Олигархократия

@ ИТАР-ТАСС

27 мая 2014, 15:51 Мнение

Олигархократия

Украина теперь на годы опять осталась в своих девяностых, обречена стать придатком западных фондов и худой, но еще не додоенной до конца олигархами коровой, которые сейчас косяком потянутся за Порошенко во власть.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Вы будете смеяться, но на Украине прошли «честные и свободные выборы» за 11,4 миллиона долларов, выделенных США. Назначенным Госдепартаментом «президентом» Украины стал разбогатевший на леденцовых петушках миллиардер Порошенко, который решительно заявил, что «мои первые решительные шаги будут направлены на то, чтобы окончить войну».

Для Порошенко и его друзей власть – это воровство, интриги, склоки, возня и приятели, которым раздают куски пирога и удобные места у корыта

Значит, гражданская война все-таки есть. Хорошее признание. Поскольку он из тех людей, что тушат пожар керосином, заканчивать войну он решил ... продолжив ее.

«Я поддерживаю ее продолжение, я требую смены ее формации – она должна быть более короткой по срокам, она должна быть более эффективной, части и подразделения должны быть лучше оснащены, они должны иметь лучшее вооружение, лучшую амуницию», – пояснил он.

То есть война должна стать более беспощадной, собственные граждане должны уничтожаться более эффективно и решительно. И когда граждане кончатся, то, само собой, вместе с ними кончится и война. 

Заявив это, он ударился в бесплодные мечтания (решил вернуть Крым. Ну-ну. Песков уже сказал, что об этом и речи не идет). Наврал, что «продаст активы» (ни за что не продаст.

Просто его бабушка, прикованная к постели, вдруг разбогатеет на несколько миллиардов долларов пенсии), «наладит более тесные связи с Евросоюзом» (там, видимо, в леденцовых петушках ощущается большой недостаток) и «восстановит мир в восточных регионах страны».

Как восстановит, мы уже знаем. Он даже готов встретиться с президентом России Владимиром Путиным, забыв спросить, готов ли к этому Путин. Как в известной восточной притче про свадьбу с принцессой: «к свадьбе все готово, осталось уговорить принцессу».

По крайней мере, как заявил Песков, не то что встречаться, но до сих пор неизвестно, будет ли Путин поздравлять кондитера с избранием. Порошенко также решил уничтожить остатки украинского МВД, заявив, что «мы не должны иметь предателей в милиции». Если подходить к вопросу именно так, по-партизански, истребляя предателей, то в милиции останется один Порошенко. 

Вместе с назначенным президентом-кондитером мэром Киева стал интеллектуал и мыслитель Кличко. Вот и ему отломилось хоть что-то за Майдан – согласовали в Госдепе. Не случайно он вдруг заявил перед президентскими «выборами», что не будет мешать кондитеру, а станет бороться за пост мэра.

Просто ему позвонили и с сильным акцентом сделали предложение, от которого не принято отказываться, а то запишут в «сепаратисты» и спишут в расход. Внезапно выяснится, что настоящего Кличко убили на Майдане снайперы, а это чучело.

Но Кличко, как Александр Иванович Корейко, вовремя понял своим боксерским мозгом, что хоть часть и меньше целого, но все-таки и это пост. И согласился. 

Обама своими ставленниками был вполне удовлетворен и заявил, что «выборы на Украине стали еще одним важным шагом украинского правительства на пути к объединению страны». Это немедленно вызвало эффект домино – все, получив разрешение, торопливо начали поздравлять.

Генеральный секретарь Совета Европы Ягланд радостно поздравил «украинский народ с состоявшимися президентскими выборами и лидера президентской гонки Петра Порошенко». Великобритания тоже немедленно признала итоги выборов.

После этого сам Бог велел Польше порадоваться за торжество демократии на Украине. Президент Польши Коморовский позвонил кондитеру и выразил свое восхищение, а также пригласил оного к себе в гости.

В суматохе как-то забыли проверить, как считали голоса, кто и как голосовал. Да и какая разница, если Госдеп признал. Им там виднее, кто демократ, а кто так, москаль и кацап.

В связи с этим интересно одно сравнительное наблюдение. Что происходило в 1990-е годы в России, помнят все. Страна была отдана нескольким людям, которые владели всеми активами.

Апофеозом стал 1996 год, когда семибанкирщина, особенно этого не скрывая (вспомним знаменитое письмо 27.04.1996, в котором содержалась прямая угроза сопернику Ельцина: «отечественные предприниматели обладают необходимыми ресурсами и волей для воздействия на слишком беспринципных и на слишком бескомпромиссных политиков»), выбрала Ельцина президентом.

Проходит несколько лет, и происходит интереснейшая вещь. Находясь в полной зависимости от олигархов и их возможностей, Ельцин предлагает в качестве преемника не кого-то из этих людей, а никому в то время не известного секретаря Совбеза и главу ФСБ Путина.

