18 февраля, когда православные отмечают Прощеное воскресенье, в Кизляре 22-летний ваххабит убил из ружья пятерых прихожанок православного храма, выходивших после вечернего богослужения. Преступник ранил еще двоих полицейских, пока наконец сам не был застрелен.
Все женщины – рабы Божии Вера, Людмила, Надежда, Ирина, Вера – были активными прихожанками и много трудились для храма.
Это трагическое событие можно увидеть на разных уровнях. И мы начнем с самого важного.
Это то, что церковь называет мученичеством. Не просто невинная смерть от руки злодея, но смерть именно за веру во Христа.
По-гречески слово «мученик», «мартирос», буквально значит «свидетель» – не свидетель обвинения, как иногда думают люди нецерковные, но свидетель победы. Мученик своей смертью утверждает, что Христос воскрес, смерть побеждена. Для того, кто хранит верность Господу, открыта жизнь вечная и блаженная.
Как говорит апостол Павел в ожидании своей собственной мученической кончины, «ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1, 2).
Церковь верит, что невинно убиенные за Христа уже вошли в уготованную им вечную радость. Почему это так важно и с этого надо начинать?
Чтобы быть в состоянии посмотреть на происшедшее глазами самих убитых. Что они сказали бы нам, если бы могли? Если мы, оставшиеся на земле, можем действовать от их имени, что это могли бы быть за действия?
Обдумать это важно, чтобы дать отпор злу.
На физическом уровне терроризму противостоят люди, специально для этого обученные. Мы как непрофессионалы можем только слушаться их указаний, доверять их опыту и, главное, не мешать.
Но терроризм есть прежде всего оружие психологическое – его цель не столько в том, чтобы лишить жизни конкретных людей, но в том, чтобы потрясти общество в целом, вызвать в людях определенные эмоции, побудить к определенным словам и действиям.
Вот с психологической составляющей этого нападения приходится иметь дело всем нам.
Наша реакция на зло и наше противостояние ему неизбежно должны опираться на понимание того, что есть добро, от имени которого мы как общество этому злу противостоим. И чего это добро от нас требует.
Пуле не важно, как мы на нее реагируем, а вот действенность психологического оружия зависит от нашей собственной свободной воли.
Мы можем испугаться, озлобиться, начать метаться. Как от нас хотят этого силы зла, и зла не только человеческого. Мы можем, напротив, перед лицом этой трагедии приобрести мудрость и мужество и стать более достойными людьми. Это вопрос нашего выбора.
Какая реакция была бы мудрой, достойной и посрамляющей силы зла?
Прежде всего надо понять, чего нам стоит бояться.
- ИГ взяло ответственность за убийство прихожан в Кизляре
- Установлена личность кизлярского стрелка
- Мученики XXI века
Смерти? Мы все неизбежно умрем. Кто-то из нас внезапно, кто-то – после тяжелой и продолжительной болезни.
Вероятность умереть именно от теракта очень и очень низка – среди причин смерти теракты статистически находятся на последнем месте. Вероятность погибнуть под колесами случайной машины несравненно выше. Большинство из нас умрет от сердечно-сосудистых заболеваний, чуть меньше – от рака.
С точки зрения физического выживания нам гораздо больше стоит бояться нездоровой пищи, чем террористов.
Но есть то, чего стоит бояться, – того зла, которое изнутри съедает душу, как оно съело душу несчастного убийцы, который сейчас уже, за порогом смерти, достоверно знает, как страшно он ошибся.
Христиане верят в вечное спасение, в то, что гораздо важнее устоять в добре, чем выжить физически. Но и нерелигиозные люди могут сознавать, что потерять достоинство, мудрость, человечность, справедливость и милосердие может быть гораздо хуже, чем умереть. Смертный час от нас не зависит, а вот какими мы будем людьми – решать нам самим.
Террористы – на Ближнем Востоке, в Африке, в Пакистане, в других местах – уже давно нападают на места, где люди поклоняются Богу. Они взрывают церкви – и иногда мечети. Во многих странах прийти в церковь – это немалый вызов. Там христиане являются гонимым и часто просто истребляемым меньшинством.
Мы находимся в несравненно меньшей опасности. Но все равно всякий раз, входя под своды храма, собираясь на молитву, мы бросаем вызов силам зла, зла человеческого и того зла духовного, которое стоит за ним. Мы вступаем в духовное противоборство – это было так раньше, и это особенно очевидно сейчас. И мы можем показать: нет, вы нас не испугали.
Есть еще одна цель, которую преследуют злодеи, – вызвать не только страх, но (это даже важнее) ненависть. Ненависть межнациональную, ненависть межрелигиозную.
Сам вопиющий характер злодеяния – преступник убил благочестивых женщин, выходящих из храма, – именно на это и рассчитан.Это известная, много раз отработанная технология ада. Злодеяние против невинных жертв, потом месть против невинных и случайных представителей группы, с которой ассоциируется злодей, потом месть за эту месть, а потом пожар уже не потушить.
И здесь мы можем повестись на эти бесовские уловки – а можем проявить мудрость, справедливость и достоинство и сказать им «нет». Мы будем тщательно преследовать злодеев – вернее, помогать правоохранительным органам их преследовать. Но мы не будем ненавидеть невинных людей за чужие преступления.
Мы будем жить в мире и взаимной приязни с нашими соседями-мусульманами. Мы можем показать злодеям – нет, вы не сможете натравить нас на наших соседей.
Мы сами решаем, как мы будем поступать, – и мы будем поступать рассудительно и справедливо. Так, чтобы мученицы Вера, Людмила, Надежда, Ирина и Вера радовались, глядя на нас из рая. «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог».