Лифтовой кризис
![]() |
9 марта 2006, 19:55
Фото: GettyImages Текст: Екатерина Сапогова |
В Москве назревает кризис – на этот раз лифтовой. Из 118 тысяч лифтов, которые доставляют жителей столицы до дверей их жилищ, необходимо срочно заменить приблизительно шестую часть – 19 тысяч лифтов. Об этом на заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы заявил начальник отдела столичного управления Ростехнадзора Сергей Матвеев.
Причина, как и в большинстве проблем, связанных с коммунальным хозяйством, давно известна – недостаточное финансирование. Решать эту проблему пытаются уже одиннадцать лет, тем не менее ситуация продолжает ухудшаться. В приличном состоянии, по словам Матвеева, находятся лифты элитных домов, хотя и там далеко не все кабины исправны.
Проблема с 11-летним стажем
Скачки напряжения могут парализовать работу лифтов в целом районе одновременно – такие случаи в столице далеко не редкостьНа заседании комиссии по городскому хозяйству Матвеев высказался вполне определенно: 19 тысяч лифтов отработали свой ресурс, и их необходимо остановить, поскольку они представляют настоящую общественную угрозу.
Однако присутствующий на заседании заместитель генерального директора МГУП «Мослифт» Анатолий Орлов не согласился с такой оценкой. «Мослифт» обслуживает 57 тысяч столичных лифтов, и все они исправны и безопасны, заверил Орлов.
По его словам, лифты регулярно проходят освидетельствование в соответствии с существующим планом. Если специалисты решают, что лифт исправен, то срок его службы продляется еще на год. Аппарату присвоен государственный номер, каждый зарегистрирован и находится под контролем представителей «Мослифта».
Об истории обновления московских лифтов корреспонденту ВЗГЛЯД рассказала представитель пресс-службы «Мослифта» Наталья Яшина. Она напомнила, что впервые ветхим состоянием лифтов городские власти обеспокоились в 1994 году, и после изучения статистики стало ясно – необходимо срочно решать проблему.
Однако проблемы с финансированием были уже тогда, и была принята программа о восстановлении лифтов. Ведь даже если полностью сменить кабину, каркас, привод лифта, то, в любом случае, это будет примерно наполовину дешевле, чем поставить новый аппарат.
Программа была принята сроком на пять лет, в 2000 году был принят документ на такой же срок, а последнее рассмотрение проблемы состоялось 10 января уже этого года на заседании правительства Москвы.
Сергей Матвеев не согласен с тем, что меры по восстановлению могут гарантировать безопасность москвичей, поскольку у каждой машины есть свой срок годности, лифт - не исключение, а срок определяет завод-изготовитель. Что касается ежегодных осмотров, Матвеев подчеркнул, что «даже эксперт не всегда может точно определить изношенность металла, конструкций лифта и шахты».
Створки дверей
![]() Правительство обратилось с просьбой о дополнительном финансировании к мэру Юрию Лужкову, однако денег от этого до сих пор не прибавилось (фото: ВЗГЛЯД) |
Предельные сроки эксплуатации лифтов Матвеев определил точно: обновлять лифт можно только три раза, и делать это нужно не меньше, чем раз в три года. Даже если по истечении девяти лет лифт не пришел в аварийное состояние, его нужно менять – только таким путем жильцы дома могут получить гарантии на безопасное передвижение.
Год назад представители Ростехнадзора обращались в Мосгордуму с письмом, в котором указали все существующие недостатки, и в первую очередь – изношенность «личного состава» столичных лифтов. Из Мосгордумы бумага ушла в правительство города, правительство обратилось с просьбой о дополнительном финансировании к мэру Юрию Лужкову и его первому заместителю в правительстве Москвы Петру Аксенову, однако денег от этого до сих пор не прибавилось.
«Люди разбегаются, специалистов катастрофически не хватает, поскольку городские организации не могут обеспечить им достойную зарплату, – отметил представитель Ростехнадзора. - При существующих тарифах, которые были приняты еще исполкомами в советские времена, я даже не представляю, как наши коллеги из «Мослифта» не растеряли весь свой личный состав», - добавил Матвеев.
Одной из главных проблем, связанных с лифтами, стали скачки напряжения, которые могут парализовать работу лифтов в целом районе одновременно – такие случаи в столице далеко не редкость. В первую очередь им подвержены старые «распашные» конструкции лифтов, где створки дверей нужно открывать руками.
Ни у «Мослифта», ни у организаций, с которыми предприятие работает на партнерских отношениях, нет наличного состава людей, которые в течение получаса смогли бы освободить людей из металлических коробок по всему микрорайону – а по выводам медиков и психиатров, находиться в кабине лифта более получаса вредно как физически, так и психологически.
Матвеев рассказал, что существуют разработки аккумуляторов, которые в случае отключения энергии или скачка напряжения смогут доставить лифт до ближайшего этажа и автоматически раскрыть двери. Видимо, реализации этого проекта тоже мешает недостаточное финансирование: разработки существуют уже несколько лет, а внедрением их пока никто не озаботился.