То есть человека из старой политической системы, с опытом работы в системе, а не из новообразований на ней. И это стало залогом дальнейшего успеха и восстановления страны. Последующие годы показали, что олигархи, назначенные миллиардерами, ни работать, ни управлять без административного ресурса не умеют.

Свидетельством этого стал жизненный путь Березовского, который за 10 с лишним лет эмиграции заработал ... 18 тысяч фунтов стерлингов. То есть просто проел свое состояние, вытянутое из России. 

Все олигархи были эффективны лишь настолько, насколько они обслуживали интересы государства в области добычи и переработки углеводородов, и без строгого контроля со стороны государства они распадались, эмигрировали или разорялись, не сделав ничего заметного.

Не случайно тот же Прохоров так и не смог построить свой единственный завод. Кстати, жесткая, подчиненная связь капитализма и государства в России не сегодня придумана, а является традиционной особенностью развития капитализма в России. Еще в начале ХХ века нарождающаяся российская буржуазия сумела не только приспособиться к государству, но и научиться извлекать выгоду из этого союза.

Российскую буржуазию устраивало то, что ее предприятия были защищены государством от всякого рода потрясений и кризисов, сопровождавших развитие капитализма. Государство размещало на предприятиях заказы, давало возможность за счет колониальной политики получать рынки сбыта, дешевое сырье, рабочие руки.

Кроме того, государство оберегало буржуазию от потрясений в виде забастовок и стачек. Именно поэтому разрушение в 1917 году государственных институтов повлекло за собой распад капиталистического уклада, чего, например, не было во Франции в дни Великой Французской революции.

Таким образом, в наши дни при Путине с опорой на традицию был достигнут единственный компромисс, позволяющий стране нормально развиваться: крупный капитал обслуживает государство, влияет на него, но не руководит им. Деньги (горизонталь) у олигархов, но власть (вертикаль) – у политиков. Олигархи знают, как собрать деньги, государство знает, как их тратить. 

Украина же так и не пережила свои девяностые. Любой человек, отправившийся в первый раз на Украину в минувшем году, приезжал с ощущением, что вернулся из 90-х в двухтысячные. Из прошлого века и тысячелетия в нынешние.

Олигархократия, собиравшая и вооружавшая собственные банды, державшая собственные каналы телевидения (у того же кондитера главный украинский «Фелькишер беобахтер» – Пятый канал, который он мудро решил сохранить), подмявшая под себя все, сидящая на нескольких стульях, различающихся цветом обложек паспортов. И вот, имея шанс не сделать ошибку, которую не сделал Ельцин, они ее сделали.

И при поддержке Госдепа согласились иметь президентом олигарха, который руководил только шоколадками и петушками (все его должности при Ющенко и пр. – это чистая бутафория, легализация, вознаграждение за близость и помощь) и по определению убежден, что деньги решают все – и в их количестве залог успеха и народной любви.

То есть Украина теперь на годы опять осталась в своих девяностых, обречена стать придатком западных фондов и худой, но еще не додоенной до конца олигархами коровой, которые сейчас косяком потянутся за Порошенко во власть, ибо олигархическая спайка самая прочная, поскольку держат ее банковские счета, а не честь, совесть и достоинство.

Уже приходилось говорить, что все эти люди, пришедшие сегодня к власти на Украине, вообще не представляют, что такое власть. Их представления о власти покоятся не на чтении Локка и Руссо, не на изучении правовых основ, а на чтении газет и интернет-сплетен.

В результате у них есть убеждение, что власть – это воровство, интриги, склоки, возня и приятели, которым раздают куски пирога и удобные места у корыта.

А слушают власть все потому, что боятся, поскольку у нее есть сила. Таким образом, оказывается, что власть устроена очень просто. Говоря короче, «кто палку взял – тот и капрал» или, по выражению автора XVII в. Ивана Тимофеева, «не сущий царь, а чрез подобство наскакающий на царство».

Тем более что любой удавшийся переворот в наши дни – это всегда победа посредственностей (можно взглянуть на светочей нашей оппозиции, которым ничего не удалось и не удастся), оборачивающаяся в целом эфемерной властью посредственностей, у которых нет и не может быть той самой харизмы.

В каждом из них, по выражению С. Булгакова, «проглядывает вульгарный черт с копытом и насморком, даже если на нем феерический плащ сверхчеловека».

Поэтому первое заявление Порошенко столь характерно. Война, вранье, претензии, «прекращу», «запрещу», «разгоню», «одним махом семерых побивахом», «да я вам...!».

И года не пройдет, как взвоют и западные и восточные, и, как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, «вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который проголосовал на позор себе за такого кандидата». Но будет уже поздно. 

Одно радостно. Не знаю как угля, нефти и денег на зарплаты, а шоколадок и леденцовых петушков теперь точно хватит на всех.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............