Продолжающиеся дипломатические лавирования вокруг с таким трудом подписанных в феврале этого года минских соглашений вновь усилились на фоне острого желания Киева «додавить» Донбасс и закрыть донецкий и луганский вопрос силовым путем.
Многочисленные критики российской власти, стоящие на ура-патриотических позициях, неоднократно, особенно в периоды усиления обстрелов, указывали на то, что, мол, «Минск-2 умер» и нужно готовиться к возобновлению полномасштабных военных действий. Однако минские соглашения упоминаются всеми противоборствующими сторонами как незыблемая основа урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины, на это упирают и участники нормандского формата. Состоявшийся накануне телефонный разговор между президентом России Владимиром Путиным с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом вновь поставил в повестку дня необходимость объяснить, зачем вообще нужен «Минск-2» и почему никто ничего не «слил».
Во-первых, несмотря на постоянные срывы перемирия со стороны киевских силовиков, определенное затишье на фронтах Новороссии все же наступило. Оно периодически прерывается разного рода эксцессами, локальными боестолкновениями, вроде недавних боев под Новой Ласпой и Старогнатовкой. Тем не менее фаза открытой войны все же не наступает, что дает возможность и ополчению, и России лучше подготовиться к неизбежному финалу всей этой крайне запутанной геополитической истории.
Любые резкие шаги в плане попыток переломить ход войны в пользу провозглашенных республик вызовут новую волну санкций и ограничительных мер, что само по себе уже не так болезненно, как в начале эпопеи в Донбассе (спасибо живительному отвязыванию России от кабального импорта), однако вполне может вызвать биржевую панику, что на фоне негативной внешнеэкономической конъюнктуры сильно ударит по российскому финансовому сектору.
#{smallinfographicleft=736797}И хотя пафосные фразы вроде «лучше ужасный конец, чем ужас без конца» будоражат сознание разного рода диванных воинов, надо понимать, что умение лавировать и играть на противоречиях в стане наших западных «партнеров» – крайне важный момент в дипломатической игре нервов.
Во-вторых, минский формат дает хоть и иллюзорный, но все же повод утверждать, что судьба Донбасса решается в рамках некоего политического механизма. А если так – то и апелляция России к международному праву и в целом легитимистская позиция получают некий фундамент. В работе с нашими настоящими партнерами в ООН это дает возможность аргументированно представлять позицию России и народа Донбасса, без «Минска-2» Запад утверждал бы, что к перемирию никто не стремится.
В-третьих, и это довольно важный внутриполитический для Украины вопрос. В последнее время усилились разговоры про недопустимость проведения выборов в Донбассе вне правового поля Украины. Вот и Меркель с Олландом во время телефонного разговора с Путиным опять твердили и про «угрозу минскому процессу» со стороны предполагающихся местных выборов в провозглашенных республиках.
А выборы эти, по сути, закрепляют дрейф ДНР и ЛНР в сторону от нынешнего украинского государства. В Донбассе, на самом деле, идет много невидимых замыленному потоком противоречивой информации интернет-обывателю процессов. Отстраивается собственная финансовая и налоговая система, вводятся собственные документы, начинает функционировать оставшаяся после войны экономика – но уже без привязки к Украине. Выборы закрепят все это юридически.И хотя наши западные коллеги постоянно твердят, что это именно Украина выполняет минские соглашения, прописанные в них внутриукраинские реформы никто воплощать в жизнь не собирается. Порошенко в феврале 2015 года, скрипя зубами, протокол итоговый подписал, не желая на самом деле выполнять ничего из политического блока соглашения. А значит, благодаря «Минску-2», Донбасс получает аргументацию в пользу отделения от Украины – если это государство не желает учитывать интересы и права жителей Юго-Востока, то жители Новороссии не желают в таком государстве жить.
И наконец, постоянные вояжи Порошенко то в Берлин, то в Вашингтон, а также последние события вокруг так называемой реструктуризации украинских долгов демонстрируют практически полностью обретенный Украиной колониальный статус. Финансами «европейского» государства теперь управляет фонд Франклин Темплтон, полицией – человек из американской команды Саакашвили госпожа Згуладзе, осталось, наверное, на Генштаб поставить какого-нибудь американского генерала, и будет полный туземный букет.
В Москве на самом деле давно поняли, что разговаривать на Украине не с кем и не о чем. Зачем беседовать со склочными и зловредными миньонами Вашингтона, если можно поговорить напрямую с Хозяином? Потому-то «Минск-2» так важен – он позволяет взрослым иметь переговорный формат для того, чтобы по-настоящему решать судьбы нашего западного соседа. Ну а то, что в результате авантюрной политики Запада Украина скатилась в полную деградацию – что ж, проблемы индейцев шерифа не волнуют.