Поскольку индустрия «производителей контента» была почти полностью захвачена «повесткой», возникало впечатление, что этот поезд остановить нельзя, и дальше будет только хуже. Однако против высказались люди, которых это больше всего достало – сами американцы.
4 комментария«Правили по ходу»
Эксперты не исключают, что Путин отклонит закон о митингах
Владимир Путин тщательно изучит принятые парламентом поправки, ужесточающие наказание за нарушения во время массовых акций. Глава государства не подпишет закон, если тот противоречит общепринятым европейским нормам и не обеспечивает защиту прав граждан. Эксперты оценили, соответствует ли законопроект этим требованиям и будет ли Путин накладывать на него вето.
В среду пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин не подпишет законопроект об ужесточении наказания за нарушения на митингах только в том случае, если тот противоречит общепринятым европейским нормам и не обеспечивает защиту прав и интересов граждан.
В Москве другой масштаб цен, и люди из других регионов, мягко говоря, удивились, когда услышали про штрафы в 1,5 млн
«Путин будет принципиально против только в одном случае: если этот закон будет противоречить общепринятым и применяемым в других странах практикам по реализации тех прав граждан и членов общества, о которых речь идет в законе. Речь идет о европейских странах, где применяются аналогичные законы», – сказал Песков.
Напомним, Госдума во вторник поздно вечером приняла поправки в КоАП, ужесточающие наказание за нарушения порядка проведения митингов. В среду документ одобрил и Совет Федерации. Теперь проект поступает на подпись главе государства.
«Концептуально Путин исходит из того, что этот закон, как и в других странах Европы, в других странах мира, должен не ограничивать демократию или права и свободы граждан, но при этом одновременно учитывать и обеспечивать интересы всех членов общества», – подчеркнул Песков.
Песков предупредил, что глава государства намерен тщательно изучить закон, поскольку многие поправки вносились в него «по ходу». «Путин ознакомится с законом после того, как он поступит на подпись, потому что многие поправки, естественно, вносились по ходу, нужно внимательно изучить этот закон в конечном виде, в том виде, в котором он был принят», – сказал Песков.
Отметим, что единственным сенатором, проголосовавшим против одобрения закона, оказалась представитель исполнительной власти Чукотки Лариса Пономарева. Об этом в своем «Твиттере» сообщил ее сын – депутат Госдумы справоросс Илья Пономарев*, который был одним из инициатором устроенной накануне в Госдуме «итальянской забастовки», когда резонансный законопроект был «закидан» сотнями поправок ко второму чтению, в результате чего его рассмотрение затянулось почти до полуночи.
Другим не поддержавшим проект сенатором стала Людмила Нарусова, также мать одного из лидеров радикальной оппозиции – Ксении Собчак. Нарусова еще утром при обсуждении повестки дня пленарного заседания призвала палату отложить законопроект. «Как известно, только вчера (этот закон) приняла Госдума, и сегодня мы уже его рассматриваем. Такая торопливость была, по-моему, только один раз, когда мы принимали решение о вводе войск, – сказала она. – Мы даже не имели на руках текста этого закона. Почему такая спешка?»
Нарусова высказала мнение, что «принятие такого поспешного решения без обсуждения» негативно скажется на авторитете Совета Федерации. Однако большинство сенаторов к ней не прислушались. В последовавшем затем голосовании Нарусова не участвовала.
Также в среду глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов сообщил, что утром направил на имя спикера верхней палаты Валентины Матвиенко свое обращение с просьбой рассмотреть возможность отклонения документа. Однако до спикера письмо не дошло. Как заметила позднее сама Матвиенко, она надеется, что Федотов «как сотрудник администрации президента» разберется, почему так произошло.
«Как только я услышала о таком обращении, я сразу попросила принести мне документы, но его утром в Совфеде не было. В ходе заседания я интересовалась судьбой письма у руководителя аппарата палаты, но письма так и не было», – пояснила спикер.
Законопроект резко увеличивает штрафы за нарушения на митингах, вводит обязательные работы для нарушителей, запрещает приходить на митинги в масках и вводит наказание за организацию несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан – в тех случаях, когда это повлекло нарушение общественного порядка.
Кроме того, если закон вступит в силу, организаторами публичного мероприятия не смогут выступать граждане, два и более раз в течение одного года привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий.
Максимальные штрафы составят: для физических лиц – 300 тыс. рублей (или обязательные работы на срок до 200 часов), для должностных лиц – 600 тыс. рублей, для юридических лиц – 1 млн рублей. Они будут устанавливаться, если в ходе массовых акций причинен вред здоровью человека или имуществу.
«Остальные права у нас непопулярны»
Бывший глава политического департамента «Единой России» доцент РГГУ политолог Алексей Чадаев не исключает, что президент вернет документ на доработку в Госдуму.
