Экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, находящийся уже месяц в Шереметьево, сегодня может покинуть транзитную зону аэропорта, о чем сообщил адвокат Кучерена. А США при этом грозят нам бойкотом Олимпийских игр в Сочи.
Чемодан – это вещь, которую бросить жалко
Еще в период бостонских взрывов мне доводилось писать о том, что нити внешнеполитического поведения Вашингтона тянутся в конечном итоге к шантажу России по поводу Сочинской Олимпиады.
И когда возник Сноуден, который как транзитный пассажир сразу не улетел из Шереметьево, было очевидно, что игра «партнеров» на нервах друг друга будет нешуточная и что она также не минует тему Сочинской Олимпиады.
И вот американский сенатор Линдси Грэм заявил, что США должны бойкотировать Олимпиаду в Сочи, если Россия предоставит политическое убежище Эдварду Сноудену.
Сенатор Маккейн требует расширить список Магнитского: «Настало время вести себя жестче с Россией».
А в Госдепе США заявляют о том, что выдача им бывшего подрядчика американского Агентства национальной безопасности Эдварда Сноудена является приоритетным вопросом.
Да, ситуация вокруг этого сотрудника ЦРУ сегодня непростая.
Россия не отфутболила Сноудена по маршруту дальше почти мгновенно, как это грамотно сделал Китай, и тем самым уже навлекла на себя «партнерский» гнев.
Неоднократно говорил и готов повторить, что как носитель некой полезной информации Сноуден России не нужен. Он – владелец секрета Полишинеля о том, что ЦРУ стремится прослушать все и прочитать переписку всех – Америки нам не открыл. В этом смысле Сноуден для России – пустой чемодан без ручки, тащить который дальше хлопотно. Да и то, что он пустой, тоже раздражает.
И в этом определенные минусы ситуации для России.
В то же время чемодан – это вещь, которую бросить жалко. Но если приделать ручку, то можно и продать. Тем более что покупатель есть, и он очень настойчив.
Да «партнер» настолько настойчив, что готов и не покупать Сноудена, а взять его даром и силой. Так, в поисках черной кошки в темной комнате он даже организовал вынужденную посадку в Вене самолета президента Боливии Эво Моралеса, вылетевшего из России. Предварительно «партнером» были организованы отказы пропустить самолет президента Боливии в воздушное пространство Франции, Италии и Португалии. Да только вот беда – Эдварда Сноудена на борту не оказалось.
В общем, сдают нервы у «партнера». И, несмотря на заявления Вены о добровольном характере проверки борта самолета Эво Моралеса на предмет нахождения там Сноудена, а также отрицание Францией и Испанией факта закрытия своего воздушного пространства для самолета президента Боливии, все понимают, что за этими событиями торчат вашингтонские уши.
Потому что больше Сноуден никому не нужен. А скандал вышел нешуточный – постоянный представитель Боливии при ООН Сача Лиорентти Солис, комментируя вынужденную посадку президентского лайнера, назвал его «актом агрессии и серьезным нарушением международного права». Солис назвал произошедшее эквивалентом попытки похищения Моралеса и призвал генерального секретаря ООН Пан Ги Муна отреагировать на инцидент с досмотром самолета президента Боливии в Австрии.
А что же Россия?
Фактически, сохраняя спокойствие и ограничиваясь заявлениями о том, что мы против того, чтобы Сноуден осуществлял деятельность, которая вредит интересам России и «нашего партнера», у нас есть возможность приделать к пустому чемодану ручку и продать его с оказией и подороже.
И даже существование точки зрения о том, что Россия не выдает Сноудена США только потому, что боится показаться слабой перед всесильным «партнером», в данном случае не имеет значения. Да «партнеру» давно наплевать на всех и вся настолько, что он даже гипотетически не может себе представить, что в мире могут существовать еще чьи-то интересы. Но в ситуации с непрошено залетевшим Сноуденом не худо бы вспомнить, что у России тоже есть свои интересы, и ей в обмен на Сноудена хотелось бы видеть у себя и Бута, и Калугина, и Ахмадова, и Налбандова, притом что длительное время последние числятся в международном розыске по каналам Интерпола.
Так что торг здесь уместен.
Источник: Блог Алексея Филатова