22 апреля, понедельник  |  Последнее обновление — 21:36  |  vz.ru
Разделы

Ленин лежит в Женеве

Андрей Манчук, политолог
День рождения Владимира Ленина обычно рассматривается у нас как архаический и чисто советский праздник, унаследованный из прошлой эпохи и неактуальный для постмодернистской современности XXI века. На самом деле это не так. Подробности...

Зеленский не выполнит ничего из обещанного

Дмитрий Родионов, политолог
Удивляет разве что то, как быстро сдался Порошенко. А ведь еще в субботу он хорохорился, говорил о своей будущей «победе» как о свершившемся факте, благодарил за нее домочадцев и соратников. И вдруг признает поражение почти сразу после завершения голосования. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Украинские выборы войдут в историю трижды

Дмитрий Михайлин, медиаменеджер
Не надо иллюзий – за пять лет невозможно возродить экономику, победить тотальную коррупцию, решить большинство системных проблем. Но привести Украину в чувство, сделать самостоятельным игроком, а не инструментом – вполне возможно. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

    Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

    Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру
    Подробности...

    Собор Парижской Богоматери сгорел

    Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Порошенко собрался баллотироваться в президенты Украины на следующих выборах

        Главная тема


        Как чеченцам удалось победить грузинский спецназ

        «исполнить обещания»


        Экс-капитан «Уральских пельменей» оценил уместность комика для российской политики

        связь с нефтью


        МЭР спрогнозировало курс доллара на ближайшие годы

        некачественное сырье


        В поломке на белорусском НПЗ обвинили российскую нефть

        Видео

        «громкие трубы шоу-бизнеса»


        Галкин объяснил, почему «Зеленский не прогнется под политическую систему»

        российский флот


        Эксперт поддержал требующих выплат за командировки в Сирию моряков

        Панкисское ущелье


        Чеченцы-кистинцы прогнали спецназ Грузии (видео)

        «взгляды Зе»


        Соловьев призвал не признавать выборы на Украине

        диалог с Россией


        Путин помог вскрыть иллюзию единства Балтии

        победа зеленского


        Дмитрий Михайлин: Украинские выборы войдут в историю трижды

        Повесили в музее – смотри!


        Ольга Андреева: Кассирша Пушкинского музея против актуального искусства

        Афины метнулись к Вашингтону


        Ирина Алкснис: Почему Греция дергает Германию за усы

        на ваш взгляд


        Каким президентом для Украины будет Владимир Зеленский?

        Горизонталь власти

        Будущее правительство готово поделиться полномочиями с региональными и муниципальными управленцами

        23 октября 2011, 12:42

        Текст: Михаил Бударагин,
        Мария Сусликова

        Версия для печати

        Газета ВЗГЛЯД продолжает цикл публикаций о том, перед какими вызовами окажется правительство-2012 и как на них сможет ответить. На этот раз речь пойдет о необычной задаче – децентрализации полномочий самого правительства. Федеральный центр готов передать часть своей власти на региональный и муниципальный уровни. Эксперты предупреждают, что реформа сложна и займет не менее полутора лет.

        Реформа властных полномочий перешла в активную стадию этим летом. По распоряжению президента России от 27 июня две рабочие группы – под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина – вырабатывают понимание того, как именно будет меняться система налогообложения, распределяться бюджетные полномочия, переформатироваться властная вертикаль. Свои предложения они должны подготовить к началу декабря.

        «В современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идет о такой стране, как Россия, – заявил в июне на Петербургском экономическом форуме Медведев. – Если все начинает работать или движется по сигналу из Кремля, а это мы проходили, значит, система нежизнеспособна и ее нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо. Это означает, что систему нужно менять».

        Эту тему Медведев продолжил и в своей речи на Ярославском политическом форуме в сентябре, заявив о необходимости передать часть государственных функций не только местным чиновникам, но даже общественным организациям, а также дебюрократизировать выборную систему страны.

        Эксперты напоминают, что возлагать на руководство провинций и муниципалитетов дополнительную ответственность без должного финансирования не имеет смысла. Поэтому итоговые предложения должны сформироваться с учетом интересов федерального центра, региональных и муниципальных властей, бизнес-кругов, общественности. На конец ноября в Москве уже намечена посвященная этой проблеме всероссийская конференция с участием представителей всех этих сторон.

        «Часть полномочий надо отдать наверх»

        Председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления единоросс Вячеслав Тимченко считает, что вопрос о перераспределении доходов и полномочий между федеральным центром и регионами «очень глубокий, требующий детального обсуждения».

        «Часть полномочий, которые есть у органов местного самоуправления, наоборот, надо передать на более высокий уровень власти – региональный и федеральный. Например, это может касаться полномочий, закрепленных в отраслевых законах. А те финансовые потоки, которые легче всего собираются, можно передать на местный уровень», – сказал Тимченко газете ВЗГЛЯД, добавив, например, что доходы от транспортного налога после изменения законодательства можно будет передавать не только в региональные дорожные фонды, но и в местные.

        Тимченко поддержал идею передать на местный уровень часть доходов от налогов с физических лиц. Но о пропорциях предложил рассуждать тогда, «когда будут реально оценены возможности, какие полномочия на какой уровень передавать». «Невозможно абстрактно сказать: вот эти налоги сюда, а те – туда. Необходимо руководствоваться двумя составляющими: собираемость налогов и конкретные расходные обязательства», – указал депутат.

        Между тем Тимченко также уверен, что децентрализация в целом нужна, так как повышает эффективность сбора налогов. Но внесение изменений в налоговое законодательство «потребует достаточно продолжительного времени – года полтора».

        «Спускать сметы или деньги?»

