Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
12 февраля 2010, 17:50 • Общество

Семейные ценности

Вокруг икон из музея "Царицыно" разгорелся скандал

Семейные ценности
@ РИА "Новости"

Tекст: Антон Размахнин

Из «Царицыно» исчезла одна из лучших в России коллекций икон, сообщили милиционеры, к которым обратилась вдова владельца произведений искусства. Ее супруг − известный собиратель Михаил де Буар (Елизаветин) − умер во время выставки в «Царицыно», причем на момент открытия экспозиции он был женат на другой. В «Царицыно» полагают, что речь идет о споре за наследство. Эксперт пояснил газете ВЗГЛЯД, каковы шансы каждой из женщин при таком раскладе.

«О пропаже более 190 предметов русской религиозной живописи, в числе которых редкие иконы, в УВД Южного округа столицы заявила вдова коллекционера Татьяна де Буар», − цитирует РИА «Новости» источник в правоохранительных органах.

Скорее всего, кражи как таковой нет, а речь идет о наследственном споре

По словам Татьяны де Буар, оценочная стоимость коллекции составляет порядка 30 млн долларов.

Спустя полдня после подачи этого заявления в дирекции ГМЗ «Царицыно» уточнили, что речь все-таки не идет об ограблении музея или краже со взломом. Экспонаты были в штатном порядке вывезены после окончания выставки, которая была открыта 3 июня 2008 года. «В соответствии с условиями договора после закрытия выставки все иконы, экспонировавшиеся на ней, возвращены Елизаветиной − лицу, с которым был заключен договор о предоставлении икон на выставку», − отметили в музее.

Любовь Елизаветина была супругой Михаила де Буара (Елизаветина) на момент открытия выставки.

По факту заявления Татьяны де Буар, последней супруги коллекционера, проводится проверка, сообщают в УВД ЮАО. В заявлении указывается, что предметы искусства из музея забрала первая супруга коллекционера, и произошло это 1 февраля. «Скорее всего, кражи как таковой нет, а речь идет о наследственном споре», − полагает замначальника управления информации и общественных связей столичного ГУВД Жанна Ожимина.

В экспозицию включили 180 икон, среди которых представлены жемчужины коллекции: две северные иконы «Сошествие в ад», относящиеся к XIV веку (фото: bibliotekar.ru)
В экспозицию включили 180 икон, среди которых представлены жемчужины коллекции: две северные иконы «Сошествие в ад», относящиеся к XIV веку (фото: bibliotekar.ru)

Информацию о том, что из музея экспонаты забрала именно бывшая жена Михаила Елизаветина, подтверждает и ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко. В интервью «Вести.Ру» она отметила: «Сдавала (иконы на выставку) Любовь Владимировна Елизаветина, с которой Михаил Евгеньевич состоял в браке долгие годы. На тот момент она была еще его женой, и иконы выставлялись на целом ряде выставок: на выставке частных собраний, которая проходила в нашем музее в 2007 году, на выставке в Музее изобразительных искусств, которая была год назад. И везде, насколько я знаю, именно Любовь Владимировна отдавала и принимала потом иконы. Таково было желание на тот момент Михаила Евгеньевича. А поскольку завещания не оставлено, то сейчас остается некоторая неясность с наследством».

«Мне кажется, что наследникам желательно разбираться в кругу семьи и не провоцировать общественность такими голословными заявлениями, тем более бросая тень на музей», − замечает Наталья Комашко.

«Собрание Елизаветина − одно из самых полных и интересных в России, а для выставки были отобраны наиболее редкие и выдающиеся произведения», − комментировала открытие выставки заместитель гендиректора ГМЗ Наталья Поппель. – В экспозицию включили 180 икон, среди которых представлены жемчужины коллекции: две северные иконы «Сошествие в ад», относящиеся к XIV веку. Особую ценность собранию придают иконы знаменитых московских иконописцев XVII века Назария Истомина и Симона Ушакова, также представленные в «Царицыно»». Кроме того, на выставке можно было увидеть иконы «Преображение» и «Сретение» XV века из Новгорода, который в ту пору был центром русской культуры, а также редкие произведения − жития святых, сказания о чудотворных иконах и христианских реликвиях».

Отметим, что при жизни коллекционер вынашивал планы создания собственного музея иконописи – полнота и художественная ценность коллекции позволяли претендовать на такой статус. Однако будет ли этот музей создаваться после смерти де Буар-Елизаветина, пока непонятно. Возможно, наследство коллекционера будет разделено между наследниками, и коллекция разойдется между музейными и частными собраниями.

«Ни о каком хищении тут речи нет, ведь Елизаветина получила иконы совершенно законным путем, по надлежащим документам, − прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД Сергей Зубков, глава Московской межрайонной коллегии адвокатов. − Правда, получила она не свое имущество: наследником 1-й очереди в отсутствие завещания является не она, а последняя супруга покойного.

Тем не менее, если со дня расторжения предыдущего брака прошло менее трех лет, то предыдущая супруга вправе претендовать на раздел совместно нажитого с Елизаветиным имущества – как в досудебном, так и в судебном порядке. И тогда она совершенно законно может получить половину коллекции или ее стоимости».

«Другое дело, если она не просто забрала иконы, а собирается их, скажем, продать и деньги оставить себе, − отметил Зубков. – Тогда это будет противозаконно, но, опять же, такое действие называется не «хищением», а «присвоением» чужого имущества и карается куда мягче».

Напомним, похожая ситуация возникла в конце января с коллекцией картин художника Андрея Васнецова − основоположника так называемого «сурового стиля» в русской живописи. Около 200 полотен исчезли из мастерской художника в Богословском переулке, общая их стоимость – порядка 1 млн долларов.

Вскоре картины отыскались в запасниках Академии художеств, куда их поместила на ответственное хранение одна из наследниц художника, скончавшегося в декабре прошлого года. Сейчас ведется примирительный процесс, в результате которого все наследники должны прийти к соглашению о разделе имущества живописца.

..............