
Чего действительно добиваются западные политики? Не исключено, что все громкие заявления сделаны с одной целью – побудить ЗЕ-команду бросить в наступление всех, кто еще остался.
6 комментариевЧего действительно добиваются западные политики? Не исключено, что все громкие заявления сделаны с одной целью – побудить ЗЕ-команду бросить в наступление всех, кто еще остался.
6 комментариевХитрая «многовекторная» политика рано или поздно лишает тебя всех союзников. Даже тех, кто горой за тебя стоял веками. Или же эти союзники будут поддерживать тебя только на словах, как Франция. Или использовать в собственных геополитических интересах, как США.
23 комментарияЕвропейским политикам приходится придумывать массу символических жестов, которые могут имитировать решимость бороться с Россией в условиях невозможности настоящей мобилизации.
12 комментариевВойна в Южной Осетии на несколько дней вытеснила с первых полос мировой прессы все прочие события, включая Олимпиаду в Пекине, но не смогла этих событий «отменить». Так, в Израиле на повестке дня вопрос – кому достанется власть, буквально выпавшая из рук премьера Эхуда Ольмерта. Ответить на это смогут только праймериз в правящей партии «Кадима», которые должны состояться 17 сентября. Спустя неделю пройдет и второй тур, ибо маловероятно, что в первом кто-либо из кандидатов сможет набрать необходимые для победы 50% плюс один голос.
Практически все опросы общественного мнения фиксируют, что преимущество в рейтинге за Ципи Ливни
Собственно говоря, сами праймериз не вызывали бы такого ажиотажа, если бы не официальное заявление действующего премьер-министра Ольмерта, что после внутрипартийных выборов он освободит кресло главы правительства. Уход премьера не означает автоматических всеобщих выборов в Кнессет: кандидат, победивший на праймериз, может попытаться создать новый кабинет министров. Но вот с этим, как предвидят наблюдатели, и возникнут основные сложности. Об этом ниже.
По всем раскладам аналитиков в праймериз примут участие 4 кандидата – Ципи Ливни, Шауль Мофаз, Меир Шитрит и Ави Дихтер. Правда, у двух последних практически нет шансов на победу, и в схватку они ввязались из каких-то своих тактических соображений.
По вполне достоверной информации, перед вторым туром Шитрит предложит своим сторонникам голосовать за Мофаза, а Дихтер – за Ливни. Однако, согласно сообщениям газеты Ha'aretz и ИА «Курсор» , опубликованным в среду, Ольмерт предпочел бы видеть своим преемником не Мофаза и не Ливни, а именно Меира Шитрита ввиду его «большого политического опыта».
Действительно, Меир Шитрит – один из опытнейших политиков Израиля. Он был мэром города Явне, почти 30 лет является депутатом Кнессета и министром 15 различных правительств. Причем среди его министерских должностей присутствуют и вполне «тяжелые» - финансов, юстиции. Да и в нынешнем кабинете Шитрит занимает весьма весомый пост министра внутренних дел.
Однако заявлял об этом Ольмерт не открыто, а в узком кругу сторонников. Кроме того, мнение опального и погрязшего в коррупционных скандалах премьера весомым теперь назвать сложно. Таким образом, на сегодняшний день вернее предполагать, что основная борьба за лидерство в партии и возможность «порулить» государством развернется между действующими министрами транспорта (Мофаз) и иностранных дел (Ливни).
Шауль Мофаз родился в Иране в 1948 году, в 1957-м вместе с родителями репатриировался в Израиль. С 1966 года и более чем на сорок лет вся его карьера была связана с армией, где он последовательно продвигался от рядового-десантника до начальника Генерального штаба. На этот пост он был назначен в 1998 году при правительстве Биньямина Нетаниягу. В 2002 году Шауль Мофаз вышел в отставку, вступил в «Ликуд» и вскоре стал министром обороны в правительстве Ариэля Шарона.
При всех своих заслугах, Мофазу так и не удалось сохранить за собой пост главы оборонного ведомства в правительстве Эхуда Ольмерта, ибо по коалиционным соглашениям это кресло осталось за «Аводой». Впрочем, Ольмерт ввел его в «узкий» кабинет по безопасности, учитывая богатое военное прошлое нынешнего министра транспорта.
Хотя практически все опросы общественного мнения фиксируют, что преимущество в рейтинге за Ливни, обозреватели по партийным делам пророчат: победит на праймериз именно Мофаз.
Для подобных прогнозов у них имеются серьезные основания. Выборы партийного лидера принципиально отличаются от всеобщего волеизъявления. Главное на них не арифметическое количество сторонников, не поддержка политической программы одного из кандидатов, а система организации и всевозможные договоренности между внутрипартийными кланами. У Мофаза объективно больше возможностей «облагодетельствовать» потенциальных сторонников постами, следовательно, и договориться с ними ему будет проще.
Кроме того, в прессе уже не первый день разыгрывается карта, что Ливни не сможет составить новую правительственную коалицию: партия религиозных сефардов «ШАС», ныне в коалицию входящая, выйдет из нее в случае победы на праймериз «королевы МИДа».
Политическая карьера Ципи Ливни также впрямую связана с Ариэлем Шароном, причем многими связями. Она – коренная израильтянка, моложе своего конкурента на 10 лет. По образованию Ливни юрист, 10 лет руководила собственной адвокатской конторой. Отслужив в армии, ушла в «Моссад» - спецслужбу, занимающуюся внешней разведкой. В Кнессет в первый раз попала в 1999 году в составе «Ликуда», когда партию возглавил Шарон. Он же назначал ее на министерские посты: сначала в не слишком весомые министерства абсорбции, сельского хозяйства, затем сделал и министром юстиции, то есть человеком, в израильских реалиях весьма влиятельным.
После ухода Шарона из «Ликуда» и создания «Кадимы», Ливни осталась верна своему шефу и последовала за ним, за что была отблагодарена постом министра иностранных дел, по статусу - вторым по значимости постом в государстве после премьер-министра.
Если бы голосовали все граждане Израиля, а не только члены «Кадимы», у Мофаза не было бы ни единого шанса. Пожалуй, Ливни – единственный действующий политик страны, способный конкурировать за пост главы правительства на всеобщих выборах с лидером оппозиционного «Ликуда» Биньямином Нетаниягу. Но для этого необходимо сначала победить в собственной партии. Прямые выборы главы правительства в Израиле, как известно, отменены, а без большой партии, имеющей ресурсы для успешной кампании, все надежды остаются только надеждами.
Не помогает в данном случае и всенародная популярность. Партии с успешным и харизматичным лидером, не имеющие значительного административного ресурса, легко преодолевают электоральный барьер, но никогда не набирают достаточного количества мандатов, чтобы впоследствии формировать коалицию.
Правда, уже сейчас раздаются голоса, что, в случае поражения Ливни на праймериз, она расколет «Кадиму» и создаст собственное движение. Подобную возможность нельзя исключать. По израильскому законодательству собственную фракцию можно создать и не уходя из парламента, но только тогда, когда в нее готовы перейти не менее трети депутатов от фракции-матки. На сегодня 11 депутатов из 29, составляющих фракцию «Кадимы», объявили о своей поддержке кандидатуры министра иностранных дел. Понятно, что поддержка эта еще не гарантирует дальнейшего выхода депутатов из фракции, но уж точно не исключает. Поэтому жарким в Израиле обещает быть не только ближайший политический месяц, но и все последующие.