Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
6 июля 2006, 18:22 • Политика

Меры против «откатов»

ФАС придумала лекарство против «откатов»

Меры против «откатов»
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в результате коррупции в области госзаказа российский бюджет ежегодно теряет минимум 300 млрд. рублей. Сократить количество и суммы «откатов» в этой сфере экономики, по мнению специалистов, могут три меры: исполнение вступившего в силу нового закона о размещении государственного муниципального заказа, ратификация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и введение рейтинга прозрачности электронных торгов.

«Если коррупция – это болезнь, то сегодня мы предложим лекарство, серьезно сокращающее, ограничивающее ее в сфере госзаказа», – с этого оптимистичного утверждения начал круглый стол на тему «Противодействие коррупции в секторе государственных и корпоративный закупок» член совета межрегионального общественного движения «Против коррупции» Олег Вакуловский.

Первые успехи

Депутаты поднялись на бой со взяточничеством еще в апреле 2004 года, создав в думских стенах комиссию по противодействию коррупции

По словам начальника Управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаила Евраева, его коллеги по ведомству предсказывают, что из 2,3 трлн. рублей – именно столько составляет консолидированная сумма госзаказа на нынешний год – 300 млрд. рублей осядет в карманах чиновников. Дабы понять масштабы явления, которое еще Карамзин охарактеризовал емким словом «Воруют!», достаточно узнать, что все четыре нацпроекта обойдутся казне в 120 млрд. рублей.

Но основную опасность, по мнению Олега Вакуловского, таят не впечатляющие своими масштабами непредвиденные бюджетные расходы, а тот факт, что «государство теряет управление коррумпированными сферами». Поэтому, так как «правоохранительными органами коррупцию не побороть», необходимо «мобилизовать все общество» на войну с этой бедой.

Депутаты поднялись на бой со взяточничеством еще в апреле 2004 года, создав в думских стенах комиссию по противодействию коррупции. Ее председатель Михаил Гришанков утверждает, что подведомственная ему структура уже добилась определенных успехов. Комиссия завернула несколько законопроектов явно лоббистского толка и поучаствовала в изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, например, способствовала возвращению в УК статьи о конфискации имущества. Главной победой своих коллег Гришанков считает готовящуюся ратификацию Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Кстати, введение в УК пункта об изъятии нажитого непосильным взяточническим путем является одним из требований конвенции. По словам Гришанкова, до конца года депутаты внесут поправки в другие части российского законодательства, чтобы оно полностью соответствовало принятому международному документу.

«Любой чиновник, посягая на государственные деньги, должен понимать, что он будет за это наказан», – заявил Гришанков.

Парламентарий рассказал, что его коллеги по нижней палате совместно с представителями Совета Европы занялись «разработкой законодательных и иных мер по противодействию коррупции». В частности, отечественные и зарубежные эксперты намерены проштудировать законы в области образования и здравоохранения, чтобы найти в них дыры, которыми пользуются мздоимцы. А также изучить систему получения «откатов» в области госзакупок.

Особые надежды на борьбу с этой порочной практикой Гришанков возлагает на создание «системы электронных торгов» и появление рейтинга их прозрачности.

Электронные торги экономят бюджетные деньги

Начальник управления ФАС Михаил Евраев
Начальник управления ФАС Михаил Евраев

Как рассказал исполнительный директор Национальной ассоциации участков электронной торговли (НАУЭТ) Антон Никольский, участниками рейтинга прозрачности электронных торгов станут два вида госзаказчиков: госсектор, то есть все федеральные и региональные органы власти, а также 100 крупнейших муниципалитетов, и самые большие российские предприятия. Для начала в перечень включат 100 компаний, затем их число доведут до 400. Базовыми критериями, по которым эксперты НАУЭТ и движения «Против коррупции» намерены оценивать прозрачность проводимых теми или иными организациями конкурсов и аукционов, станут: отклонение начальной цены от среднерыночной, уровень конкуренции на конкурсе, процент аукционов и конкурсов (аукцион считается более прозрачной процедурой), соотношение начальной и фактической цен и т. п.

Данные о том, насколько открыто работают проверенные организации, аналитики грозятся не только опубликовать на своих сайтах, но и направить правительству, администрации президента, ФАС и другим заинтересованным лицам. «Этот рейтинг будет иметь силу, потому что любой коррупционер боится публичности», – уверен эксперт движения «Против коррупции» Александр Горянин. Первый отчет его коллеги намерены опубликовать уже в конце нынешнего года.

А пока общественность готовится дать мощный отпор взяточникам, начальник управления ФАС Михаил Евраев надеется, что в полную силу заработает начавший действовать 1 января закон о размещении государственного муниципального заказа.

В документе прописан ряд норм, исполнение которых должно способствовать сокращению коррупции в сфере госзаказов минимум в два раза.

В частности, если раньше заказчики могли выставить участникам конкурса любые предварительные требования, даже просто описать фирму, с которой договорились еще до тендера, то теперь перечень первоначальных претензий строго регламентирован законом. Кроме того, введены аукционы, в которых победитель определяется только по цене. А заказчикам выставлено требование информировать общественность о проведении конкурса не только через СМИ, но и через единый интернет-портал.

Правда, несмотря на достаточно хороший, по мнению Евраева, закон, необходимо «существенно расширить схему электронных торгов». Как пояснил фасовец, в мире эта система себя оправдала. При введении публичных торгов через Интернет расход бюджетных средств на госзакупки в Бразилии сократился на 20%, в Италии – на 30%, а в Колумбии – на 47%.

..............