Новые правила для ярмарки тщеславия

@ из личного архива

26 февраля 2016, 18:50 Мнение

Новые правила для ярмарки тщеславия

Сегодня я читала рассказ одного из дизайнеров «Фейсбука» о том, как они придумывали новые лайки – так вот, процесс у них занял больше года. В «Фейсбуке» ничего не происходит «просто так» или «из любви к людям».

Анна Федорова Анна Федорова

политолог, эксперт ЭИСИ

Будем честны: мы пишем в «Фейсбук» ради лайков. Конечно, и ради комментариев тоже, но в первую очередь всех интересует: а сколько же лайков собрал пост? С того самого момента, как в «Фейсбуке» появилась опция «лайкнуть», это стало минимальным квантом вовлеченности аудитории.

В «Фейсбуке» ничего не происходит «просто так» или «из любви к людям

И мир социальных сетей тут же стал теплее и комфортнее – сейчас меня поймут все, кто помнит social web без лайков, когда нужно было написать целый комментарий (хоть плюсик поставить), чтобы показать автору, что ты в принципе заметил его пост.

А с лайками все стало просто: нажал кнопку и крутишь ленту дальше, не надо ничего выдумывать.

Отсюда – все эти сатирические картинки, где человек сидит и смотрит на собственный текст, чутко отслеживая, как растут лайки. Ярмарка тщеславия, да.

Разумеется, все социальные сети с самого начала – это ярмарка тщеславия. Но до того, как «Фейсбук» ввел новые шесть лайков, с оттенками эмоций, мы успели привыкнуть к правилам этой ярмарки.

Шесть эмоций взяты совсем не с потолка (фото: скриншот facebook.com)

Шесть эмоций взяты совсем не с потолка (фото: скриншот facebook.com)

А теперь они бац – и изменились. Каковы же будут последствия?

А тут как обычно – последствия для маркетологов и smm-специалистов будут хорошие, а для рядовых пользователей – плохие. Начнем со второй части.

Действительно, люди пишут в «Фейсбук» не только о хорошем. Бывает, что рука не поднимается ставить лайк под постом о смерти или трагедии – в таких случаях люди часто специально пишут об этом в комментариях.

Мол, лайк не могу поставить, ад какой, сочувствую всей душой. Теперь количество таких комментариев уменьшится – можно будет просто поставить грустный лайк и крутить ленту дальше. Выполнил долг в рамках слабой социальной связи, отметился и забыл.

В результате – меньше психологической поддержки тем, кто в этом нуждается, раз написал грустный пост. Это раз.

Во-вторых, у пользователей теперь есть выбор – а какой же именно лайк поставить, и этим выбором они будут пользоваться. И значит, каждый раз (ну ладно, каждый второй раз) тратить на лайк чуть-чуть больше времени.

А значит, больше времени проводить в «Фейсбуке». Это очень хорошо для акционеров сервиса – и не очень-то хорошо для пользователей. Вряд ли нужно объяснять почему – речь идет о бесценном времени жизни.

В-третьих, новые лайки создают беспредельное пространство для разборок. А что это ты, Вася, поставил мне обычный лайк, а не «вау»? А как это ты поставил «вау» вон тому классовому врагу? Давай-ка объясняйся.

Звучит идиотски, но есть ли сомнения в том, что люди действительно будут это обсуждать? Или хотя бы думать об этом? И будут копаться в оттенках эмоций – своих и чужих. Процесс бесплодный и бесконечный, потому что лента «Фейсбука», как известно, никогда не кончается.

А маркетологи тем временем притворно схватились за головы – ах, новые лайки сделают нашу жизнь и отчетность сложнее. Не буду скрывать, я тоже об этом подумала: просто представила себе, как заказчик следующего проекта спросит меня, почему это на сто обычных лайков еще пришлось восемь лайков «сочувствую» и тридцать четыре «я возмущен».

Но эти сложности – иллюзорные. Наоборот, любое усложнение цифровой среды идет пиарщикам на пользу: инструменты работы становятся эффективнее, обратная связь – яснее, и в итоге все коммерческие субъекты выигрывают.

Надо помнить, что в «Фейсбуке» ничего не происходит «просто так» или «из любви к людям». Это сервис, нацеленный на выжимание максимума денег из бизнеса и максимально глубокое вовлечение пользователей. В идеале – чтобы они не закрывали «Фейсбук» никогда.

Сегодня я читала рассказ одного из дизайнеров «Фейсбука» о том, как они придумывали новые лайки – так вот, процесс у них занял больше года и основывался на огромном исследовании пользовательских реакций, комментариев, частоты используемых смайликов и т. д.

На выходе мы действительно получили работающую историю – шесть эмоций взяты совсем не с потолка. Это повышает вероятность того, что миллионы людей будут ими пользоваться – а значит, испытают на себе все негативные последствия, описанные выше.

..............