23 июля, воскресенье  |  Последнее обновление — 23:52  |  vz.ru

Главная тема


Москва должна искать ответ на санкции и новые реалии мировой политики

«не замороженный конфликт»


Спецпредставитель Госдепа посетил Донбасс и заявил о «горячей войне»

режим шума


Порошенко пригрозил России усилением западных санкций

«стал очень сварливым стариком»


Соперница Маккейна в Аризоне призвала больного раком сенатора уйти из политики

малозатратный транспорт


В Китае в тестовом режиме запущен «небесный поезд» (видео)

положил паспорт на стол


Аннулировано гражданство РФ содиректора «Ведомостей»

«совокупные возможности»


Американский генерал назвал Россию «огромной угрозой»

российский посол


Кисляк завершил миссию в США

«Он думал о своих тараканах»


Лоза обвинил покончившего с собой солиста Linkin Park в предательстве

«Зачем нам чтить Императора»


Сергей Худиев: Мы не можем восстановить династию, но мы хотя бы можем признать ее уничтожение – преступлением

Война в Сирии


Павел Волков: Почему Израиль против перемирия?

радикальная прослойка


Денис Селезнев: Аналогичное ядро существует не только на Украине, но даже и в Российской Федерации

на ваш взгляд


Должны ли российские спецслужбы контролировать переписку граждан в интернете, как делают их иностранные коллеги (например, АНБ США)?


Новые трудности аграрной сверхдержавы

Иван Зацарин, обозреватель «История.РФ»
   4 октября 2016, 22:00
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Хотя Джеффри Пайетт больше не посол США на Украине и не руководитель ее колониальной администрации, но дело его живет и побеждает. 

«Мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию»

«Украина должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой» – установку никто не отменял. И акцент на слове «должна» тоже. Однако Пайетт, похоже, забыл, с кем американцы имеют дело. 

Для начала немного статистики. 

Сегодняшний уровень зернового экспорта Украины (39,5 млн тонн в 2015/2016 маркетинговом году) был таким не всегда. В начале 2010-х он колебался в районе 12–14 млн тонн, в 2012/2013 м. г. вырос до 22,8. 

В 2013/2014 маркетинговом году (длится с начала июля по конец июня) он резко прыгнул до 32,4 млн тонн, а новом году эксперты ожидают взятия рубежа в 40 млн.

Причины такого взрывного роста понятны – если Янукович последовательно расширял экспортные квоты, то новая власть отменила их в принципе.

Еще при прежней власти Украина начала получать от экспорта аграрной продукции больше, чем от черной металлургии, но с тех пор, как видим, догнали и перегнали.

Казалось бы – ну что такого, какая разница, с чего жить? Однако штука в том, что структура экспорта со временем начинает в буквальном смысле менять облик страны. 

Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот  это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)
Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)

Почти двукратное увеличение экспорта зерна за четыре года означает, что оно начинает постепенно замещать другие грузы в портах. И это действительно так.

Ставки за перевалку зерна на Украине – самые высокие в Европе (до 20 долл./тонна), но трейдеры все равно платят. А в портах как грибы растут зерновые терминалы. 

Но чтобы зерно попало в порт, его туда нужно на чем-то привезти. И вот тут начинается веселье. 

В украинские порты зерно попадает по железной дороге (примерно две трети грузов) и автотранспортом (оставшаяся треть). 

Украинская железная дорога сегодня переживает нелегкие времена. Ее главная проблема – нехватка подвижного состава. Бизнес бьется за вагоны, но без особого толку: не хватает девяти тысяч штук, и взять их неоткуда. 

Но с начала лета правительство преподнесло сюрприз – начало борьбу за соблюдение весовых норм на дорогах. А это, насколько можно понять, больная тема.

Трейдеры давно привыкли гонять зерновозы с перегрузом в два – два с половиной раза. Посты на дорогах, конечно, можно объехать, уговорить, купить. Но хитрое правительство поставило их на въезде в порты. Вызвав тем самым форменную истерику.

