Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

8 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

18 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
31 марта 2017, 14:26 • Политика

Госдеп заговорил об Асаде словами Путина

Госдеп заговорил об Асаде словами Путина
@ Umit Bektas/Reuters

Tекст: Марина Балтачева,
Михаил Мошкин

Глава Госдепа Рекс Тиллерсон и постпред США при ООН Никки Хейли заявили о смене приоритетов политики Вашингтона в Сирии. Штаты больше не требуют ухода «тирана» Башара Асада. Более того, Тиллерсон признал, что решать судьбу сирийского президента должен народ Сирии.

Уход Башара Асада с поста президента Сирии больше не является приоритетом Вашингтона, заявила постпред США при ООН Никки Хейли. Из ее выступления следует: в отличие от администрации Барака Обамы, нынешний Белый дом больше не желает концентрироваться на Асаде. Вашингтону лучше сосредоточиться на работе с такими державами, как Турция и Россия, чтобы добиваться политического урегулирования, нежели сосредоточиться на Асаде, передавая слова Хейли, отмечает Al Jazeera. «Речь идет об изменении наших приоритетов. Вы сами выбираете свои сражения», – подчеркнула постпред США при ООН.

Что толку требовать свержения Путина, если он не свергается, и свержения Асада, если тот тоже не свергается?

Очевидно, что заявление Хейли отвечает позиции нового руководства Госдепа. В четверг госсекретарь Рекс Тиллерсон на совместной пресс-конференции с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу заявил, что решение «о статусе и судьбе» Башара Асада должен принять народ Сирии.

Как отмечает ТАСС, заявление Тиллерсона вызвало сожаление у «Высшего комитета по переговорам» (ВКП) – группы сирийской оппозиции, сформированной под патронажем Саудовской Аравии. «Мы надеемся, что США поймут причины происходящего в Сирии. Рассчитываем, что Америка проявит лидерские качества... окажет давление и будет проводить работу, особенно с Россией», – заявила представитель ВКП на межсирийских переговорах в Женеве Фарах аль-Атаси.

Речь Тиллерсона напомнила слова Путина

Al Jazeera, между тем, констатирует: выступление Рекса Тиллерсона по содержанию и по стилю напомнило заявления представителей давнего союзника Сирии – России, «чьей помощи Вашингтон добивается». Действительно, о том, что сирийский народ сам должен решать дальнейшую судьбу Асада, заявляли ранее и президент Владимир Путин, и глава МИД Сергей Лавров.  

Отметим, что речь Тиллерсона обозначила и расхождение с ближайшим союзником США. «Позиция Великобритании по Асаду не изменилась. Он не может быть лидером, способным объединить Сирию. Он должен покинуть свой пост», – оперативно откликнулся постоянный представитель Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт.

Британский постпред поспешил заверить, что смена тона США не вызывает у него опасений. «Я думаю, все привержены добросовестному выполнению Женевского коммюнике и всех резолюций Совета Безопасности», – подчеркнул Райкрофт. О том, что «Асаду нет места в будущем Сирии», заявил и постпред Франции Франсуа Делатр. Париж и Лондон выразили традиционную точку зрения Запада в отношении «режима Асада», но такой она была далеко не всегда.

Больше не «диктатор»?

Башар Асад попал в число «кровавых диктаторов» сравнительно недавно – с 2011 года, когда выступления оппозиции на волне «арабской весны» быстро переросли в противостояние с властями и гражданскую войну. В 1990–2001 гг. отношения между США и Сирией (до 2000 года страной управлял отец нынешнего президента Хафез Асад, которого и сменил Башар) были стабильно конструктивными. Но и позже страна, например, в отличие от соседнего Ирака, не попадала в «топ» стран-изгоев. Что касается стран Евросоюза, то до 2011 года ЕС был крупнейшим торговым партнером асадовской Сирии (до 22,5%).

Примерно через год после начала сирийской войны, в 2012-м, Обама заявил, что «дни Асада сочтены».

Весной и летом 2013 года, когда боевики и сирийское правительство обменялись серией взаимных обвинений в использовании химического оружия, администрация Обамы возложила однозначную вину на «режим Асада». Белый дом призывал к «жесткому международному ответу». По оценкам экспертов, ситуация была на грани интервенции. Усилиями российской дипломатии этот вариант удалось остановить. По итогам переговоров Сергея Лаврова с тогдашним главой Госдепа Джоном Керри, в сентябре 2013 года Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) приняла план уничтожения сирийского химоружия, подтвержденный резолюцией Совбеза ООН 2118. К лету 2014 года оружие было вывезено, а в январе прошлого года ОЗХО заявила о полном уничтожении его запасов.

#{smallinfographicleft=796350}С сентября 2015 года по просьбе властей Сирии российские ВКС начали операцию поддержки сирийских войск в борьбе с террористами ИГИЛ* и других экстремистских группировок. США тогда отчасти скорректировали свою позицию, признав, что именно ИГ, а не Асад, является главной угрозой в регионе. Однако в Госдепе настаивали: Вашингтон не перестанет добиваться ухода Асада, «жестокость которого приводит к появлению таких групп, как ИГ». Новая администрация Белого дома, как следует из заявления Тиллерсона, отказывается и от этого тезиса.

