23 сентября, суббота  |  Последнее обновление — 15:42  |  vz.ru
Разделы

Александр Васильев: Был ли России смысл участвовать в Первой мировой

Часто приходится сталкиваться с определением «бессмысленная» в отношении Первой мировой войны и участия в ней России. А какой вообще у войны смысл? Подробности...
Обсуждение: 88 комментариев

Армен Гаспарян: «Кандидату в кандидаты президента» нужно свежее решение

Как правило, Навальный ожидает, что в него плеснут зеленкой, полиция заблокирует машину по пути из аэропорта на митинг или последуют массовые задержания пришедших горожан. Но вот прошла встреча в Новосибирске – и что же мы видим? Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Василий Щипков: Самоубийство российского либерализма

Формирующийся новый консенсус в обществе создаст общие правила политического мышления на ближайшие десятилетия. Пока неясен окончательный облик нового консенсуса, но можно с уверенностью сказать, каким он не будет. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

    Спущен на воду корпус ледокола «Сибирь»

    На Балтийском заводе в Петербурге спущен на воду корпус первого универсального атомного ледокола «Сибирь». Корабль будет достраиваться на воде. Атомоходы проекта 22220 станут самыми мощными атомными ледоколами в мире
    Подробности...

    При пожаре в гостинице в Ростове есть жертвы

    Два человек погибли при пожаре в гостинице в центре Ростова-на-Дону. Сотни человек были эвакуированы. Пожар начался с возгорания утеплителя на фасаде – и именно этот огонь сделал из здания настоящий факел
    Подробности...

    Памятник Калашникову открыли в Москве

    В Москве в День оружейника открыли памятник знаменитому советскому и российскому конструктору Михаилу Калашникову. В руках 7,5-метровой скульптуры главное детище оружейника – автомат АК-47
    Подробности...
    Обсуждение: 7 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Меркель заявила о возможности ужесточении санкций против России

        Главная тема


        Макрону не удастся отнять у России право вето в ООН

        урегулирование ситуации


        Волкер обозначил три фактора позиции Трампа на переговорах с Россией по Украине

        переговоры с канадцем


        Порошенко назвал «самый быстрый способ добиться мира на Украине»

        «Если вам интересно»


        Трамп озвучил «одну из величайших фальшивок»

        экспериментальные боеголовки


        National Interest счел головоломкой сентябрьские испытания «Ярса»

        бой в окружении


        Американцам и «Ан-Нусре» удалось разозлить российскую армию

        «невозможно вести переговоры»


        Глава МВД Италии выдвинул требования мусульманам

        спас мир


        Слова Тиллерсона о подполковнике Петрове являются сигналом для Москвы

        паралимпийский скандал


        Британские спортсмены попались на уникальном мошенничестве

        референдум о независимости


        Антон Крылов: В случае с Каталонией дело доходит до украинского фанатизма последних лет

        речь Трампа в ООН


        Эдуард Биров: Впервые 45-й президент США провозгласил с мировой трибуны новую внешнюю политику

        «злая психиатрическая ирония»


        Денис Селезнев: статистика потерь в зоне АТО показывает, что большая часть из них происходит отнюдь не по вине противника

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к памятнику Михаилу Калашникову, установленному в Москве?


        Новые трудности аграрной сверхдержавы

        Иван Зацарин, обозреватель «История.РФ»
           4 октября 2016, 22:00
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Хотя Джеффри Пайетт больше не посол США на Украине и не руководитель ее колониальной администрации, но дело его живет и побеждает. 

        «Мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию»

        «Украина должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой» – установку никто не отменял. И акцент на слове «должна» тоже. Однако Пайетт, похоже, забыл, с кем американцы имеют дело. 

        Для начала немного статистики. 

        Сегодняшний уровень зернового экспорта Украины (39,5 млн тонн в 2015/2016 маркетинговом году) был таким не всегда. В начале 2010-х он колебался в районе 12–14 млн тонн, в 2012/2013 м. г. вырос до 22,8. 

        В 2013/2014 маркетинговом году (длится с начала июля по конец июня) он резко прыгнул до 32,4 млн тонн, а новом году эксперты ожидают взятия рубежа в 40 млн.

        Причины такого взрывного роста понятны – если Янукович последовательно расширял экспортные квоты, то новая власть отменила их в принципе.

        Еще при прежней власти Украина начала получать от экспорта аграрной продукции больше, чем от черной металлургии, но с тех пор, как видим, догнали и перегнали.

        Казалось бы – ну что такого, какая разница, с чего жить? Однако штука в том, что структура экспорта со временем начинает в буквальном смысле менять облик страны. 

        Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот  это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)
        Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)

        Почти двукратное увеличение экспорта зерна за четыре года означает, что оно начинает постепенно замещать другие грузы в портах. И это действительно так.

        Ставки за перевалку зерна на Украине – самые высокие в Европе (до 20 долл./тонна), но трейдеры все равно платят. А в портах как грибы растут зерновые терминалы. 

        Но чтобы зерно попало в порт, его туда нужно на чем-то привезти. И вот тут начинается веселье. 

        В украинские порты зерно попадает по железной дороге (примерно две трети грузов) и автотранспортом (оставшаяся треть). 

        Украинская железная дорога сегодня переживает нелегкие времена. Ее главная проблема – нехватка подвижного состава. Бизнес бьется за вагоны, но без особого толку: не хватает девяти тысяч штук, и взять их неоткуда. 

        Но с начала лета правительство преподнесло сюрприз – начало борьбу за соблюдение весовых норм на дорогах. А это, насколько можно понять, больная тема.

        Трейдеры давно привыкли гонять зерновозы с перегрузом в два – два с половиной раза. Посты на дорогах, конечно, можно объехать, уговорить, купить. Но хитрое правительство поставило их на въезде в порты. Вызвав тем самым форменную истерику.

        «Такие решения необходимо принимать, когда есть понимание, как именно будет перевезен груз. Иначе это – во вред. Экспортный сезон срывается. На железной дороге сейчас не хватает вагонов для перевозки, а на реке – флота». Это президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко негодует.

        Ну, флот особо не спасет, на Украине только собираются возрождать грузовое судоходство по Днепру, лишь 5% от объема зерна сегодня возят по реке. 

        А в остальном оценка верная. Вагонов нет, автодороги разбиты за прошлые годы бодрого экспорта – ведь каждый раз нагрузка росла. А сегодня наконец наступает похмелье. 

        О чем вообще вся эта история? 

        О том, что мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию: «Белым господам нужны ваши бананы, или что вы там выращиваете. Зерно? Вот и обогащайтесь!»

        Мало привлечь и инвестиции на постройку зерновых терминалов. Это все помогает прикормить элиту, вечно благодарную за то, что ее бизнес встроили в глобальную систему разделения труда.

        Но тысячи вагонов никакой Пайетт из кармана не достанет. И дороги, разбитые зерновозами, не отремонтирует. 

        Для всего этого аграрной сверхдержаве нужна промышленность. А промышленности нужны рынки, в том числе и внешние, которые уж точно никакой добрый заокеанский дядя не обеспечит.

        Вроде бы ситуацией должны обеспокоиться в мининфраструктуры Украины?

        Так точно.

        За последние несколько месяцев там подписали меморандумы о сотрудничестве с четырьмя производителями железнодорожного транспорта: GE, Bombardier, Siemens, Pesa. 

        Зачем сразу столько, да и вообще, разве на Украине локомотивы и вагоны делать разучились? 

        О-о-о, нужно знать местную специфику! Чем больше конкурентов, тем выше шансы, что в министерство придут «ходоки» с предложениями, от которых невозможно отказаться. А бизнес как-нибудь перебьется. 

        Ситуация же на самом деле патовая. Отменить контроль – добить дороги. Оставить контроль – не будет валютной выручки, которая держит курс гривны. А подстраховать ни железнодорожники автоперевозчиков не могут, ни наоборот, потому что кроить тришкин кафтан дальше некуда. 

        Россия и сама активный экспортер зерна, причем в соотносимых объемах – в 2016/2017 м. г. эксперты прогнозируют 40 млн тонн, поэтому удобно сравнивать. И сравнение тут не в пользу Украины. 

        Во-первых, с доставкой в порты проблем нет.

        Во-вторых, эксперты еще два года назад отмечали, что из-за повышенных рисков украинские поставщики будут вынуждены заключать контракты с дисконтом. 

        Тогда это происходило из-за начала боевых действий в Донбассе и трагедии 2 мая в Одессе. Международный бизнес – штука тонкая, но простая: «В Одессе случилось что-то плохое? Одесса – порт, где мы берем зерно? Срочно ищите другие порты в том же регионе». Чехарда с вагонами эту ситуацию только обновит.

        В-третьих, ажиотажа по поводу весового контроля в РФ не возникает, тут он давно действует.

        В-четвертых, российские производители имеют возможность придерживать (и придерживают) урожай до повышения цен, упавших сейчас примерно до 170 долл./тонна из портов Черноморского региона.