«Такие решения необходимо принимать, когда есть понимание, как именно будет перевезен груз. Иначе это – во вред. Экспортный сезон срывается. На железной дороге сейчас не хватает вагонов для перевозки, а на реке – флота». Это президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко негодует.

Ну, флот особо не спасет, на Украине только собираются возрождать грузовое судоходство по Днепру, лишь 5% от объема зерна сегодня возят по реке. 

А в остальном оценка верная. Вагонов нет, автодороги разбиты за прошлые годы бодрого экспорта – ведь каждый раз нагрузка росла. А сегодня наконец наступает похмелье. 

О чем вообще вся эта история? 

О том, что мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию: «Белым господам нужны ваши бананы, или что вы там выращиваете. Зерно? Вот и обогащайтесь!»

Мало привлечь и инвестиции на постройку зерновых терминалов. Это все помогает прикормить элиту, вечно благодарную за то, что ее бизнес встроили в глобальную систему разделения труда.

Но тысячи вагонов никакой Пайетт из кармана не достанет. И дороги, разбитые зерновозами, не отремонтирует. 

Для всего этого аграрной сверхдержаве нужна промышленность. А промышленности нужны рынки, в том числе и внешние, которые уж точно никакой добрый заокеанский дядя не обеспечит.

Вроде бы ситуацией должны обеспокоиться в мининфраструктуры Украины?

Так точно.

За последние несколько месяцев там подписали меморандумы о сотрудничестве с четырьмя производителями железнодорожного транспорта: GE, Bombardier, Siemens, Pesa. 

Зачем сразу столько, да и вообще, разве на Украине локомотивы и вагоны делать разучились? 

О-о-о, нужно знать местную специфику! Чем больше конкурентов, тем выше шансы, что в министерство придут «ходоки» с предложениями, от которых невозможно отказаться. А бизнес как-нибудь перебьется. 

Ситуация же на самом деле патовая. Отменить контроль – добить дороги. Оставить контроль – не будет валютной выручки, которая держит курс гривны. А подстраховать ни железнодорожники автоперевозчиков не могут, ни наоборот, потому что кроить тришкин кафтан дальше некуда. 

Россия и сама активный экспортер зерна, причем в соотносимых объемах – в 2016/2017 м. г. эксперты прогнозируют 40 млн тонн, поэтому удобно сравнивать. И сравнение тут не в пользу Украины. 

Во-первых, с доставкой в порты проблем нет.

Во-вторых, эксперты еще два года назад отмечали, что из-за повышенных рисков украинские поставщики будут вынуждены заключать контракты с дисконтом. 

Тогда это происходило из-за начала боевых действий в Донбассе и трагедии 2 мая в Одессе. Международный бизнес – штука тонкая, но простая: «В Одессе случилось что-то плохое? Одесса – порт, где мы берем зерно? Срочно ищите другие порты в том же регионе». Чехарда с вагонами эту ситуацию только обновит.

В-третьих, ажиотажа по поводу весового контроля в РФ не возникает, тут он давно действует.

В-четвертых, российские производители имеют возможность придерживать (и придерживают) урожай до повышения цен, упавших сейчас примерно до 170 долл./тонна из портов Черноморского региона.

Но даже при таких низких ценах маржа российских производителей выше из-за разницы в стоимости ГСМ и удобрений.

А ведь некогда Украина была крупнейшим экспортером удобрений, однако в последние годы из-за политики «Нет российскому газу!» сама вынуждена их частично импортировать. Из России, конечно, откуда же еще. 

Ну и, конечно же, главное. Обе страны поставляют на мировой рынок соотносимые объемы зерна. Почему в одной транспортная инфраструктура рассыпается, а во второй – нет?

