20 сентября, среда  |  Последнее обновление — 19:30  |  vz.ru
Разделы

Андрей Бабицкий: Человек и автомат

Фигура Калашникова, не наследующая никакому понятному стилю, я думаю, вызывает подспудное раздражение своей неузнаваемостью, невозможностью разгадать ее смысл в привычных эстетических окнах. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Андрей Колесник: Мир помнит, Польша забывает

Свободолюбивый польский народ, всю свою историю очень трепетно относившийся к собственной независимости, стал марионеткой в руках глобальных сил. Тех самых сил, которые без колебаний пожертвуют им, если возникнет такая необходимость. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Алексей Мухин: Звезда Навального закатывается, не взойдя

Стареющая рок-звезда с обвисшими частями тела – жалкое зрелище. Может, кто-нибудь скажет это Навальному. Однако вокруг его проекта «кормится» такое значительное число деятелей, что и самый сильный голос разума не пробивается сквозь эту толпу. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

    Памятник Калашникову открыли в Москве

    В Москве в День оружейника открыли памятник знаменитому советскому и российскому конструктору Михаилу Калашникову. В руках 7,5-метровой скульптуры главное детище оружейника – автомат АК-47
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Как проходят учения «Запад-2017»

    Крупнейшие за последние годы совместные российско-белорусские учения «Запад-2017», так нервирующие некоторых наших зарубежных партнеров, уже отметились весьма эффектными элементами. Некоторые из них – в данном фоторепортаже
    Подробности...

    Определена «Мисс Америка – 2018»

    Впервые в истории конкурса «Мисс Америка» победительницей стала представительница Северной Дакоты. 23-летняя Кара Мунд является чемпионкой США, а шесть лет назад была отмечена Обамой за заслуги в сфере благотворительности. Местные СМИ и блогеры, однако, окрестили победительницу «толстушкой»
    Подробности...
    Обсуждение: 49 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:«Ан-Нусра» развернула масштабное наступление на позиции сирийской армии

        Главная тема


        Кинотеатрам дан сигнал к возвращению «Матильды»

        операция в сирии


        Российским военным пришлось прорываться из окружения

        армия и вооружение


        Дан прогноз гибели летчиков в результате неисправностей на F-35

        «Вещь удобная»


        Дуров пояснил ситуацию со своим гражданством

        «а я - в центре»»


        Лукашенко объяснил отдельное от Путина наблюдение за учениями «Запад-2017»

        угроза для общества


        Главного психиатра минобороны Украины отстранили за высказывания о военных

        Паника поляка


        Мачеревич заявил о планах применения ядерного оружия на учениях «Запад-2017»

        причины ЧП


        Военные летчики высказали версии инцидента со стрельбой по зрителям на «Западе-2017»

        антироссийское выступление


        Морган Фримен встал на защиту работорговцев и расистов

        «детище Второй мировой»


        Дмитрий Дробницкий: Резкие односторонние действия США ускорят распад ООН

        «Расхлебывать полвека спустя»


        Василий Стоякин: В советской трактовке это был «освободительный поход»

        Трагедия 2 мая


        Игорь Димитриев: Одесса снова стала самой горячей точкой на Украине

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к памятнику Михаилу Калашникову, установленному в Москве?


        Революционный класс переживает кризис

        Василий Щипков, политолог, к.филос.н., преподаватель МГИМО
           6 июля 2017, 20:45
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Сторонники радикального протеста впали в задумчивость. Революционный класс переживает кризис.

        «Современный революционный класс духовно состарился и разучился мечтать и воодушевляться»

        Революционный класс – явление, возникшее в начале эпохи Просвещения, когда утвердилась идея о том, что история человечества развивается прогрессивно и что ее главной движущей силой является разрушение традиции, позже названное революцией. Революционный класс – это «новые», «прогрессивные», «передовые» люди, которые взяли на себя роль всадников истории Нового времени.

        Первоначально его формировали люди из наиболее благородных, образованных и богатых сословий. Но помимо власти над вещами и людьми новый класс захотел власти над умами и душами. Его представители претендовали на духовную власть и роль новых религиозных лидеров общества. Они утверждали новые ценности, призывали общество поклониться новым богам (богам науки, рациональности, прогресса, свободы и других идей) и поэтому были так одержимо негативно настроены к «старым» религиям.

