27 июня, понедельник  |  Последнее обновление — 02:33  |  vz.ru

Как шеринг изменил всех нас и как все мы изменили шеринг

Дмитрий Соколов-Митрич
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, колумнист газеты ВЗГЛЯД
Для определения масштабов явления чрезвычайно важна сама философия шеринга. Она исходит из того, что уже появились новые люди, которые не считают владение главным маркером социального успеха. Подробности...

СВО – это Реконкиста по-русски

Владимир Добрынин
Владимир Добрынин, журналист
Россия – никакой не агрессор, а самый настоящий отвоевыватель земель, которые раньше ей принадлежали, но по прихоти некоторых политиков были временно (запомните это слово) утеряны. Подробности...

Чехия готовит новые антироссийские выходки

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Страной-председателем Евросоюза с 1 июля станет Чехия. Учитывая, что у власти в этой стране находятся фанатики-русофобы, полностью провалившие экономическую политику, ожидания от этого события самые мрачные. Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами

Под Рязанью упал Ил-76 с горящим двигателем

Под Рязанью после возгорания одного из двигателей потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76. Он выполнял учебно-тренировочный полет из Белгорода в Оренбург с дозаправкой в Дягилево. В результате аварии четыре человека погибли, еще пятеро ранены

НОВОСТЬ ЧАСА: Силы России и ЛНР вошли в Лисичанск с пяти направлений

Польша нашла новый повод для «цивилизационной» обиды на Россию

демилитаризация Украины

Массированным ракетным ударом уничтожены три бригады стратегического резерва ВСУ

саммит G7

Эксперт: Риторика Джонсона по Украине может привести Лондон к проблемам с ЕС и США

«Ласковый май»

Против не спасших Шатунова врачей скорой завели дело

«Шансы были минимальными»

Эксперты оценили крушение Ил-76 в Рязани

поставки газа

Европа начала готовиться к самой суровой зиме

кандидатство в Евросоюз

Зачем ЕС вознес Украину и обидел Грузию

демилитаризация Украины

Куда российская армия двинется после Донбасса

китайский опыт

Ответ России нанесет ощутимый удар по экономике Литвы

страна-председатель

Вадим Трухачёв: Чехия готовит новые антироссийские выходки

всемирная история

Герман Садулаев: Запад искусственно создает угрозу голода

универсальное мерило

Глеб Простаков: Русское золото как звено новой системы международных расчетов

Вы слушали песни «Ласкового мая»?

Ген диктует расписание

Когда все только начинают развлекаться «жаворонки» уже клюют носом
       6 апреля 2007, 22:27
    Фото: Getty Images
    Текст: Екатерина Шевченко

«Сова» вы или «жаворонок» – это, возможно, определяет только один ген. Тогда изучение генетического основания внутренних часов человека поможет ему эффективнее всего организовывать свой день. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета и Института Говарда Хьюза.

На языке науки врожденная потребность в раннем пробуждении как явление называется «синдром наследственной расширенной фазы сна». Люди, которые ему подвержены, никогда не просыпают начало рабочего дня, поскольку встают с рассветом или даже до рассвета, в районе четырех утра.

Зато они совершенно не способны бодрствовать вечером. Когда все остальные только начинают развлекаться, эти «жаворонки» уже клюют носом и вынуждены уползать с вечеринки в постель. В интимной жизни их тоже подстерегают трудности: вечером «жаворонок» уже спит, а утром его вторая половина еще спит.

Причем в среднем такие люди спят столько же, сколько и остальное человечество, просто делают это в другое время. Кому-то удается приспособить свой рабочий график к особенностям организма, другие борются с ними всю жизнь, в основном с помощью кофе по вечерам.

Ученые заявили, что нашли причину аномалии сна. В ней виновен дефект гена, вырабатывающего белок CKIdelta. Медики изучили три поколения семьи, в которой «синдром жаворонка» передается по наследству. Кстати, они обнаружили, что все члены семейства страдают также астмой и мигренью – возможно, эти болезни тоже несет с собой мутировавший ген.

Проанализировав образцы крови «сов», то есть людей, страдающих синдромом отложенной фазы сна (чей суточный цикл, как считается, гораздо длиннее 24 часов), ученые обнаружили, что у них, как правило, две коротких копии гена Per3. Из этого исследователи сделали вывод, что короткая копия гена предрасполагает к большей продолжительности суточного цикла.

Этот вывод подтвердили медики британского графства Суррей на основе серии генно-психиатрических экспериментов.

Как рассказал руководитель работы – директор Центра исследования сна (Университет Суррея) профессор Дирк Ян Дейк, его группа вычислила ген, который отвечает за способность человека адекватно чувствовать себя при длительном бодрствовании. Ген называется Per3.

В геноме человека имеются два варианта гена Per3 – короткий и длинный. Так как в клетках человека имеются две копии каждого гена, то каждый человек может иметь либо две копии короткого гена, либо две копии длинного, либо одну длинную и одну короткую копию.

Ученые исследовали, насколько носители длинных и коротких копий гена Per3 сохраняют способность адекватно реагировать на ситуацию в зависимости от проведенного без сна времени.

В исследовании приняли участие 10 носителей коротких копий гена и 14 длинногенных людей. Всем участникам по 25 лет, никто из них до эксперимента на нарушения сна не жаловался.

Для начала ученые определили циркадные ритмы в обеих группах. Оказалось, что они ничем не отличаются. То есть в зависимости от времени суток у всех обследованных наблюдалась похожая активность мозга и количество гормона кортизола в крови.

На следующем этапе исследований участники бодрствовали 40 часов (что примерно соответствует циклу работника ночной смены) и выполняли задачи на память, концентрацию и реакцию. Лишенные сна носители длинной копии гена справлялись с заданиями существенно хуже, чем обладатели короткой. Причем наибольшая разница наблюдалась в ранние утренние часы после бессонной ночи.

Кроме очевидной разницы во внимательности по утрам, группы разнились и по пикам активности. Короткогенные оказались типичными «совами», которые могут просидеть полночи за важной работой, а потом выспаться за 6–8 часов. Носители же длинной разновидности рано ложатся спать и предпочитают разделываться с делами в ранние утренние часы. Кроме того, выяснилось, что после длительного бодрствования «жаворонкам» для восстановления нужен более длинный и глубокий сон.

Как говорят авторы, их работа не только объясняет существование «сов» и «жаворонков». Она позволяет понять, почему большинство несчастных случаев с работниками ночных смен происходит именно в ранние утренние часы. Это позволит в будущем определить категорию людей, для которых работа в ночную смену представляет наибольшую опасность, а также разработать лекарственные препараты для тех, кого не устраивает образ жизни «ранней пташки», – до сих пор медицина мало что могла им предложить.