Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариев«Вредные продукты» хотят сделать полезными для бюджета
"Вредные продукты" хотят сделать полезными для бюджета
Минпромторг, Минсельхоз, Минздрав, отдельные представители «Единой России», Общественной палаты и бизнес-сообщества поддержали идею ввести акцизы на такие не слишком полезные товары, как чипсы, газировка и пальмовое масло. Давно пора заняться здоровьем населения, говорят они. Есть, однако, сомнения как в вредности подобных продуктов, так и в экономическом смысле данной инициативы.
Главы Минпромторга и Минсельхоза России поддержали в пятницу введение акцизов на так называемые вредные продукты.
Вот приходите вы в магазин и видите на прилавке дешевую газировку, а рядом стоит сок
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что его ведомство не относится негативно к подобной идее. Однако «с точки зрения фискальной составляющей окончательных цифр пока нет», приводит его слова ТАСС. «Я поддерживаю в целом здоровый образ жизни. Если на эти (вредные) продукты будут вводиться какие-то дополнительные сборы, которые будут стимулировать население покупать более полезные продукты, в этом ничего плохого нет», – добавил министр.
Глава Минсельхоза Ткачев в свою очередь отметил, что его ведомство поддерживает введение акцизов на пальмовое масло и газировку, передает РИА «Новости».
Кроме того, по его словам, за немаркировку продукции с пальмовым маслом предлагается штрафовать на 1 млн рублей. Закон о маркировке уже прошел экспертизы во всех заинтересованных министерствах. Сейчас он находится на согласовании в ЕАЭС. «Надеюсь, до конца года он получит поддержку и с 1 января 2017 года вступит в силу», – указал Ткачев.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев также подтвердил обсуждение вопроса об акцизах на уровне правительства: «Да обсуждаем. Конечно же, акцизы и любые косвенные налоги имеют фискальную составляющую. В цифрах не могу сейчас сказать», – сказал он, не ответив, поддерживает ли МЭР это предложение.
До этого министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что введение акцизов на вредные продукты обсуждается по инициативе ее ведомства, а также «Единой России».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский («Справедливая Россия») заявил газете ВЗГЛЯД, что если и претворять в жизнь обсуждаемую идею, то очень осторожно.
«Я думаю, что в условиях кризиса не стоит повышать налоговую нагрузку на граждан или на бизнес, наоборот, ее нужно снижать», – отметил он.
При этом депутат раскритиковал правительство, которое, по его словам, сейчас с трудом пытается найти сферы, где можно было бы собрать дополнительные деньги. «С другой стороны, если мы уже оказались в такой ситуации, нужно двигаться дальше. И идея введения акцизов на такую относительно сомнительную продукцию, о которой идет речь, выглядит наименее болезненной», – добавил он.
По словам Тарнавского, особенно вредно из перечисленного пальмовое масло, в котором много жирных кислот. Его употребление нежелательно, особенно для детей. «С другой стороны, кушать тоже что-то надо, и это хорошо, что параллельно власти обещают ввести более жесткие стандарты для производителей детского питания, имея в виду минимальное использование пальмового масла. Кроме того, в страну его часто ввозят цистернами, а до этого в тех же цистернах могли перевозиться нефтепродукты. Насколько хорошо их очищают, это вопрос, поэтому я полностью поддерживаю идею по ограничению распространения этого продукта», – сказал он.
- Главы Минпромторга и Минсельхоза поддержали акцизы на вредные продукты
- СМИ: Кабмин рассматривает акцизы на вредные товары
- Кризис изменил состав российского шоколада
- Кризис продолжает менять потребительские предпочтения
- Рост сельхозэкспорта зависит от технологий, которых у России нет
Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев пошел еще дальше и попросит Кабмин ввести тотальный запрет на ввоз пальмового масла в Россию. «Будет подготовлено в ближайшее время и направлено соответствующее письмо», – пообещал он. Он добавил, что коллеги по партии уже отправили письма в Россельхознадзор и Роспотребнадзор с просьбой провести проверку «всего школьного питания на наличие в нем пальмового масла».
Президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД также назвал идею с акцизами на «вредные продукты» правильной. По его мнению, если введены акцизы на «вредный» алкоголь, никто не мешает обложить дополнительными налогами другие товары из этого ряда. Тем более что траты на лечение диабета, который вызывается частью из них, тоже несут нагрузку на бюджет.
«Вот приходите вы в магазин и видите на прилавке дешевую газировку, а рядом стоит сок. Но из-за цены вы берете не сок, а какой-то непонятный продукт... А теперь представьте, что стоимость газировки вырастет. Тогда бюджет будет собирать дополнительно порядка 20 млрд рублей в год, а одновременно увеличится потребление других, существенно более полезных продуктов», – отметил он.
Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский также слышал, что речь может идти о 16–20 млрд рублей дополнительных поступлений в год. «Я не могу подтвердить эту цифру, сам не проверял и первичных документов не видел, но если это так, то за такую сумму стоит побороться», – сказал он.
Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере фитосанитарного и ветеринарного контроля, первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин заявил газете ВЗГЛЯД, что пока неоднозначно относится к выдвигаемой идее, «как к любому новому предложению, которое можно извратить так, что эффект от него будет противоположным».
В принципе, эксперт согласен, что определенные продукты можно дополнительно обложить налогом. Но если говорить о пальмовом масле, оно чересчур демонизировано. Если уж и делать с ним что-то, то легче просто поднять пошлину при ввозе его из-за границы, чем придумывать новый акциз. В целом же само по себе оно не более вредное, чем другие масла. Просто некие нечистые на руку предприниматели могут использовать техническое масло в пищевых целях.
«Могу сказать, что по высказанной идее есть много вопросов. Кто будет контролировать это все? Кроме того, нужно проводить конкретную оценку тех возможностей, которые дадут новые налоги. Поначалу может показаться, что вот, обложили акцизом, деньги пошли, но потом выяснится, что тот же экономический субъект меньше заплатит по налогу на прибыль, и в итоге бюджет больше потеряет», – заключил он.
В свою очередь глава рабочей группыпо защите прав потребителей Общественной палаты России Владимир Слепак рассказал газете ВЗГЛЯД, что обеими руками выступает за введение акцизов на эти группы товаров. Эксперт также подчеркнул, что возглавляемая им комиссия уже два года выступает с подобными предложениями, например о недопустимости использования усилителей вкуса с ГМО.
Слепак возмутился, что, несмотря на прямые поручения президента России по борьбе с этим злом, в стране все еще продолжается дискуссия о том, надо или не надо этим заниматься. При введении акцизов на вредные товары он ставит во главу угла даже не экономический эффект, а прежде всего «вопрос защиты здоровья нации».
По данным газете «Ведомости», правительство России допускает введение акцизов на так называемые вредные товары: чипсы, газировку, пальмовое масло и сахар или продукты, в которых повышено содержание жира и сахара, а также электронные сигареты.
Источник издания в Минфине заявил, что дополнительное налогообложение «вредных» продуктов оправданно, поскольку и пополнится казна, и появятся возможности ограничивать потребление не самых полезных для здоровья продуктов. Также источник рассказал, что первым планируется ввести акциз на пальмовое масло. Приблизительный срок – с 1 июля со ставкой в 200 долларов за тонну. Другой собеседник издания указывает иную ставку – 30% от стоимости.
Что интересно, Россия за 11 месяцев 2015 года увеличила импорт пальмового масла и его фракций на 23,6% – до 794 тыс. тонн.