Если коротко – потому что в одной есть государство, обновляющее дорожное полотно и контролирующее качество работ, регулирующее оборот ж/д вагонов так, чтобы вовремя менять транспорт с истекающим сроком эксплуатации.

В другой же понятие «государство» существует только номинально. А прикрывается эта номинальность химерами вроде «аграрной сверхдержавы».

Стоит напомнить, что первая на территории нынешней Украины железная дорога была проложена в Одессу из городка Балта именно для того, чтобы облегчить экспорт зерна из Российской империи.

Теперь, когда империи на этих землях не стало, созданную ею инфраструктуру ждет печальное будущее. 

В общем, ключи от аграрной сверхдержавы традиционно пылятся в Москве: без промышленности, ориентированной в т. ч. на Россию, поддержание экспортной инфраструктуры будет стоить все дороже. 

Киев же пока продолжает думать, как бы ничего не делать, но чтобы все само собой наладилось. Да так, чтобы еще и украсть на этом, и заработать. 

А само ведь не наладится, ну разве что придется зерно волами в порты возить, как было до того, как русские построили железную дорогу. Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Владимир Неелов: Цепь для псов войны

Если исходить из вовлеченности России в конфликты, а также из перечня внешних опасностей, которые перечислены в военной доктрине России, ЧВК могли бы сыграть заметную роль в продвижении национальных интересов. Подробности...

Денис Селезнев: Украинское общество войны и его российская составляющая

Наличие в украинском обществе такого радикального ядра общеизвестно. Интересно другое. Оказалось, что аналогичное по своим размерам и настроениям ядро существует, как это ни парадоксально, в Донбассе и даже в Российской Федерации. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Роман Плюта: Наука на пороге Церкви

Распространенное мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни Православная церковь никак не были связаны с гонениями на науку. Подробности...
Обсуждение: 239 комментариев

Артем Демидов: Даже из Европы приезжают, чтобы реставрировать наши памятники

Во Франции волонтерское дело поставлено на системную основу. В советские времена также действовало масштабное добровольческое движение, сотни людей проводили летние отпуска, восстанавливая любимые памятники. Мы возрождаем его сегодня. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Павел Волков: Почему Израиль против сирийского перемирия?

В процесс передела Ближнего Востока активно вовлечены все без исключения. Каждый хочет получить свою долю вновь разрезаемого пирога. Так как же поступить максимально по справедливости, не навредив своим интересам? Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Владимир Можегов: Агенты традиции против фантомного государства

Не кажется ли странной ситуация, когда лидеров двух крупнейших в мире соперничающих государств (способных одним нажатием кнопки снести все живое с поверхности земного шара) обвиняют чуть ли не в сговоре? В сговоре против кого? Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Антон Любич: Блокчейн вошел в ЕАЭС через Белоруссию

На фоне расчистки банковской системы России часто встречаются новости о том, что в банках ненадлежащим образом учитывались обязательства. Одним из популярных средств борьбы с такими нарушениями стала технология блокчейн. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Андрей Бабицкий: Реформаторы 90-х обманули сами себя

Идеологи и инициаторы реформ, спускаясь с трибуны, попадали в объятья сторонников. Физический контакт с обычным человеком вызывал у революционеров ужас и отчаяние. Дело здесь отнюдь не только в русофобии и презрении к черни. Подробности...
Обсуждение: 145 комментариев

Наталья Макеева: Преодоление русской катастрофы или новый раскол?

Если мы вообще хотим уврачевать противостояние красных и белых, следует ставить не вопрос «кто злодей, а кто праведник», а начать интеллектуально прорабатывать ответы на три совсем других вопроса. Подробности...
Обсуждение: 485 комментариев

Вадим Самодуров: Разбирая Малороссию

У Захарченко нервы железные, но и его терпению, похоже, пришел конец. Теперь мы вам не какое-то ОРДЛО, а Малороссия, говорит он. Это можно рассматривать как ответ на провокацию, но сделано это явно топорно и необдуманно. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев
 
 
© 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............