Государственным программам не хватает любви

@ с личной странички на twitter.com

24 декабря 2014, 08:26 Мнение

Государственным программам не хватает любви

Когда пишешь госпрограмму, по которой люди должны не только изменить привычный образ жизни, но и принести пользу, этих людей надо полюбить. Ну хотя бы сделать вид. А любовь – это погружение в потребности.

Денис Дворников

публицист, к.ю.н., член Всероссийской ассоциации международного права

Государственным программам не хватает любви. Денег, конечно, тоже, но любви даже больше.

Пройти подготовку и поехать учить детишек в село – не самый худший вариант для очень многих молодых россиян

Возьмем, к примеру, идею о том, чтобы привлечь молодых педагогов в сельские школы. Есть такая программа. Идея прекрасная и очевидная. С одной стороны, мы имеем вымирающие и деградирующие российские деревни, откуда бегут специалисты любого профиля.

С другой стороны, за последние 20 лет наша образовательная система наплодила огромное количество недовольных жизнью городских умников с высшим образованием и завышенными ожиданиями.

Юристы, специалисты по связям с общественностью, которым не суждено работать на серьезном уровне по специальности, мучительно ищут себя везде, где только можно, от магазинов сотовой связи до самых экзотических способов самореализации. Это, в общем, нормальные люди, часто совсем неглупые.

И не их вина, что в 90-е годы каждый кулинарный техникум открывал юридический факультет, а в нулевые брался готовить пиарщиков. И, в общем, пройти подготовку и поехать учить детишек в село – не самый худший вариант для очень многих молодых россиян с повышенным образованием. Достойный вызов, который позволит решить жилищный вопрос, возможно, даже найти любимую работу, забыть о пробках, давке, ядовитом воздухе и так далее.

Сделайте хороший типовой проект «учительского дома», на радость местных губернских застройщиков, и вы утроите число желающих нести доброе вечное, изголодавшимся по знаниям сельским школьникам (Фото: Евгений Асташенков/Интерпресс/ТАСС)

Сделайте хороший типовой проект «учительского дома» на радость местным губернским застройщикам, и вы утроите число желающих нести доброе, вечное изголодавшимся по знаниям сельским школьникам (фото: Евгений Асташенков/Интерпресс/ТАСС)

Программа есть, а толку немного. Даже в Подмосковье – благополучном регионе – за два года не набралось и двух десятков интеллектуальных дауншифтеров. И вроде деньги дают, так называемые подъемные, и жилье полагается. А массовости этот опыт не приобретает.

Почему так? А потому что любви нет.

Вот сидит у себя в кабинете чиновник важного ведомства, которому поручено разработать эту идею. Заходит к нему коллега. Плюхается в кресло и говорит:

– Кончай ты свою писанину, пойдем обедать уже. А то очередь набежит в столовой.

– Да надо отдать уже и забыть. Пять минут подожди.

– Что ты там строчишь хоть? – имитирует любопытство гость.

– Да молодежь городскую в сельские школы затащить поручили.

– Ну и как заманиваете?

– Как-как… жилье обещаем.

– Ну так и напиши: «Предоставим жилье и денег на первое время» – помчатся как миленькие! Ну давай, пошли жрать уже наконец.

Когда пишешь программу, по которой люди должны не только изменить привычный образ жизни, но и принести пользу, этих людей надо полюбить. Ну хотя бы сделать вид. А любовь – это погружение в потребности, в мечты и страхи. Ну и желание сделать приятно. Так, наверное?

Приглашая молодого человека жить в село, мы приглашаем и его жену. А жене не нужно «жилье». Жене нужен дом. С кухней. И чтобы кухня типа «остров». Это когда раковина, техника и разделочный стол расположены посередине помещения, а не приперты к стене.

Строителю, в общем, все равно, куда раковину приделать, а женщине приятно. Пригласит коллегу с предыдущей работы, а тут такая модная столешница, как в кулинарных телепередачах. Можно салат с деревенской сметаной намешивать, раскованно поставив рядом бокал, и болтать, болтать, и наслаждаться искренней завистью любимой подруги.

Предложите женщине то, о чем она мечтает, это не всегда дорого. Сделайте хороший типовой проект «учительского дома» на радость местным губернским застройщикам, и вы утроите число желающих нести доброе, вечное изголодавшимся по знаниям сельским школьникам.

Мужу тоже надо помочь определиться со своей бессмысленной пока жизнью. «Ну а что я там буду им преподавать? Обществоведение, что ли?» Мужу может не хватать уверенности в его квалификации по школьным предметам, которые совсем не совпадают с его текущими задачами и давно забыты.

Но коль уж скоро мы перешли на ЕГЭ, значит, школьную программу, которая по сути является набором модулей, можно довольно быстро освоить дистанционно. Для этого надо создать специальный обучающий портал, где любой человек с высшим образованием может выбрать два–три школьных предмета и за год получить полноценную учительскую специальность. Ну, если он не слабоумный. Так слабоумных среди учителей нам и не надо.

А еще мужу можно велосипед подарить. Хороший, отечественный. Лучше даже заказать специальную модель, которую нельзя купить в обычном магазине. Тогда этот велосипед станет предметом подлинной гордости обладателя. Как наградной револьвер. Вроде мелочь, но именно на таких мелочах строятся отношения государства и человека. Символ. И хорошая возможность подробно изучить окрестности.

Если продолжать с любовью думать о будущем новых деревенских учителей, то впору поразмыслить о полноценной социальной сети для них, о непрерывном повышении квалификации, о формате поддержки. «Обнаружил девятиклассника в сенях с сигаретой. Выгнать на мороз или сделать вид, что не заметил? Кто сталкивался?» «Попросил мальчишек помочь отнести уголь в котельную. Обкидали снежками. Вызываю родителей. Согласны?»

Конечно, вопросы будут серьезнее и глубже, но должна быть система. Саморазвивающаяся, растущая и вовлекающая в новый интересный мир все новых и новых людей, пока однажды мы не поймем, что и деревенские школы стали вполне себе приличными. Какие-то даже проекты интересные делают. Да и в городе спивающихся неудачников давно не видно.

Можно долго углубляться в детали. Любовь, она такая.

..............