Сергей Худиев Сергей Худиев Рождество Христово наделяет историю смыслом

То, что мы часто полагаем само собою разумеющимся – например, вера в равенство и достоинство всех людей, имеет библейские, и даже точнее, рождественские корни. Бог становится одним из бедных, уязвимых, притесненных и преследуемых этого мира – и вера в это глубоко изменила представления о том, что такое человеческое достоинство.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Русская культура не принимает только ненависти к России

Современная русская культура не принимает только одного – ненависти к России. Стремление к верности своей стране, ее государству и ее языку – это не субкультура, это естественное состояние художника здесь и сейчас.

15 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Глобальный план на 2025 год уже расписан

Вместо гадания на кофейной гуще о конкретных событиях рассмотрим «большие» вопросы, которые будут определять мировую политику в 2025 году. «Черные лебеди» – это не то, что меняет реальность, а тактическое происшествие в рамках уже сложившегося пути.

8 комментариев
1 сентября 2005, 23:03 • Общество

Праздник, который не состоится

Праздник, который не состоится
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Ильин

На днях представители Законодательного собрания Приморского края выступили с предложением объявить 3 сентября Днем победы над Японией. Как показывает практика последних лет, предложение скорее всего будет отклонено. Однако в связи с этим возникает другой вопрос: нужны ли нам новые (или «старые новые») праздники?

С инициативой о новом празднике выступил приморский депутат Николай Морозов. По его словам, «на несправедливое отсутствие этого праздника нам указали военные, ветераны Вооруженных сил и правоохранительных органов». Заметим, это далеко не прецедент: предложение о провозглашении праздника победы над Японией 3 сентября уже несколько раз рассматривалось в самых верхах.

Взял и назначил

#{quote1}Попытки включить 3 сентября в список российских памятных дат начались еще в 90-е годы. Инициатором выступала Сахалинская дума, и в какой-то момент дело дошло до того, что в 1999 году Госдума вотировала соответствующий закон в двух чтениях. Тогда все закончилось наложенным президентом Ельциным вето.

В дальнейшем попытки провести закон (опять-таки по инициативе сахалинцев) продолжались, но успеха не принесли: не удалось пройти Госдуму. Скорее всего не изменится ситуация и сейчас: управляемость нижней палаты Федерального собрания стала куда выше, а Кремлю совершенно ни к чему дополнительно раздражать могущественного восточного соседа. Да, в последние годы внешнеполитический курс России стал ощутимо более жестким, но как-то незаметно, чтобы это очень уж сильно распространялось на Японию. Вопрос Курил так и замер в патовом положении: японская сторона по-прежнему требует все четыре острова Курильской гряды, каковой вариант всегда расценивался Россией как неприемлемый.

Тем более что не совсем понятно, а почему, собственно, речь идет о 3 сентября, тогда как капитуляция Японии перед союзниками (СССР, США, Китай, Великобритания) была подписана на крейсере «Миссури» накануне 2-го? Причина носит сугубо исторический характер. В день капитуляции заседавший Президиум Верховного Совета СССР решил объявить «Днем победы над милитаристской Японией» именно 3 сентября.

Другой вопрос, а нужно ли нам два Дня Победы? Здесь даже не важно то, что в победе над Германией СССР сыграл, бесспорно, решающую роль, в то время как боевые действия с Японией продолжались только несколько месяцев. Победа всегда остается победой, вот только вкус у нее разный. И если 9 мая был и остается едва ли не главным праздником россиян, то с годовщиной разгрома Квантунской армии ситуация несколько иная. Да, это была славная победа русского оружия, но не более. Вспомним слова песни из классического фильма: «А нынче нам нужна одна победа!» Одна, зато какая!..

Говорить всерьез неудобно

Статус 7 ноября хоть и объявлен официально, но совершенно невнятен (фото ИТАР-ТАСС)
Статус 7 ноября хоть и объявлен официально, но совершенно невнятен (фото ИТАР-ТАСС)

Вообще нельзя не признать, что с праздниками в современной России дело обстоит не совсем понятно. Главные праздники конечно же День Победы и Новый год. Но назвать 1 января общенародным праздником язык как-то не поворачивается, а одного 9 мая все же недостаточно.

Все остальные торжественные дни пользуются куда меньшим народным признанием. Статус 7 ноября хоть и объявлен официально, но совершенно невнятен. С Днем независимости России (12 июня – день принятия Декларации о государственном суверенитете РФ) все еще хуже: основная часть населения страны относится к нему с апатией, а многие даже с определенным раздражением - ностальгия по Советскому Союзу не ослабевает. О Международном женском дне и говорить всерьез не вполне удобно, равно как и о 23 февраля. Да, люди празднуют, но уровень, будем говорить откровенно, явно не тот.

А ведь праздники, как дни демонстрации общероссийской гордости и солидарности, несомненно нужны. Нужны для повышения уровня самосознания и, если угодно, самоуважения самих россиян. И саму по себе идею введения новых праздников (или восстановления старых) следует признать скорее удачной.

Вот только идея с объявлением 3 сентября праздником победы над Японией изначально ошибочна. Во-первых, хватит нам 9 мая, во-вторых, эта дата уже «зарезервирована» за Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Сочетать праздничные мероприятия с трауром по случаю годовщины бесланской трагедии – идея по меньшей мере неудачная. А то, что еще и «японцы обидятся», - фактор третьестепенный.

Вообще, на фоне 9 мая меркнет любая дата отечественной истории. Да, наша память хранит много славных побед, но ни одна из них не может сравниться с разгромом гитлеровской Германии. А потому любая памятная дата славы русского оружия (начиная с победы князя Александра Невского над немецкими рыцарями 18 апреля 1242 г.) поневоле отходит на второй план.

Отсутствие славных свершений

Один несомненный общенародный праздник – Первое сентября (фото ИТАР-ТАСС)
Один несомненный общенародный праздник – Первое сентября (фото ИТАР-ТАСС)

А с праздниками «невоенными» у нас, как выясняется, все достаточно скромно. О 12 июня и 8 марта мы уже говорили. Что же делать?.. Следует ли вводить новые праздинки или можно попробовать повысить статус уже имеющихся?

С совсем новыми праздниками явно не получается хотя бы по причине отсутствия за последние годы «славных свершений». Православные праздники, увы, нельзя считать в полной мере общенародными: Россия – страна многоконфессиональная и светская, да и число реально воцерковленных людей не так уж и велико. Казалось бы, есть один несомненный общенародный праздник – Первое сентября. В конце концов можно же назвать его не Днем знаний, а Днем ребенка - для любого человека нет ничего важнее, чем его дети. Напомним, что в свое время именно 1 сентября в России отмечался Новый год. Это в каком-то смысле актуально и сейчас: именно в конце лета люди возвращаются из отпусков и по-новому приступают к «трудам праведным».

Однако здесь есть, увы, серьезная проблема. После Беслана начало сентября вызывает однозначные трагические ассоциации, и какие-то веселые празднества в эти дни были бы не вполне уместны, по меньшей мере в ближайшие годы. Удастся ли справиться с этой горечью в дальнейшем – большой вопрос.

А если вас интересует моя личная точка зрения, то лучшим объединяющим праздником мог бы стать 6 июня. В этот день (26 мая по старому стилю) родился символ русского языка, русской культуры – Александр Пушкин. Годовщина рождения великого поэта и так празднуется в России достаточно широко, но если поднять статус этого мероприятия еще выше (скажем, до Дня культуры России), то, возможно, от этого выиграют все. По крайней мере логика здесь очевидна: что может лучше объединить граждан страны, чем культурная общность?..

..............