Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
13 апреля 2013, 14:40 • Политика

На Магнитского ответили Гуантанамо

Опубликован российский ответ на «список Магнитского»

На Магнитского ответили Гуантанамо
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Российский МИД в ответ на появление в США «списка Магнитского» опубликовал список из 18 американцев, которым запрещен въезд в Россию. В перечень попали те, кто, по мнению России, причастен к пыткам в спецтюрьме США в Гуантанамо и нарушениям прав и свобод россиян за рубежом. По аналогии со «списком Магнитского» у российского перечня тоже есть секретная часть.

В субботу Министерство иностранных дел России в ответ на американский «список Магнитского» опубликовало на своем сайте список из 18 американских граждан, которым закрыт въезд в Россию. Ранее этот перечень успели назвать «списком Гуантанамо».

В российский список, включая его закрытую часть, внесены лица, реально ответственные за легализацию пыток и бессрочное содержание заключенных в Гуантанамо

«С сожалением констатируем, что американская сторона, следуя положениям абсурдного «Закона имени С. Магнитского», обнародовала имена граждан России, против которых вводятся визовые и финансовые санкции. Наша принципиальная оценка этого недружественного шага хорошо известна – под давлением русофобски настроенных членов Конгресса США нанесен сильный удар по двусторонним отношениям и взаимному доверию», говорится в комментарии официального представителя МИДа Александра Лукашевича.

Американцам из «списка Гуантанамо» запрещен въезд в Россию на основании федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

В Москве отметили, что в отличие от сформированного произвольно американского «в российский список включены, в первую очередь, те, кто причастен к легализации пыток и бессрочному содержанию заключенных в спецтюрьме Гуантанамо, к арестам и похищениям российских граждан в третьих странах, посягательствам на их жизнь и здоровье».

«Война списков – не наш выбор, но не отвечать на откровенный шантаж мы не имеем права, заявили в МИД РФ. Пора бы политикам в Вашингтоне наконец осознать, что выстраивать отношения с такой страной, как Россия, в духе менторства и неприкрытого диктата бесперспективно».

Список разделен на две части. Первая включает тех, кто, по мнению Россию, причастен к легализации и применению пыток в Гуантанамо: Дэвид Эддингтон – руководитель аппарата вице-президента США (20052008 гг.); Джон Ю – юридический советник министерства юстиции США (20012003 гг.); командующий базой ВМС США в Гуантанамо в 20022003 годах Джеффри Миллер; командующий базой ВМС США в Гуантанамо в 20102012 годах Джеффри Харбесон.

Вторая часть состоит из имен причастных к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом: судья окружного суда южного округа штата Нью-Йорк Джед Ракофф; федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк Притиндер Бхарара; бывший федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк Майкл Гарсиа.

В эту часть списка также включены заместители федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк: Брендан Макгвайр, Анджан Сахни, Кристиан Эверделл, Дженна Дэбс, Кристофер Лавин, Майкл Розензафт. А также старшие специальные агенты Агентства по борьбе с наркотиками Луис Мильоне и Сэм Гайе, спецагенты Агентства по борьбе с наркотиками Роберт Захарьяшевич и Дерек Одни и агент ФБР Грегори Коулман.

Кроме этого в российском списке, как и у американцев, есть скрытая часть. Как пояснил ИТАР-ТАСС замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, «о ее существовании американцам известно» и «в этом нет ничего нового».

«Главное, что критерии, по которым составлялся российский список, кардинально отличаются от американских, подчеркнул заместитель министра. – В российский список, включая его закрытую часть, внесены лица, реально ответственные за легализацию пыток и бессрочное содержание заключенных в Гуантанамо, за аресты и несправедливые, неправосудные приговоры нашим соотечественникам, за посягательства на их жизнь и здоровье».

Глава думского Комитета по международным делам Алексей Пушков назвал ответ Москвы «адекватным и нормальным». «Мы не хотели превращать все это в политическую войну, но реакция России всегда будет паритетной», заявил он.

По его мнению, введением «списка Магнитского» в США создан мощный антироссийский фон. «Можно уже говорить о негативном фоне для визита в Москву советника президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности, целью которого является наладить продолжение диалога по перезагрузке», заключил депутат.

В свою очередь председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что МИД ответил «принятым в международной практике «зеркальным образом». При этом он обратил внимание на то, что «Россия не нагнетает напряженность и не провоцирует ухудшение российско-американских отношений».

«Мы лишь отвечаем адекватным образом на действия американской стороны, сказал он. Логично предположить, что и в дальнейшем мы будем придерживаться той же тактики».

А глава комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Алексей Митрофанов уверен, что ухудшения отношений России и США из-за публикации списков не произойдет. По его словам, на лоббирование «закона Магнитского» «выделялись миллионы долларов». «А в правительстве и в Госдепе работают люди, которые понимают, что этот «океан идей» не должен разрушать стабильность в мире. Если реализовывать все идеи и постановления, всякие инициативы американского Конгресса, то весь мир бы полыхал», заявил депутат РИА «Новости».

