Мы виделись с ним один раз. Я сказал, что очень его люблю. Он лучезарно улыбался. Он читал и хвалил мои книжки. Я был ужасно горд этим обстоятельством. Юрский – едва ли не единственный случай, когда мне вообще всё равно, что он там говорил про новый сталинизм и прочую эту тоску зелёную. Буквально позавчера в деревне вдруг выбрал из огромной своей видеотеки фильм «Время, вперёд!» 1965 года. По роману Катаева. С Юрским в главной роли. Смотрел и думал: Боже ты мой, до чего безупречный актёрский рисунок, какая блистательная проработка всей роли, каждого жеста. По сути, он, его роль – позвоночник всей картины.
Вот эта его роль – сталинского выдвиженца и управленца эпохи индустриализации – она останется. А все его подписи на мятых скучных письмах – его личное дело.
В моём понимании, Юрский – кажется, последний из списка титанов: когда великий артист – помимо того, что артист – ещё и носитель великого артистического интеллекта. Когда он не глина для режиссёра, а сам по себе – демиург. Интеллектуал в области культуры: которая сама по себе есть форма жизни народа. Нравственный камертон – не в политических убеждениях, а в умении себя без суеты нести. Ещё Смоктуновский и Кайдановский в этом смысле вспоминаются, конечно, сразу же. Отчасти – может быть, не за счёт как раз интеллектуальной подоплёки, но за счёт мощнейшей ауры – Янковский.
Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет. Есть другие, но таких нет. Это фигуры Возрождения, фигуры Золотого века, Серебряного века. У них посадка головы была другая. То, что Юрский был дворянского рода – это чувствовалось, конечно. Но при этом диапазон ролей у него, конечно, просто невозможный. Вот от этого еврейского советского суперпроизводственника в картине «Время, вперёд!» до натурального средоточия смехового русского характера – дяди Мити в фильме «Любовь и голуби».
Это же просто невозможно! Вот что русский дворянин мог себе позволить сыграть. Великая его роль – безусловно, отец Базарова в фильме «Отцы и дети» Смирновой. Жаль, что кроме фильма «Чернов/Сhernov» он ничего не сделал как режиссёр. Я видел этот фильм один раз, осталось ощущение какого-то ненарочитого, глубочайшего профессионализма. Но это был 1990 год. Дальше уже для умного кино пространства не оставалось.
Спасибо, что он стал куда меньше сниматься с тех пор. Спасибо за безупречность. Да, ещё вспомнил. Дуня Смирнова рассказывала: когда завершились съёмки «Отцов и детей», молодые артисты, сыгравшие Базарова и Кирсанова, что-то там начали праздновать и веселиться, она увидела и как зашумела на них: идите к Юрскому, дураки – поговорите с ним. Если вы сейчас с ним не поговорите – у вас не будет шансов услышать ничего подобного, увидеть такого человека, провести с ним хоть час.
Не знаю, поняли они или нет, о чём говорила Смирнова. Я понимаю это очень остро и болезненно.
Источник: Блог Захара Прилепина