        Революционный класс был обществом неформальным и добровольным, но обладал жесткими внутренними правилами и жил по новой заповеди – хорошо все то, чего желает прогрессивная История. С тех пор эти люди стали ощущать себя элитой элит, кругом избранных, служащих в пантеоне прогрессивных идей. Они оказывали колоссальное влияние на умы.

        На них равнялись, им подражали и к ним примыкали многие – от дворян, революционного духовенства (типа Ж. Мелье), до предпринимателей, мелких служащих и людей незнатных. Примыкали, чтобы тоже почувствовать себя духовными предводителями общества, жрецами современности. За этот статус революционный класс держится до сих пор.

        В настоящее время в России интересы революционного класса на арене публичной политики представляет несистемная оппозиция.

        Проблемы в российской несистемной оппозиции последние годы объяснялись двумя причинами – отсутствием единого лидера, объединяющего все протестные силы, и отсутствием единой идеологической платформы.

        Но вот появился известный протестный лидер. В общих чертах сформулирована и программа протеста, она не имеет законченного выражения, но интуитивно ясна всему революционному классу – сломать существующую властную вертикаль. Присутствуют и столь необходимые при этом эмоциональность, расчет и цель: направить историю по нужному вектору, сделать ремейк 1990-х в продвинутом исполнении, испытать пять минут счастья.

        Еще удается кое-как сдерживать накатывающие и затмевающие разум эмоции, ждать, сохранять упорство, продолжать идеологический прессинг на умы, ждать ошибок власти и благоприятных условий для выступления. Казалось бы, немного терпения, и однажды планы должны осуществиться, ведь раньше так всегда и было.

        Но этого не произойдет.

        На ваш взгляд

         
        В канун Октябрьской революции 1917 года все больше раздаются голоса о необходимости гражданского примирения между «красными» и «белыми». Какова ваша позиция по данному вопросу?





        Обсуждение: 1009 комментариев
        Современный революционный класс духовно состарился и разучился мечтать и воодушевляться. Он всегда мыслил технологично и демонстрировал рациональность, но сегодня его технологии уже не служат большой мечте и образу большого желанного будущего. Подчинение технологий лишь инстинктам самосохранения и наживы превращает мечтателей, революционеров и технологов – в технократов.

        Поговорите с молодым или со старым человеком, который сделал осознанный мировоззренческий выбор в пользу «революционного класса», духовно примкнув к нему. Его глаза излучают намного меньше света и оптимизма, чем у его предшественников. Они светят тускло, неуверенно, а внешний оптимизм скрывает глубокое внутреннее сомнение.

        Сегодня эти глаза похожи не на глаза пророка или, пусть даже, мечтательного циника, а на глаза менеджера по продажам – они смотрят прямо, но с пронзительной пустотой, без искры внутренней веры. Речь революционера состоит из напряжения и риторических фраз-клише, она утомляет самого говорящего. Современная протестная мысль живет в скуке, если не сказать моральной и эмоциональной безысходности и скрытой депрессии.

        Ирония и агрессивность – главные усилители вкуса современного протестного дискурса, которые, как сахар и соль, используются повсеместно и обильно. Но усиливать уже нечего, на зубах грустно хрустит одна пустая сладкосоленость.

        Раньше революционер задавал тон частной и общественной беседы (дискурса), доминировал в ней и был вальяжным от того, что обладал ярлыком на княжение от самой Истории с правом задавать и менять правила по собственной воле. Он был и законодатель, и судья, поэтому мог по ситуации менять правила, выносить суждения и подписывать приговоры, как того хотела История и как того желал он сам. Дух абсолютизма с внутренним авторитаризмом и деспотизмом вышел из сверженных монархий и вселился в революционный класс.

        Даже современные протестующие наследуют этот стереотип поведения, они хотят видеть себя власть имущими, причем власть элитарную, духовную. Когда-то Раскольников говорил: «Право имею». Революционеры это же стремление души выражают словами: «Мы здесь власть». Но нет уже внутренней уверенности в этих словах.