Турция меняет гнев на милость

Показательна резкая перемена отношения к Асаду и у Турции, которая считалась одним из главных недоброжелателей «режима Дамаска» и в августе прошлого года начала собственную операцию на севере Сирии.

Так, еще 29 ноября прошлого года Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя ход турецкой операции, заявил: «Мы долго терпели, но в итоге вынуждены войти вместе со Свободной сирийской армией... Мы пришли в Сирию, чтобы положить конец правлению жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор». Однако уже в декабре премьер-министр Турции Бинали Йылдырым разъяснял – операция под названием «Щит Евфрата» не направлена на свержение сирийских властей.

Да и на днях, сообщая об «успешном завершении» операции, Йылдырым говорил о том, что войска вошли в Сирию с целью обеспечения национальной безопасности, предотвращения угрозы, исходящей от ИГ, возвращения на родину сирийских беженцев – но ни словом не обмолвился о «свержении тирана».

#{smallinfographicleft=773669}Заметим, что накануне в Анкару прибыл Рекс Тиллерсон. Как отмечает The New York Times, глава Госдепа осыпал похвалами правительство Турции, несмотря на то, что некоторые международные критики подчеркивают: Эрдоган все больше движется в сторону авторитаризма. Цель визита была заверить Турцию (союзника НАТО в борьбе против ИГ и регионального оплота по противодействию возрождающемуся Ирану) в американской поддержке, подчеркнуло издание.

Тиллерсон ни словом не обмолвился о больном для турок вопросе – поддержке Соединенными Штатами курдов. Госсекретарь лишь отметил, что бывает «трудный выбор, который нужно сделать». Между тем Чавушоглу, стоя на пресс-конференции рядом с Тиллерсоном, продолжал настаивать: Турция не перестает надеяться на то, что США прекратят сотрудничество с сирийскими курдами.  

Выводы делать рано

По мнению президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, Вашингтон последовал обычной тактике: «Если не продавливается – отступи». «Что толку требовать свержения Путина, если он не свергается, и свержения Асада, если тот тоже не свергается? Как тогда его свергать? Начинать большую войну с Ираном или с Россией?» – заметил Сатановский в беседе с газетой ВЗГЛЯД.

Это «нормальный политический реализм», подчеркнул эксперт. «Для борьбы с ИГ Вашингтону надо координироваться в первую очередь с Москвой, а не с Асадом. Асад без нас ни с кем бороться не в состоянии», – указал Сатановский. Так что делать выводы из заявлений Хейли и Тиллерсона пока рано, уверен эксперт. «Слова ничего для войны не означают, означают дела», – напомнил он.

«Вот когда американцы определятся со своим внешнеполитическим курсом в нашем отношении, тогда мы и будем с ними либо сотрудничать, либо учитывать уровень несотрудничества», – указал собеседник. «Пока что они в тактическом плане сотрудничают с нами очень неплохо, повышен уровень контактов по Сирии до генеральского – и это уже хлеб», – заметил Сатановский.

«Дальнейшее развитие событий в любом случае будет связано с установлением США своих собственных сфер влияния. Если для этого им понадобится бороться с ИГ, то будут бороться, если нет, значит, нет», – резюмировал эксперт.

Судьба Асада не имеет значения

«Американцы просто списали Башара Асада со счетов, в том смысле, что все происходящее на территории Сирии в малой степени зависит от Асада», – полагает президент Института религии и политики, востоковед Александр Игнатенко.

В комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт напомнил, что США вместе с СДС («Сирийские демократические силы» – коалиция сирийско-курдских формирований и их союзников) на севере страны освобождают территории, имея конечной целью освобождение Ракки – «столицы» ИГ в северо-восточной Сирии. «Никто не планирует эту территорию Асаду отдавать», – указал эксперт.

В других частях Сирии действуют другие силы, что хорошо известно американцам, на которые Асад тоже не может повлиять. Это иранский «Корпус стражей исламской революции», проиранское движение ливанских шиитов «Хезболла», так называемые шиитские милиции – ополчения из афганцев, пакистанцев, иракцев. Так что американцы «имеют в виду, что завязывать разрешение сирийских конфликтов и кризисов, которых много, на Асада не имеет особого смысла», считает Игнатенко.

По его мнению, это заявление не имеет отношения к борьбе с ИГ, которую, напомнил Игнатенко, ведут по меньшей мере две коалиции: первая – из 68 стран под руководством США, вторая – Россия и ее партнер Иран со всеми проиранскими вооруженными формированиями.

«Это самостоятельный сюжет в сирийской драме. Борьба с ИГ в любом случае будет вестись», – указал собеседник. Но решить эту проблему будет очень трудно, поскольку решаться она должна не только на территории Сирии, а на территории «Сирак» – Сирии и Ирака, добавил эксперт. Не факт, что удастся выдавить ИГ из Мосула и Ракки, не говоря уже о том, что у ИГ по меньшей мере три десятка вилайетов («провинций»), в том числе и в Ливии, Йемене, Египте...  «Так что борьба с ИГ будет продолжаться и после того, как Башар Асад перестанет быть президентом Сирии», – указал Игнатенко.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............