Аксиома, что кризис – это не только беда, но и возможность, становится особенно убедительной на примере многострадальной русской провинции. Даже заштатные, депрессивные городки получают шанс – для чего не требуются ни федеральные деньги, ни какие-то особые льготы. Требуется только кризис – и умение дружить с головой.
Зеленоградск в целом удивляет нетипичным для России городским пейзажем
Система распределения бюджетных доходов такова, что большинству муниципалитетов едва хватает денег на покрытие самых необходимых расходов – все налоги уходят в основном на федеральный и региональный уровень. И если до кризиса муниципалитеты могли надеяться на остатки от нефтяного дождя, то теперь – только на себя.
Но разве этого мало?
Тот самый кризис – то есть, в частности, рост курса иностранных валют – заставил россиян обратить внимание на путешествия по собственной стране. Согласно последней статистике, отдохнуть за рубежом прошедшим летом удалось только семи процентам граждан страны. Конечно, больше всего этому радовались раскрученные отечественные курорты, отхватившие главный приз. Ведь в первую очередь туристы вернулись – и в большом количестве – на знаменитое черноморское побережье. Но чем дальше, тем, как выясняется, большей популярностью пользуются неброские и крохотные города российской провинции. По крайней мере, те из них, в которых грамотное муниципальное управление сочетается с изобретательностью по части методов привлечения туристического потока.
Яркий пример – Великий Устюг, маленький городок с богатой историей. Здесь можно увидеть старейший завод «Северная чернь», где до сих пор производят разнообразные сувениры из серебра с особым чернением. Украшения, сделанные на этом предприятии, в свое время носили не только подданные российского царя, но и за границей. Однако до поры до времени желающих поехать на край Русского Севера не находилось. Пока в 1999 году – опять-таки разгар кризиса! – россияне не узнали, что Великий Устюг – это еще и родина Деда Мороза. Это кардинально преобразило город. Уже спустя три года после начала проекта поток туристов вырос в 18 раз – с 2 тыс. до 32 тыс. человек.
Когда-то здесь было всего две гостиницы, теперь их 36. В городок стали ходить специальные туристические поезда, а для местного аэропорта нашлись средства для реконструкции. За 17 лет в проект было вложено около 2 млрд рублей, причем половина – частные средства. Чиновники готовятся к дальнейшему росту турпотока – в планах построить новый дворец Деда Мороза, который сможет вмещать в три раза больше гостей.
Допустим, Устюгу повезло. Но вот Мышкин, который находится в 250 км от Москвы, в удалении от всех дорог – он, казалось бы, вообще не имел ни шанса стать туристическим местом. Все изменил открытый здесь единственный в мире музей мыши. Теперь к пристани города подходят по несколько туристических теплоходов в день, на площади городка проходят всевозможные фестивали. Музей спас местную типографию, которая стала получать заказы на рекламные буклеты. Уже в 1999 году музей заработал 50 млн рублей. Теперь он стал одним из главных источников пополнения казны города.
Не менее примечателен пример крохотного ярославского села Кукобой, власти которого рискнули – и с нуля создали легенду о местной жительнице Бабе-яге. Теперь еженедельно по средам в этом селе гостей принимает настоящая Баба-яга. Туристы приносят в казну Кукобоя миллионы рублей ежегодно.
И вот, наконец, в прошлом – опять-таки кризисном – году неожиданно выстрелил маленький прибалтийский городок Зеленоградск. Он стал пятым по популярности местом отдыха у россиян по количеству броней апартаментов и отелей на срок более недели на протяжении всего 2015 года. Впереди только главные конкуренты – те самые теплые морские курорты Сочи, Анапа, Ялта и Геленджик.
Что такого сделал маленький приморский городок в Калининградской области? Вряд ли дело только в первозданных красотах Куршкой косы или лечебных источниках Кранца. Нетронутой природы – начиная с гейзеров Дальнего Востока и заканчивая горными хребтами Алтая и Кавказа – в России хватает. Однако везде ли есть комфортные условия и инфраструктура для туристов, привыкших к all inclusive Турции или к гастрономическому туризму в Европе? Чтобы конкурировать с разрекламированными местами для отдыха, надо предложить что-то большее, чем только то, что создала природа или досталось в наследство от истории.
В Зеленоградске сумели найти собственную «фишку», которая помогает крохотному городку привлекать туристов. «Фишка» в том, что без всякого оформления виз, обмена валюты и языкового барьера вы можете очутиться в настоящем западноевропейском городке.
Чистом и вылизанном, кстати, с немецкой аккуратностью. Лишь один пример того, с какой русской изобретательностью это сделано. В рамках программы «Безопасный город» в городе установлено 64 камеры видеонаблюдения, которые настроены не только на диспетчерский пункт, но и на мэрский компьютер. Мэр Сергей Кошевой лично из своего кабинета контролирует качество уборки города. И вот однажды в одной из «мертвых» для системы наблюдения зон кто-то повадился выбрасывать мусор. Власти объявили награду в 25 тыс. рублей для того, кто снимет нарушителя порядка. Через день такое видео было предоставлено.
Не ограничиваясь естественными преимуществами и успехами в поддержании комфортной среды, Зеленоградск решил сделать ставку на событийный туризм. Как шутят городские власти, туристов, которые дают городу хлеб, в него завлекают зрелищами.
Попробовать свои силы или поболеть в массовой велогонке «Тур де Кранц». Принять участие в фестивале исторической реконструкции эпохи викингов «Кауп». Запустить своими руками воздушного змея – на ежегодном празднике «День полетов» на Куршской косе. Научиться готовить эксклюзивные балтийские блюда из местной рыбы, например террин. Зайти в музей кошек с уютнейшим названием «Мурариум».
Но звание главного торжества этой осенью досталось в городе фестивалю фейерверков. Чемпионат мира в Зеленоградске собрал пиротехнические команды из восьми стран мира, в том числе из Франции, Германии, Италии и Белоруссии. Их выступления завершились в минувшие выходные. Причем капризная погода балтийского приморского города никого не напугала. Наоборот, дождь оказался лишь дополнительным спецэффектом, благодаря которому салют выглядел еще более впечатляющим.
Правда, обнаружились у праздника и свои злопыхатели. Буквально за две недели до начала фестиваля некоторые чиновники призвали перенести фестиваль на вторую половину октября, так как фейерверки якобы нарушат перелет мигрирующих птиц. Но даже ученые старейшей в Европе орнитологической станции «Фригилла» на Куршской косе, где ведут наблюдение за миграцией пернатых, эту историю восприняли с юмором. Ситуацию уладили с помощью областного правительства и полномочного представителя президента в СЗФО Николая Цуканова – и фестиваль, в ходе которого не пострадала ни одна птица, состоялся.
Только в сентябре 200 тыс. туристов приехали в крошечный городок, где живет всего лишь 15 тыс. человек – почти все гостиничные номера в Зеленоградске и окрестностях были в этом месяце забронированы. А на финальном фейерверке присутствовало 120 тысяч зрителей.
Организаторы уверяют, что уже сейчас фестиваль не уступает аналогичному международному шоу в Каннах. Что это, если не то самое импортозамещение?
А вы говорите – кризис.