        Депутат Госдумы Андрей Макаров заявил газете ВЗГЛЯД, что децентрализация власти действительно назрела. Это, по его мнению, вопрос эффективности. «У нас сейчас есть три уровня: федеральный, региональный и местный. Важно, чтобы на каждом из них обязательства чиновников перед людьми были обеспечены финансово», – подчеркнул он.

        «Вопрос в том, насколько мы в Москве должны все контролировать. Можно, к примеру, спускать сметы для школ, а можно просто выделять деньги, и пусть они их тратят. Директору ведь лучше видно, что целесообразнее купить: парту или компьютер. А сейчас все забюрократизировано, без подписи министра финансов ничего сделать нельзя. Это неправильно», – заключил он.

        Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству единоросс  Владимир Плигин в интервью газете ВЗГЛЯД ранее отмечал, что начать перераспределение полномочий можно со сферы образования, особенно вузовского.

        Плигин напомнил, что, перераспределяя полномочия, необходимо и воспитывать ответственность тех, кому они будут предоставлены, – как управленцев, так и рядовых граждан.

        «Это комплексная проблема: с одной стороны, передача полномочий, с другой стороны, финансирование полномочий, – сказал депутат, – с третьей стороны, это еще очень важный сигнал, необходима ответственность и от тех, кто живет на той или иной территории, за собственное будущее».

        Дюжина лет в поисках

        Вопрос перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами обсуждается уже больше 12 лет, однако толка от этого, как справедливо отметил президент, не так много. Над соответствующими законами Госдума начала работать еще в 2000 году, некоторые из них вступили в силу, однако оптимальной схемы децентрализации власти так и не появилось.

        Тем временем экономисты напоминают, что более 80% всех регионов России по-прежнему убыточны и живут на дотации, получаемые от федеральных органов власти. А в них между тем проживают более 75% населения России. На Москву при этом приходится 23% суммарного ВРП регионов страны, 20% денежных доходов россиян, 17% оборота розничной торговли.

        Предварительные схемы децентрализации уже сформулированы, но они пока так и не сгладили разногласия между правительством и регионами. К середине октября к работе групп Козака и Хлопонина подключился и Совет Федерации. Об этом шла речь на встрече руководства верхней палаты с Медведевым, состоявшейся 17 октября.

        По мнению президента, ключевая проблема состоит в том, что у региональных и местных бюджетов «недостаточно стимулов и возможностей увеличивать собственные доходы». Причина этого кроется в системе межбюджетных отношений, по которой все налоги поступают в центр, а потом эти средства распределяются по регионам. Таким образом, чем больше зарабатывает регион, тем, соответственно, больше ему приходится направлять в федеральный центр. Медведев предложил это изменить.

        Кроме того, по его словам, передача полномочий на нижний уровень часто происходит «без должного финансирования, поэтому регионы и муниципалитеты их просто «сбрасывают». «Возникает иллюзия, что теперь федеральная власть этим не занимается, а занимается регион. А как регион занимается? Никак не занимается, потому что нет денег», – заметил Медведев на встрече с руководством Совета Федерации.

        Тем не менее на последней встрече с сенаторами Медведев согласился, что необходимо повысить уровень квалификации управленцев муниципального уровня, прежде чем доверять им новые бюджеты и полномочия. Для подготовки таких руководителей он посоветовал создавать кадровый резерв и систему социальных лифтов, позволяющую привлекать «подготовленную молодежь».

        Отметим, что о необходимости административной реформы объявил еще Владимир Путин сразу после своего избрания на пост президента России в 2000 году. В 2003 году он подписал указ, которым предполагалось исключить дублирование функций федеральных органов власти и завершить процесс разделения полномочий между центром и регионами. Спустя год по инициативе Путина была изменена схема назначения губернаторов – они стали избираться региональными парламентами по представлению главы государства.

         Культурные горизонтали

        Между тем, по мнению некоторых экспертов, децентрализация – процесс не только технологических, законодательных, налоговых и других реформ, но и общекультурный феномен, и именно культура будет определять общее направление и логику деятельности в этом направлении.

        Этой точки зрения придерживается  эксперт по региональной политике Иван Огнев, который рассказал газете ВЗГЛЯД о том, почему речь о децентрализации зашла именно сейчас. «Децентрализация является необходимым условием не только устойчивости сложных систем – а многонациональная и гигантская по своим просторам и разнообразию Россия является сложной системой, – но и развития в современных условиях, когда необходимо каждый день, каждый миг отвечать на самые разные вызовы. И один центр управления с долгой системой передачи сигналов по избыточной иерархии малопродуктивен в таких условиях», – заявил Огнев.

         Эксперт полагает, что базовой моделью децентрализации может стать проект «Культурный альянс», призванный обеспечить  культурную связанность городов России друг с другом и сформировать в регионах своеобразные «центры притяжения». «Важно не замыкаться на одних лишь технологических инновациях (связанных, условно говоря, лишь с оборудованием), а понять важность гуманитарных инноваций – не только в культуре, творчестве, искусстве, но в жизни общества в целом», – уверен Огнев.

        «Политическое и экономическое пространство страны после «лихих 90-х» было восстановлено властями, но оказалось лишь скреплённым, сшитым, но не единым. Именно культура – самый эффективный и самый позитивный интегратор. И если вчера базисом российского государства были нефть и газ, то завтра реальным объединяющим моментом, новой национальной идеей, обеспечивающей решение задач модернизации страны, могут быть децентрализация (для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности) и культура (как инструмент прорыва России в число реальных глобальных лидеров)», – подытожил эксперт.

        Комментарии экспертов

        Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры
        Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры
        Децентрализация полномочий власти на уровне Федерации, конечно, положительная инициатива, но трудно реализуемая. Читать далее.

        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............