Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

11 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

11 комментариев
18 июля 2008, 16:35 • Политика

Похороны ливанской войны

Зачем Израиль обменял террористов на трупы солдат

Похороны ливанской войны
@ Reuters

Tекст: Борис Слуцкий,
Ганей-Тиква

Два дня, 16 и 17 июля, бессмысленно было изучать недельную программу израильского телевидения. Ни одна программа не стояла на своем месте, что неудивительно. В среду все каналы показывали только сделку по обмену тел Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева на ливанских террористов, а в четверг – похороны погибших солдат. И когда все церемонии закончились, можно немного перевести дух и постараться понять, что же произошло.

Почему далеко не первый подобный обмен между Израилем и его противниками на мало поддающейся формальной логике основе вызвал такую бурную реакцию общества и такое безудержное ликование в арабском мире?

У Израиля нет никаких обязательств перед убийцей детей, и после выхода из тюрьмы он становится первым кандидатом на ликвидацию

Действительно ли оставалась хоть какая-то надежда на то, что кто-то из военнослужащих жив, или участники переговорного процесса изначально знали, что обмен идет живых на убитых? Почему «Хезболла» не хотела соблюсти хотя бы видимость приличия, опубликовав фотографии полуразложившихся останков солдат на своем сайте?

Первое упоминание в ливанской прессе о том, что израильские солдаты погибли, появилось еще зимой 2006 года, то есть более полутора лет назад. С приближением даты обмена об этом как о свершившемся факте были написаны тысячи текстов. И всё же, до момента, когда телекамеры на КПП Рош а-Никра выхватили два гроба, извлеченные из машины Красного Креста, многие в Израиле продолжали верить.

Естественно, ожесточенная дискуссия о целесообразности обмена, сопровождавшая все переговоры, вспыхнула с новой силой. У сторонников обмена пропал последний аргумент, сводящийся к слабой надежде, что кто-то жив.

Живых не оказалось. Более того, судмедэкспертиза, состоявшаяся в Институте судебной медицины в Абу-Кабире сразу после передачи тел, определила, что Регев и Гольдвассер погибли практически одновременно, во время попытки их похищения, от множественных осколков снарядов. Один из них, правда, затем был добит выстрелом в голову.

Получается, что в руках «Хезболлы» живыми они не находились вообще никогда. Таким образом, Вторая ливанская война, одной из основных целей которой было объявлено освобождение плененных солдат, вообще была не нужна? Точнее, произошла по недостаточности информации у высшего руководства страны, то есть плохой работы израильской разведки?

В бурной дискуссии о цене обмена на сей раз приняли участие не только политики, которых положение обязывает быстро реагировать на любые проблемы, находящиеся в центре общественных интересов. И не только журналисты, для которых подобные истории являются хлебом насущным. Но и крупные религиозные авторитеты, соревновавшиеся в понимании Священных текстов.

Политики, относящиеся к оппозиции, по понятным причинам объявили состоявшийся обмен главным позором Израиля, а цену, заплаченную за тела Гольдвассера и Регева, непомерной. Они обвинили правительство в измене государственным интересам, так как впервые были выпущены террористы, отбывавшие пожизненное заключение за убийство мирных граждан.

Оппозиционеры настаивают, что теперь любой террорист может убить израильтянина, закопать его тело и договариваться об обмене на какого-нибудь боевика, находящегося в израильской тюрьме. Они же справедливо опасаются, что переговоры об обмене Гилада Шалита с «Хамасом» значительно усложнятся, так как тот потребует увеличить цену за израильского сержанта.

Позицию сторонников обмена точнее всех сформулировал министр обороны Эхуд Барак. На похоронах одного из погибших он отметил, что прекрасно отдает себе отчет во всех последствиях шага, предпринятого правительством. Более того, он понимает, какой урон нанесен судебной системе Израиля, ибо террористы, справедливо получившие пожизненное заключение, помилованы и выпущены на свободу.

Но главная обязанность еврейского государства – вернуть своих солдат на родину живыми или мертвыми. Так было, так есть и так будет впредь.

Еще дальше пошел известный российский бизнесмен и израильский общественный деятель Аркадий Гайдамак. Он утверждает, что еврейский народ выжил именно потому, что всегда поступал именно так, и что следование данной традиции является залогом продолжения существования народа.

Похороны Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева проходили, как и всегда в таких случаях, очень трогательно и торжественно в присутствии десятков тысяч человек. К сожалению, эту процедуру за 60 лет существования государства пришлось отработать до мельчайших нюансов.

Первого похоронили на военном кладбище в Нагарии, находящейся в непосредственной близости от места его гибели. Второго в Хайфе, чуть подальше, но тоже недалеко.

А в Ливане уже двое суток проходят народные гуляния. Редакторы сайта, опубликовавшие фотографии убитых, хорошо понимают свой народ.

Террорист Самир Кунтар был встречен как национальный герой, с королевскими почестями. Он заявил, что мечтает стать шахидом и, погибая, унести с собой жизни как можно большего числа израильтян.

Правда, до звания шахида Кунтар может и не дожить. Высокопоставленный источник заявил, что у Израиля нет никаких обязательств перед убийцей детей и после выхода из тюрьмы он становится первым кандидатом на ликвидацию.

Как и лидер «Хезболлы» шейх Хасан Насралла, впервые за долгое время покинувший свое убежище и появившийся на публике, дабы встретить Кунтара. Израильский чиновник дал понять, что спецслужбы уже работают в данном направлении.

Некоторые лидеры арабских стран поздравили «Хезболлу» с «заслуженной» победой, именно так оценив результаты обмена.

..............