«С моей точки зрения, ссылка на общепринятые права человека тут не очень работает, поскольку именно русский человек из всех прав человека по-настоящему признает только одно право – право на бунт, – заявил Чадаев газете ВЗГЛЯД. – Именно поэтому настолько болезненно проходит обсуждение этого закона. Русские люди видят в этом некое нарушение своего естественного права, за которое они по-настоящему готовы бороться. Все остальные общечеловеческие права у нас не так популярны».
- Госдума пережила 10-часовую "итальянскую забастовку"
- Названа главная цель поправок в закон о митингах
- В Госдуме переписали закон о штрафах за митинги
- Справедроссы написали 1000 поправок к закону о митингах
- Путина не устроил штраф в 1,5 млн за нарушения на митингах
- Путин: Закон о митингах должен соответствовать евростандартам
- Власти Москвы выбрали площадки для столичного "Гайд-парка"
По словам Чадаева, при взгляде со стороны попытка «запретить революцию» нормативным актом «выглядит смешно». Но при этом он признал, что вся нормативная сторона организации массовых мероприятий безнадежно устарела и действительно нуждается в радикальной переработке.
«Когда все эти законы писались и принимались, тогда не было такого количества автомобилей и не было такой острейшей зависимости городов от трафика. И это главное, что сразу создает огромное противоречие между интересами тех, кто ходит на митинги, и интересами тех, кто ездит по городским улицам», – отметил эксперт.
Чадаев уверен, что новый закон нужен, но у него сложилось ощущение, что оппозиция и власти подошли к нему «скорее как к предмету политической борьбы, а не как к теме разумного обустройства общественной жизни».
Президент Центра политтехнологий Игорь Бунин предвидит два варианта дальнейшего развития событий.
«Одна версия, что велик страх перед 12-м числом (в этот день оппозиция намерена провести «Марш миллионов»). Это такой «день икс», и закон нужен для борьбы с оппозиционерами, которые бросятся на штурм Кремля. Если этот страх останется доминирующим, как в декабре, то закон подпишут. С другой стороны, Путину политически было бы весьма выгодно отправить закон на доработку. Таким образом он может протянуть руку оппозиционерам. И не идя к ним с белой ленточкой, одновременно попытаться восстановить «модус операнди» (образ действия) с этой оппозиционной частью общества», – сказал Бунин газете ВЗГЛЯД.
Политолог указал, что Путину надо показать, что он ценит интересы демократической части общества выше, чем интересы элит, «которые преданы ему целиком и полностью». «Будет достаточно смелым шагом, если он отправит закон на доработку», – уверен Бунин.
Что касается самого закона, то политолог считает его «продвижением к тоталитаризму». «Достаточно собраться группе людей, постоять на травке, еще нарушить санитарно-гигиенические нормы, надеть белую ленточку, вытащить плакат, и раз – их зацапали и сразу в автозак. Если люди не могут ходить с белыми ленточками, то это нарушение прав граждан. Каждый из пунктов этого закона уже и так регламентирован другими законами», – уверен Бунин.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов сомневается, что закон будет отклонен в Кремле, «поскольку большинство в Госдуме – база политической поддержки Владимира Путина, они соблюдают командный принцип работы».
«Я думаю, президент был информирован о содержании законопроекта. Теоретически можно предположить, что вето может последовать из-за каких-то недостатков или недоработок в законопроекте. Но мне это кажется маловероятным», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД, добавив, что законопроект стал заполнением бреши в законодательстве, связанной с недостаточным регулированием этой сферы. По мнению Орлова, он не противоречит ни Конституции, ни мировой практике.
В то же время проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты политолог Сергей Марков видит возможность ветирования нового закона.
«Раньше все мы полагали, что партия власти стремится это сделать до 12 июня. Я был уверен, что Путин подпишет закон, но сейчас у всех нас возникло сомнение, – признался Марков газете ВЗГЛЯД. – Но, думаю, Путин сориентируется на ту позицию, которую занимает общественное мнение, поскольку он президент большинства».
По словам Маркова, в первую очередь противников поправок поразили размеры штрафов. Он отметил, что закон принимается для всей России, но действовать он прежде всего будет в Москве. «В Москве другой масштаб цен, и люди из других регионов, мягко говоря, удивились, когда услышали про штрафы в 1,5 млн. Но для Навального это не очень большие деньги, тем более если за него заплатит Уильям Браудер (международный финансист)», – отметил эксперт.
По словам политолога, власть показала, что может ввести в действие новый закон до 12 июня и не пойдет на поводу у оппозиции, «но, с другой стороны, прям такой жгучей необходимости, чтобы закон заработал до 12 июня, нет». «Вероятность того, что президент этот законопроект вернет на доработку, достаточно высока», – полагает Марков.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом