От недавнего брюссельского саммита ЕС украинцы ждали давно обетованной им возможности посещать Европу без визовых барьеров, однако оказалось, что европейцы готовы только к беспрепятсвенному ввозу украинской древесины.
Как шутят в Сети, ожидали безвиз, получили «безлес
Как шутят в Сети, ожидали безвиз, получили «безлес»: Петр Порошенко пообещал евробюрократии сделать все для отмены моратория на экспорт леса-кругляка.
Европейская деревообработка получит сырье, работники европейских предприятий не лишатся работы, а Европа за это даст Украине денег. В кредит.
История эта началась еще летом прошлого года, когда украинским депутатам удалось принять, а главное, заставить Порошенко подписать 10-летний мораторий на экспорт леса-кругляка.
С 1 ноября 2015 года он вступил в силу. С этого момента легально вывозить с Украины деловую древесину стало невозможно. Исключение единственное: для сосны, и только до 1 января 2017 года.
Сделать это удалось несмотря на хоровой стон лояльных Брюсселю «прокладок» в министерстве экономического развития, которые сокрушались о том, как мораторий нарушает принципы свободной торговли, положенные в основу договора об ассоциации с ЕС, и как зачахнут без кругляка порты Одесской области.
Европа за это даст Украине денег. В кредит (фото: Владимир Саяпин/ТАСС)
|
Почему же к такому малозначительному, казалось бы, вопросу такое пристальное внимание?
С января 2016 года запрет на экспорт леса действует в Албании. Молдавия также готовится его ввести – с 1 декабря текущего года. В Белоруссии на экспорт разрешено вывозить только тот лес, который не находит сбыта у собственных деревообрабатывающих предприятий. Т. е. это скорее не экспорт, а нерегулярная мера коррекции внутреннего производства.
И главное – с прошлого года пошлины на экспорт кругляка повысила Россия. Это грозит европейским производителям повышением затрат на сырье, а значит, сокращением нормы прибыли.
Но самое интересное, что мораторий создает проблемы не только европейцам, но и Украине. Ведь его же выполнять нужно, вот какое дело.
Казалось бы – все просто.
Как вывозится лес? По железной дороге и через порты. И то и другое пока находится в собственности государства, а значит, достаточно запретить перевалку кругляка в портах и его перевозку по железной дороге – и мораторий будет должным образом обеспечен.
Как бы не так! Матушка-коррупция спасает предпринимателей от сурового государева ока. Не помогает даже приглашенный из Польши варяг во главе Укрзализныци.
Несмотря на разгромные выступления министра инфраструктуры Украины в адрес железнодорожников (возят запрещенный лес при общем дефиците вагонов), на ж/д станциях продолжают обнаруживать целые составы леса, оформленного по документам как… дрова. Ну да, 12-метровые дрова, что такого?
Тем более что этому даже ж/д тариф благоприятствует: перевозка дров обходится примерно в три раза дешевле, чем необработанного леса или пиломатериалов.
Сколько леса экспортировала Украина перед мораторием? Это вопрос непростой. Ежегодная заготовка – примерно 15 млн кубометров. Согласно данным минагрополитики, в 2014 году на экспорт ушло 4,1 млн кубометров необработанной древесины (55% – в страны ЕС).
Кроме этого Украина продала ориентировочно 2,3–2,6 млн кубометров дров. Сколько из них действительно дрова, а сколько – их старшие 12-метровые «братья», один Бог ведает.
Однако если отталкиваться от резкого роста экспорта украинских дров с 2004 года (тогда дров продавали только 0,3–0,4 млн кубометров), то к 4,1 млн официальных кубометров кругляка нужно добавить примерно половину. Основной потребитель деревянной контрабанды – Румыния.
Европа пыталась заставить Украину отменить этот мораторий ровно с того момента, как он вступил в силу.
Вначале уговаривали, затем шантажировали – тем, что не дадут давно обещанный кредит в размере 600 млн евро.
Присылали в Киев эмиссаров – в середине сентября приезжал вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис. Приняли его со всем почтением, даже с главой правительства встретился. Гройсман лично пообещал Домбровскису посодействовать в отмене моратория.
Депутаты собрались, пошушукались и выдали: «Сегодня, когда против Украины происходит военная агрессия, у нас есть не только легитимные правовые, дипломатические и экономические, но и все моральные основания внедрять такие временные меры, которые позволяют нам спасти наши леса, занятость и остатки промышленности».
Обычно экономический патриотизм украинских депутатов не заходит дальше покупки квартир своим любовницам, а тут такая сознательность. Однако она имеет свое объяснение.
Даже до 2014 года экспорт леса под видом дров был прибыльным занятием. Падение курса с 8 до 26 гривен за доллар превратило его в Клондайк: прибыли хватает покупать и таможню, и железнодорожников.
Еще более выгодной должна быть даже первичная разделка бревен и экспорт уже пиломатериалов. Для этого кругляк должен идти на местные пилорамы, но это невыгодно: ж/д тариф втрое выше, стоимость кубометра на 10–20% ниже (и в гривне), дополнительные хлопоты с конвертацией и выводом прибыли за рубеж.
Депутаты защищают мораторий, чтобы не оставить местный бизнес без сырья. Тем более что этот бизнес часто им же и принадлежит.
По идее у европейских лоббистов отмены моратория должны быть и союзники в лице украинских дровосеков, продававших кругляк на милые их сердцу румынские деревообрабатывающие заводы. Однако если они и есть, то не в парламенте. К тому же поставщикам «дров» этот мораторий не помеха, и даже наоборот: выше спрос, выше риски – выше цена.
Ну и, конечно же, теперь в этой каламути вообще непонятно, сколько кругляка уходит с Украины на экспорт. Судить можно будет только по объему экспорта дров – и то довольно приблизительно.
Что мешало Украине поступить по примеру не только России, но и соседей из ЕС – ввести экспортные пошлины? Как раз то самое – евроинтеграция и зона свободной торговли, в рамках которой введение экспортных пошлин (со стороны Украины так точно) – вне закона.
Фактически в прошлом году Украина приняла лучшее из возможных решений для поддержания не только доходов государственного бюджета, но и региональных, особенно в сельской местности, где небольшой завод может быть единственным местом работы на три–четыре села.
Говорят, что не построена еще та крепость, ворота которой не откроет груженный золотом мул. Украинский «лесной» мораторий против 600 млн евро продержался около года.
Правда, президенту еще нужно будет («в ближайшие недели», как надеется президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер) убедить депутатов проголосовать за его отмену. Невзирая на «военную агрессию».
Один раз правительство задачу уже провалило, значит, нас ожидает прелюбопытное противостояние.
История с мораторием показала, что до статуса истинно европейской страны Украине еще далеко.
Решения об ограничении экспорта сырья в принципе не должны приниматься руководством государства, живущего европейскими ценностями. А уж если приняты, то отменять их следует по первому окрику из Брюсселя.
Недопустимо заставлять вице-президента Еврокомиссии лично ехать в Киев, а президента – весь год ходить за Порошенко и канючить «отмените-отмените»!
А если серьезно, то, судя по опубликованной сегодня повестке дня, в Страсбурге и Брюсселе надеются, что до сессии, которая состоится 18 января, вопрос со снятием украинского моратория будет решен положительно.
Вместе с тем уже 1 декабря европейские парламентарии предоставят безвизовый режим Республике Кирибати, Соломоновым и Маршалловым островам, Микронезии и Тувалу. О наличии в этих государствах моратория на экспорт пальм не сообщается.