        До революционного класса дотронулось то начальное сомнение, которое еще не увело его в самокопание и философию, но уже отравило и десакрализовало его самоуверенность. Теперь революционер как-то по-особенному напряжен. Он опасается и предчувствует, что История, так послушно повиновавшаяся ему последние столетия в борьбе против традиции, может однажды взбунтоваться против своего собственного всадника. Его слова теряют уверенность, блеск и внутреннюю силу. «А что, если История вдруг выбросит меня из седла?»

        Революционер (прогрессивный человек) теряет свою мистическую ауру и, может быть, впервые за столетия лишается тайны и силы, перестает внушать страх и уважение. Независимо от сферы деятельности и носимых политических взглядов, он по-прежнему деспотичен и нетерпим в суждениях, но его властность уже не магнетизирует окружающих. Его боги перестают ему помогать, наступает тот трагический момент, когда он становится им не нужен.

        Его роль духовного и эмоционального центра общественной жизни выглядит уже не так убедительно. Он замыкается в себе, впервые за столетия приближается к необходимому и столь пугающему внутреннему разговору с самим собой, и маргинализуется. Это страшный процесс для революционера, он обнажает внутреннюю пустоту, отсутствие мечты, без которых нет и оправдания собственному существованию.

        Во имя какой высокой мечты осуществлять революцию?

        Обоснование протестов в России сегодня строится на частных раздражающих факторах – на личной, иррациональной неприязни к некоторым политикам и чиновникам и на бытовых проблемах. Перечень протестных тем, которые призваны выводить людей на площади, известен (Сирия, Крым и санкции, выборы, плохие дороги и реновация, обманывают и воруют, неправильная история, неправильная реальность и невозможно терпеть).

        Каждая из этих тем – потенциальный повод для недовольства, но не причина революции. Бесконечно расширяясь, этот список эмоциональных штампов не становится мощнее и не вызывает атмосферу деятельного бунта, не формирует революцию. Почему?

        Потому что для революции нужна нереализуемая на практике, но сильная мечта – утопия.

        Революция не только меняет властные элиты, она, как правило, предлагает новую модель общества, основанную на новых общественных ценностях. Революции зреют задолго до их осуществления и сначала происходят в области философии и культуры. Идеи, приведшие к Французской революции, начали обсуждаться в обществе по меньшей мере за сто лет до нее.

        Атмосфера 1917 года была описана Достоевским и Лесковым. Культурные процессы, приведшие к перестройке в СССР, начались во второй половине 1960-х годов. Каждый раз действовала своя сильная утопия – свободы, справедливости, западного образа жизни.

        Утопия – сверхагрессивная идея, которая становится частью мышления людей и управляет их мотивацией вплоть до готовности жертвовать собой.

        Утопическое сознание – это сознание Нового времени. Это модель религиозного сознания в секулярную эпоху, которое обращено не в потусторонний, а в наш, земной мир. Утопия – это мечта о земном рае. В утопическом сознании рождается идея прогресса, хилиастическая и религиозная по своей сути, которая утверждает, что совершенствование технологий и человека, а также труд многих поколений однажды приведет потомков к царству благоденствия, даже к вечной жизни и вечному счастью в нашем материальном мире.

        Функция революционного, утопического сознания – корректировать представление о земном рае таким образом, чтобы оно постоянно катастрофически не совпадало с окружающей реальностью: поскольку реальный мир в отличие от небесного меняется, то и образ земного рая постоянно должен меняться, чтобы всегда оставаться одинаково недосягаемым, желанным и мотивирующим.

        Утопии заставляют историю развиваться по траектории от одной революции к другой. Утопии, таким образом, создают определенную модель истории, в которой революции являются ее смысловым фундаментом, а революционный класс – ее главным действующим персонажем.

        Есть ли сегодня такая утопия, которая побуждает людей жертвовать собой и совершать революции? Можно сказать категорично: такой утопии нет. Футуристическая литература, трансгуманистические концепции, научные планы и фантазии в области высоких технологий – утопиями не являются, потому что они не являются реальной мотивирующей силой ни моего, ни вашего сознания.

        Утопия должна лежать на поверхности и являться разумеющейся целью, ее не ищут и не придумывают, только описывают и изображают, утопии рождаются сами из секулярной культуры. А если об утопиях рассуждают, значит, наступил кризис утопического сознания. Причина – не в постмодерне (кризисе модерна), а в кризисе и демонтаже Просвещения как проекта, конце светскости и вхождении общества в постсекулярную эпоху.

