3 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 04:32  |  vz.ru

Мы должны снова стать страшными для врагов

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Мы должны показать полную решимость сражаться. Так мы сможем избежать большой войны. Никому не рассказывайте, что на самом деле мы мирные люди. Это наша военная тайна. Подробности...

Болгарский тупик для России

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Всё говорит о том, что в Болгарии как был, так и остался огромный разрыв между мнением народа и поведением власти. Потенциально люди вроде бы не против России, но зачастую голосуют за русофобские партии. Подробности...

Вашингтон гонит вассалов на войну

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Заявление НАТО о жестком ответе на удары по европейской инфраструктуре, которое так удивило публику, вполне вероятно, относится не к прошлым диверсиям, а к будущим. Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.

НОВОСТЬ ЧАСА: Глава Евросовета объявил о намерении стран ЕС усилить санкции против России

Куба приняла суверенное решение по гей-бракам

«позор президента»

Шарий: НАТО вновь унижает Зеленского

Активы и пассивы

Названы главные приобретения России на новых территориях

спор с королем

В Times узнали о конфликте Лиз Трасс и Карла III

морская инфраструктура

Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

зона боевых действий

Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

наихудший сценарий

Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

боевая подготовка

Как мобилизованных готовят для спецоперации

настоящая история

Как Россия сберегла свой ядерный щит

кому выгодно

Максим Соколов: Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

сможем ли простить?

Алексей Токарев: Что ждет уехавших и не уехавших

исторические документы

Геворг Мирзаян: Что будет после референдумов

На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

Космический зонтик

Большинство известных планет за пределами Солнечной системы относят к газовым гигантам, по размерам превосходящим Нептун, а шансы обнаружить там жизнь минимальны
       10 июля 2006, 07:05
    Фото: pparc.ac.uk
    Текст: Андрей Весна

Ученые из Университета Колорадо советуют NASA отправить в космос гигантский зонт, чтобы облегчить орбитальным телескопам поиск планет за пределами Солнечной системы. Зонт, то есть пластиковый диск диаметром 50 м, должен заслонять звезды, мешающие разглядеть свет более тусклых тел, расположенных по соседству с ними.

При этом автор изобретения отметил, что он, зонтик, в принципе может работать и в паре с орбитальным телескопом Джеймса Вебба (James Webb).

Это преемник телескопа Hubble. Со своим большим 6-метровым зеркалом, огромными экранами, гарантирующими глубокое охлаждение аппарата, и камерами со спектрографами, работающими как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне, этот аппарат должен вывести на новый уровень возможности астрономии.

По плану старт James Webb намечен на 2013 год и поместят его в точку Лагранжа L2 (в 1,5 млн. км от Земли). Инструмент и зонт будут разделять примерно 25 тыс. км, чтобы при «искусственном затмении» оказывалась заслонена только сама звезда.

Мощный телескоп должен находиться на огромном расстоянии от зонтика, но двигаться эта пара должна очень согласованно (собственно, согласование это – главный вызов для инженеров).

А для большей стабильности пару можно вывести в так называемую точку Лагранжа, где гравитационные силы сбалансированы и аппараты занимают стабильное положение по отношению к Земле и Солнцу.

«Принцип нашей «маргаритки» примерно такой же, как у ладошки, которой мы прикрываем солнце, когда смотрим в его сторону и хотим разглядеть какие-то детали в той стороне», – объясняет разработчик проекта профессор Вебстер Кэш принцип действия придуманного им устройства.

«Мы считаем, что наш проект полностью осуществим при помощи современных технологий и его реализация позволит нам непосредственно изучать планеты земного типа», – говорит ученый. В любом случае, все математические выкладки по проекту и в особенности по сложным оптическим схемам многотысячекилометровой системы выполнены университетом в полном объеме и опубликованы в выпуске журнала Nature за 6 июля. Кэш уже получил от NASA за свой проект премию 400 тыс. долларов.

Как правило, экзопланеты обнаруживают по гравитационным возмущениям, вносимым ими в движение звезд, однако этот метод не позволяет заметить слишком легкие тела.

В результате большинство известных планет за пределами Солнечной системы относят к газовым гигантам, по размерам превосходящим Нептун, а шансы обнаружить там жизнь минимальны. Оптический метод, как надеются астрономы, расширит списки экзопланет за счет объектов, напоминающих Землю.

Первая экзопланета была найдена 11 лет назад в 50 световых годах от Земли. Впоследствии их было открыто около 200, а NASA запланировало несколько специальных экспедиций для наблюдений за экзопланетами из космоса и поиска признаков жизни на них.

В феврале этого года астрономы из Института Карнеги подготовили список из 10 ближайших звезд, где следует искать жизнь. Список, представленный доктором Маргарет Тернбулл на заседании Американской ассоциации по продвижению науки, составлен на основе сведений о внесолнечных планетах.

Первую позицию в списке занимает Бета Гончих Псов – двойная звезда, удаленная от Солнца всего на 26 световых лет, вторую – звезда HD 10307, расположенная в полтора раза дальше. Кроме того, в списке фигурирует 51 Pegasus, где в 1995 году обнаружили первую «экзопланету». В списке преобладают объекты, близкие Солнцу по размерам и химическому составу.

Между тем ученым известно около 200 планет за пределами Солнечной системы, причем некоторые из них уже удалось наблюдать непосредственно (то есть зафиксировать исходящее от них инфракрасное излучение). Эти тела различны по размеру и составу, но среди них преобладают планеты-гиганты, близкие по свойствам Юпитеру или Сатурну, где появление биоматерии практически невозможно.

Сейчас поиском внеземных цивилизаций занимаются в основном добровольные участники распределенного проекта SETI@Home. «Разумные сигналы» ищут в записях радиотелескопа Aresibo, откуда ежедневно поступает 35 гигабайт данных. В свою очередь, космические миссии NASA по изучению экзопланет были отложены из-за изменений в бюджете космического агентства.