6 апреля, понедельник  |  Последнее обновление — 08:33  |  vz.ru

Время настоящей музыки закончилось

Владимир Можегов, публицист
На этой неделе исполнилось 335 лет Баху. «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог», – писал Бродский. Наверное, это так. Однако вряд ли кто-то усомнится в том, что дьявола в нашем мире, построенном на развалах храма классики, стало значительно больше. Подробности...

Пандемия показала превосходство российской медицины в мире

Какая вам на фиг родина? Чего же это вам не живется в прекрасном далеко? Вирус показал то, что счастливо убывшие не шибко охотно рассказывали и про что некоторые русские СМИ откровенно врут. Подробности...

Перестаньте повторять мантру про «цифровой лагерь»

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Не надо путать плоское и холодное. Не нравится власть – да на здоровье. Не нравится «цифровой концлагерь» – уходите из сетей, купите дисковый телефон и перестаньте пользоваться платежными инструментами. Подробности...

Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны

Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же

Путин посетил больницу в Коммунарке

Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна

НОВОСТЬ ЧАСА:Россиянам напомнили о повышающей иммунитет привычке

Чем Россия заменит нефтяные доходы

Сводки с передовой

В НИИ Склифосовского оценили состояние главврача Проценко

«всю жизнь против ОПЕК»

Трамп пригрозил пошлинами на нефть и объявил ОПЕК вне закона

Врач и телеведущая

Малышева показала, как безопасно ходить в магазины

«единая Европа»

Евросоюз дал еще одну трещину

сокращение нефтедобычи

Россия пригласила Америку в картель

мобилизация артиллерии

Мадуро начал подготовку к войне с США

китай против сша

Коронавирус спровоцирует начало геополитической войны

Высокая цена

Глеб Простаков: Готовится великая нефтяная сделка

Конспирологические теории

Сергей Худиев: Бритва Оккама и Штирлиц против коронавируса

Всадник Апокалипсиса

Наталья Холмогорова: Коронавирус разрушил идеологию ЛГБТ

В чем российские женщины опередили весь мир?

Чего вам больше всего не хватает на самоизоляции?

Космический зонтик

Ученый уже получил от NASA за свой проект премию в 400 тыс. долларов
        Большинство известных планет за пределами Солнечной системы относят к газовым гигантам, по размерам превосходящим Нептун, а шансы обнаружить там жизнь минимальны   10 июля 2006, 07:05
        Фото: pparc.ac.uk
        Текст: Андрей Весна

Ученые из Университета Колорадо советуют NASA отправить в космос гигантский зонт, чтобы облегчить орбитальным телескопам поиск планет за пределами Солнечной системы. Зонт, то есть пластиковый диск диаметром 50 м, должен заслонять звезды, мешающие разглядеть свет более тусклых тел, расположенных по соседству с ними.

При этом автор изобретения отметил, что он, зонтик, в принципе может работать и в паре с орбитальным телескопом Джеймса Вебба (James Webb).

Это преемник телескопа Hubble. Со своим большим 6-метровым зеркалом, огромными экранами, гарантирующими глубокое охлаждение аппарата, и камерами со спектрографами, работающими как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне, этот аппарат должен вывести на новый уровень возможности астрономии.

По плану старт James Webb намечен на 2013 год и поместят его в точку Лагранжа L2 (в 1,5 млн. км от Земли). Инструмент и зонт будут разделять примерно 25 тыс. км, чтобы при «искусственном затмении» оказывалась заслонена только сама звезда.

Мощный телескоп должен находиться на огромном расстоянии от зонтика, но двигаться эта пара должна очень согласованно (собственно, согласование это – главный вызов для инженеров).

А для большей стабильности пару можно вывести в так называемую точку Лагранжа, где гравитационные силы сбалансированы и аппараты занимают стабильное положение по отношению к Земле и Солнцу.

«Принцип нашей «маргаритки» примерно такой же, как у ладошки, которой мы прикрываем солнце, когда смотрим в его сторону и хотим разглядеть какие-то детали в той стороне», – объясняет разработчик проекта профессор Вебстер Кэш принцип действия придуманного им устройства.

«Мы считаем, что наш проект полностью осуществим при помощи современных технологий и его реализация позволит нам непосредственно изучать планеты земного типа», – говорит ученый. В любом случае, все математические выкладки по проекту и в особенности по сложным оптическим схемам многотысячекилометровой системы выполнены университетом в полном объеме и опубликованы в выпуске журнала Nature за 6 июля. Кэш уже получил от NASA за свой проект премию 400 тыс. долларов.

Как правило, экзопланеты обнаруживают по гравитационным возмущениям, вносимым ими в движение звезд, однако этот метод не позволяет заметить слишком легкие тела.

В результате большинство известных планет за пределами Солнечной системы относят к газовым гигантам, по размерам превосходящим Нептун, а шансы обнаружить там жизнь минимальны. Оптический метод, как надеются астрономы, расширит списки экзопланет за счет объектов, напоминающих Землю.

Первая экзопланета была найдена 11 лет назад в 50 световых годах от Земли. Впоследствии их было открыто около 200, а NASA запланировало несколько специальных экспедиций для наблюдений за экзопланетами из космоса и поиска признаков жизни на них.

В феврале этого года астрономы из Института Карнеги подготовили список из 10 ближайших звезд, где следует искать жизнь. Список, представленный доктором Маргарет Тернбулл на заседании Американской ассоциации по продвижению науки, составлен на основе сведений о внесолнечных планетах.

Первую позицию в списке занимает Бета Гончих Псов – двойная звезда, удаленная от Солнца всего на 26 световых лет, вторую – звезда HD 10307, расположенная в полтора раза дальше. Кроме того, в списке фигурирует 51 Pegasus, где в 1995 году обнаружили первую «экзопланету». В списке преобладают объекты, близкие Солнцу по размерам и химическому составу.

Между тем ученым известно около 200 планет за пределами Солнечной системы, причем некоторые из них уже удалось наблюдать непосредственно (то есть зафиксировать исходящее от них инфракрасное излучение). Эти тела различны по размеру и составу, но среди них преобладают планеты-гиганты, близкие по свойствам Юпитеру или Сатурну, где появление биоматерии практически невозможно.

Сейчас поиском внеземных цивилизаций занимаются в основном добровольные участники распределенного проекта SETI@Home. «Разумные сигналы» ищут в записях радиотелескопа Aresibo, откуда ежедневно поступает 35 гигабайт данных. В свою очередь, космические миссии NASA по изучению экзопланет были отложены из-за изменений в бюджете космического агентства.