        Но даже при таких низких ценах маржа российских производителей выше из-за разницы в стоимости ГСМ и удобрений.

        А ведь некогда Украина была крупнейшим экспортером удобрений, однако в последние годы из-за политики «Нет российскому газу!» сама вынуждена их частично импортировать. Из России, конечно, откуда же еще. 

        Ну и, конечно же, главное. Обе страны поставляют на мировой рынок соотносимые объемы зерна. Почему в одной транспортная инфраструктура рассыпается, а во второй – нет?

        Если коротко – потому что в одной есть государство, обновляющее дорожное полотно и контролирующее качество работ, регулирующее оборот ж/д вагонов так, чтобы вовремя менять транспорт с истекающим сроком эксплуатации.

        В другой же понятие «государство» существует только номинально. А прикрывается эта номинальность химерами вроде «аграрной сверхдержавы».

        Стоит напомнить, что первая на территории нынешней Украины железная дорога была проложена в Одессу из городка Балта именно для того, чтобы облегчить экспорт зерна из Российской империи.

        Теперь, когда империи на этих землях не стало, созданную ею инфраструктуру ждет печальное будущее. 

        В общем, ключи от аграрной сверхдержавы традиционно пылятся в Москве: без промышленности, ориентированной в т. ч. на Россию, поддержание экспортной инфраструктуры будет стоить все дороже. 

        Киев же пока продолжает думать, как бы ничего не делать, но чтобы все само собой наладилось. Да так, чтобы еще и украсть на этом, и заработать. 

        А само ведь не наладится, ну разве что придется зерно волами в порты возить, как было до того, как русские построили железную дорогу. Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Александр Васильев: Был ли России смысл участвовать в Первой мировой

        Часто приходится сталкиваться с определением «бессмысленная» в отношении Первой мировой войны и участия в ней России. А какой вообще у войны смысл? Подробности...

        Армен Гаспарян: «Кандидату в кандидаты президента» нужно свежее решение

        Как правило, Навальный ожидает, что в него плеснут зеленкой, полиция заблокирует машину по пути из аэропорта на митинг или последуют массовые задержания пришедших горожан. Но вот прошла встреча в Новосибирске – и что же мы видим? Подробности...

        Василий Щипков: Самоубийство российского либерализма

        Формирующийся новый консенсус в обществе создаст общие правила политического мышления на ближайшие десятилетия. Пока неясен окончательный облик нового консенсуса, но можно с уверенностью сказать, каким он не будет. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев

        Сергей Лукьяненко: Он мог бы быть немцем, которому за Шмайссера обидно

        Наивно требовать от всех энтузиазма или патриотизма. Особенно ныне. Но профессионализма требовать нужно и должно. Непрофессионал должен сидеть на хлебе и воде, тяжело и скучно копать канавы, красить заборы и таскать мешки. Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        Антон Крылов: Независимость Каталонии – это начало конца не только Испании

        Единственное, что удивляет в истории вокруг референдума в Каталонии: почему ни одна сторона до сих пор не заявила о вмешательстве «русских хакеров»? Хотя ответ на этот вопрос довольно прост. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий

        Александр Христофоров: Путин увидел не только «Алису»

        В день 20-летия «Яндекса» Владимиру Путину показали новейшие разработки компании: сотрудники продемонстрировали работу голосового помощника. За массой однотипных материалов с шутками об «Алисе» осталась незамеченной самая «соль». Подробности...
        Обсуждение: 61 комментарий

        Денис Селезнев: Донбасский синдром

        Военный психиатр лишился должности из-за реакции людей с явными психическими проблемами, о которых он, собственно, говорил и помощи которым добивался от парламентариев. И это становится проблемой для всего украинского общества. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Вадим Самодуров: Украина ступает по тонкому лезвию

        Отказ ООН вводить хоть охрану для ОБСЕ, хоть полноценных миротворцев или разрешение на охрану для ведущих мониторинг сотрудников способен увлечь Украину в новый виток кризиса. И пусть дальше украинцы делают что хотят. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Эдуард Биров: Трамп в ООН озвучил план «Б» американской элиты

        Трамп так много и ярко выступает публично – как минимум каждый день в «Твиттере», – что его первая речь в ООН не вызвала большого резонанса, за исключением слов о готовности уничтожить Северную Корею. А зря. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Ирина Алкснис: Севастополь подает пример консолидации элит

        В среду президент России Владимир Путин встретился с пулом свежеизбранных глав регионов, тем самым окончательно завершив масштабную губернаторскую избирательную кампанию. Можно подвести итоги по регионам. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............