Нас постоянно упрекают в том, что мы больше половины улова продаем за рубеж. Вроде бы миллионы россиян ждут – не дождутся минтая. Начнем с того, что российский рынок рыбопродукции не очень емкий. Доля расходов на покупку рыбопродукции в общих расходах на покупку продуктов питания отстает от многих видов продовольствия.
Так, по оценкам, приведенным в совместном проекте телекомпании REN TV, аудиторско-консалтинговой компании ФБК* и газеты «Ведомости» «Сколько тратит Россия», доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов составляет 28,9% общих расходов на покупку продуктов питания, на покупку хлеба и хлебопродуктов – 17%, на покупку плодоовощной продукции (включая картофель) – 14%, доля расходов на приобретение молока и молокопродуктов – 13,5%, на покупку сахара и кондитерских изделий – 8,2%, на покупку рыбопродукции – 10%, на покупку масложировой продукции – 2,7%. Треть денег, уходящих на покупку продуктов, люди тратят на мясо, а на рыбу – десятину.
Теперь о том, какую рыбу хотят есть у нас в стране. В соответствии с нормативами Госкомтруда СССР, в 1988 году среднедушевое потребление рыбопродукции в Советском Союзе составляло 24,7 килограмма, в том числе потребление минтая – 10 килограммов, сельди тихоокеанской – 3,5 килограмма, трески – 4 килограмма, камбалы – 1 килограмм, леща – 3 килограмма. Историческая память – штука серьезная.
Российский потребитель при среднедушевом потреблении рыбы в 20–21 килограмм в год не готов съедать 10 килограммов минтая в год, потому что у него есть возможность покупать мясо (в 1988 году среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов было 52 кг, а в 2011 году – свыше 90 кг), у него есть возможность покупать импортную рыбу.
Поэтому желающих купить минтай хватает на 350 тысяч тонн минтая, а мы вылавливаем 1,6 млн тонн. Куда остальное?
Источник: Блог Германа Зверева
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