        Цветные революции, скорее, подтверждают, чем опровергают тезис о кризисе утопического сознания, потому что эти «революции» не двигают историю, не порождают принципиально новое социальное бытие, но лишь сохраняют существующий статус-кво доминирующего миропорядка, являются его партнерами и действуют по его правилам. А революционный класс, который их совершал и осмысливал, чувствует, что не опережает ход исторического времени, а с отставанием пытается его догнать.

        Революция – это форсированное воплощение утопии любыми средствами. Чем ярче утопия, тем решительней и жестче действуют революционеры. Уверенность в неизбежности будущего давало им чувство морального превосходства. Но однажды, с ослаблением утопий, это чувство изменило революционному классу.

        Ощущение будущего переходит к другим людям. Но они не называют себя революционерами.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Андрей Колесник: Мир помнит, Польша забывает

        Свободолюбивый польский народ, всю свою историю очень трепетно относившийся к собственной независимости, стал марионеткой в руках глобальных сил. Тех самых сил, которые без колебаний пожертвуют им, если возникнет такая необходимость. Подробности...

        Алексей Мухин: Звезда Навального закатывается, не взойдя

        Стареющая рок-звезда с обвисшими частями тела – жалкое зрелище. Может, кто-нибудь скажет это Навальному. Однако вокруг его проекта «кормится» такое значительное число деятелей, что и самый сильный голос разума не пробивается сквозь эту толпу. Подробности...

        Сергей Худиев: Чьи уши торчат за «Христианским Государством»?

        Чего еще захотят эти по непонятным поводам негодующие люди? Может, они, если не остановить их сейчас, вообще заставят всех молиться, поститься и слушать радио «Радонеж»? И тут на сцене появляются провокаторы. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Алексей Колобродов: Эмиграция неуловимых

        Две цитаты – журналиста Антона Красовского и поэта Андрея Вознесенского – актуализирующие принципиальное и болезненное для российского интеллигентского сознания понятие эмиграции. Как традиционной, внешней, так и «внутренней». Подробности...
        Обсуждение: 4 комментария

        Игорь Димитриев: В Одессу вновь стягивают нацистов со всей Украины

        Одесса снова стала самой горячей точкой на Украине. Фоном для нынешнего судебного заседания по делу 2 мая стала настоящая война, развернувшаяся в городе между местными кланами. Подробности...
        Обсуждение: 30 комментариев

        Василий Стоякин: Расхлебывать последствия пришлось полвека спустя

        «Освободительный поход» 1939 года, несмотря на то, что это была очень локальная операция в рамках мировой войны, повлек за собой массу последствий. Перечислю только некоторые из них. Подробности...
        Обсуждение: 57 комментариев

        Дмитрий Дробницкий: Последние дни ООН

        Что бы ни сказал сегодня американский президент на высоком международном форуме, какие бы споры и трения это ни вызвало, это не решит судьбу ООН. Потому что по большому счету она уже решена. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Сергей Черняховский: Между Тангейзером и Матильдой

        Политическая элита четверть века лавирует и поощряет сразу два течения – с одной стороны, коллаборационистский псевдолиберализм, с другой стороны – противоположный ему по вектору фундаменталистский традиционал-патриотизм. Подробности...
        Обсуждение: 94 комментария

        Дмитрий Ольшанский: Десять простых соображений о том, что всех так волнует

        Надо понимать, что, в отличие от Толоконниковой или Павленского, Учитель попал в центр скандала случайно. Он совершенно не деятель контемпорари арта, никого не хотел эпатировать или срывать покровы. Он просто забыл о том, что где-то недалеко бродят фундаменталисты. Подробности...
        Обсуждение: 343 комментария

        Петр Тренин-Страусов: Не всем понятно, что же такого плохого сказал Лебедев

        Не исключено, что путь к обвинению родителей в том, что они создают моральные помехи и неудобства обществу, рожая детей – предполагаемых инвалидов, будет пройден так быстро, что станет почти незаметен. Подробности...
        Обсуждение: 66 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............