Депутат добавил, что подобный шаг со стороны Вашингтона не отразится на отношениях с Москвой, а проблемы принесут столкновения на экономической площадке. «Что реально может нам системно портить отношения с Америкой – конечно, это наше столкновение на экономической площадке. Американцы нагло заявили, что они идут на европейский рынок газа, как будто России там нет. И то, что американцы хотят выбить нас с наших традиционных энергетических рынков, это реальная проблема, и она может будоражить отношения РФ и США», добавил он.

Доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский считает «сомнительным» шаг Вашингтона по опубликованию «списка Магнитского».

«Ни один суд ни в одной стране никогда не устанавливал виновность тех людей, которые попали в список. Этот список – несимметричный ответ на политику России. Более того, это ответ какой-то невнятный. Он весьма короткий с некой закрытой частью. Этот ответ показывает, что администрация США не очень хочет связываться с российским Координационным советом оппозиции. Отходит от его поддержки», сказал Ваславский, напомнив, что российские оппозиционеры требовали от США включить в «список Магнитского» высокопоставленных российских чиновников.

Политолог уверен также, что ответ Вашингтона «очень непродуктивный». «Россия вынуждена будет отвечать. Но в данном случае этот шаг Америки никаких дивидендов ей не принесет. Звучат заявления, что «список Магнитского» остается инструментом внешнеполитического влияния Вашингтона, но, на мой взгляд, распространение таких списков непродуктивно», уверен политолог.

Комментарии экспертов

Александр Коньков, политолог
Александр Коньков, политолог
Российская оппозиция, которая настаивала на включении в «список Магнитского» высокопоставленных российских чиновников, слишком переоценивала свои силы в том смысле, что рассчитывала на то, что может влиять на принятие ключевых решений в иностранных государствах. В данном случае список, который мы увидели, продемонстрировал, что на самом деле в иностранных государствах люди, принимающие решения, понимают, что не нужно идти на поводу у людей, которые пытаются сводить с кем-то счеты и мстить своим обидчикам. Они руководствуются своими интересами, чтобы отношения государств не портились по поводу странных и противоправных документов // ВЗГЛЯД

Вероника Крашенинникова, член Общественной палаты РФ, гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив
Вероника Крашенинникова, член Общественной палаты РФ, гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив
«Закон Магнитского» - это дополнительный инструмент политического давления на Россию и еще одна тема для информационной войны против России. Информационная война ведется в контексте противодействия политике президента Путина. Вице-президент США Джо Байден в марте 2011 года во время визита в Москву на встрече с оппозицией заявил, что третий президентский срок Путина – это плохо как для самого Путина, так и для России. Байден очень четко изложил официальную позицию Вашингтона, которая противоречит мнению российского народа. Поэтому «список Магнитского» и другие американские шаги необходимо рассматривать в контексте неприятия российской внутренней и внешней политики. «Закон Магнитского» также предназначен для мобилизации американского общества для более жесткой политики в отношении России. В Вашингтоне поняли, что «перезагрузка» с Путиным работать не будет и, по всей видимости, готовят более жесткий подход к России. Для практики такого подхода необходимо получить поддержку общества и Конгресса. Я сомневаюсь, что россияне из раскрытой части «списка Магнитского» - действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и судебной системы – хранят деньги в американских банках либо регулярно ездят в США. Это экстратерриториальное применение американских принципов к территории и людям, которые под американское законодательство никоим образом не подпадают. Если говорить о правах человека, то составление подобных списков является нарушением права на свободное перемещение // ВЗГЛЯД

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
В «списке Магнитского» есть закрытая часть, поэтому нельзя исключать, что Россия в будущем может расширить свой список невъездных американцев. Российский закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» принимался не как символический жест на «акт Магнитского». Речь шла о том, что если американцы устанавливают правила игры, согласно которым любое правительство вправе ставить вопрос о нарушении прав человека в глобальном масштабе и принимать меры в отношении нарушителей, то российский закон будет действовать дальше. Если американцы продолжат практику, согласно которой все, что они делают, – правильно, то Россия, если будет считать это нарушением базовых прав и свобод человека, не исключено, будет расширять свой список // ВЗГЛЯД

Николай Стариков, сопредседатель Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество» (ПВО), писатель, публицист
Николай Стариков, сопредседатель Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество» (ПВО), писатель, публицист
Ответ России на «список Магнитского» должен быть адекватным. США еще ни разу не заявляли о том, что «список Магнитского» закончен и больше туда никто не будет добавляться. Поэтому говорить, что список России является исчерпывающим, было бы неверно. Если бы США действительно хотели бы сделать некий документ, в котором фигурировали бы только фамилии, связанные с гибелью юриста Магнитского, это тоже было бы абсолютно внеправовым документом, но, тем не менее, в этом была хоть какая-то логика. В «список Магнитского» были внесены те, кого американцы считают в чем-то виновными. Суда не было, и вина этих людей не доказана. «Список Магнитского» был задуман изначально как инструмент давления на российскую элиту. Главная часть «списка Магнитского» засекречена. Если бы США не было что скрывать, они опубликовали бы весь список, но секретность является для США возможностью манипулировать. Делай то-то и то-то, иначе попадешь в «список Магнитского», или наоборот: сделаешь так-то и так-то, и мы тебя вычеркнем из «списка Магнитского». Это всего лишь инструмент давления на российскую элиту // ВЗГЛЯД
..............