества машин, направляющихся в сторону моря. А стояние в пробке весьма сомнительное удовольствие в условиях сорокаградусной жары, традиционно навалившейся на Кубань в июле.
По мнению Дмитрия Богданова, большое количество путешествующих на машинах – это прямое следствие непомерно высокой стоимости авиабилетов на популярных курортных направлениях, прежде всего, на «старое» Черноморское побережье (тарифы на перелеты в Крым дотируются). «Этот вопрос нужно решать на уровне руководства не города, а страны, потому что доступность курортов – это вопрос здоровья нации. Если будут более доступные цены на перелеты, то многие из проблем этого сезона будут сняты», – убежден Богданов.
«Наши курорты не справляются с таким потоком туристов ни инфраструктурно, ни организационно, ни с точки зрения сервиса», – констатирует Евгений Бромберг. По его словам, наиболее слабым звеном в нынешнем сезоне оказались пляжи: несмотря на усилия муниципальных властей, они просто не рассчитаны на всех желающих. Предсказуемые последствия этого – жалобы гостей, ухудшение качества общедоступных пляжей, рост цен на услуги и так далее. «Те гостиницы, которые смогли предоставить своим новым гостям хороший сервис в этом сезоне, могут рассчитывать, что часть из них вернется, – прогнозирует Евгений Бромберг. – Но остальные, кто раньше отдыхал за границей, вернутся туда при первой же возможности».