«Контроль над финансами»
8 октября 2013, 12:45 Мнение

«Контроль над финансами»

Для капиталистических экономик слишком радикальной мерой кажется препятствование перемещению больших сумм денежных средств. Между тем некоторые страны уже начали вводить подобные ограничения и смогли добиться заметных успехов.

Патрик Бонд

директор Центра изучения гражданского общества и профессор Университета Квазулу-Натал в Южной Африке, автор книг, участник международной инициативы «Постглобализация»

В последние годы ведется много разговоров об экономическом подъеме БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Тем не менее, финансовый кризис, связанный с чрезмерной эмиссией наличных денег, коснулся и этих стран.

На саммите G20, на котором я побывал в сентябре 2013 года, многие представители элит надеялись, что они сумеют найти способ стабилизировать систему

«Закидывание проблемы деньгами» – это «решение», которое первым применил Алан Гринспен в далеком 1987 году во время первого серьезного краха фондового рынка. После этого схема была эффективно отработана на практике Беном Бернанке в европейских и американских банках.

Триллионы долларов были напечатаны и направлены в мировую финансовую систему.

В результате сегодня доллар США, не имея реального обеспечения драгоценными металлами, представляет собой валюту, которой злоупотребляют по всему миру, создавая угрозу возникновения колоссальной инфляции.

На саммите G20, на котором я побывал в сентябре 2013 года, многие представители элит надеялись, что они сумеют найти способ стабилизировать систему.

Однако поскольку основным вопросом этого мероприятия стала Сирия, мы опять вынуждены полагаться на Федеральную резервную систему США, которая пока только ухудшает условия жизни людей в странах по всему миру.

Страны БРИКС в кулуарах саммита G20 также отдельно обсудили меры по выходу из экономического кризиса и предложили свое решение – создание Банка развития БРИКС с капитализацией около 50 млрд долларов и валютным резервом в 100 млрд долларов для использования в чрезвычайных обстоятельствах.

Его структура будет аналогична структуре МВФ. Банк создается для того, чтобы страны БРИКС могли при необходимости кредитовать друг друга. Таким образом, они получат возможность препятствовать МВФ использовать имеющуюся у него систему экономических рычагов.

Все это является частью риторики, согласно которой страны БРИКС предлагают альтернативу «Вашингтонскому консенсусу», институтам Бреттон-Вудской системы, МВФ и Всемирному банку. И это правильно.

Возможно, это именно то, что сегодня просто необходимо в свете серьезнейшего краха валют некоторых стран. Самыми страшными из них являются крах индийской рупии, курс которой упал практически на 30%, а также южно-африканского рэнда, обвалившегося почти на 15%.

Теперь эти страны испытывают огромный стресс, ведь «иллюзорный» экономический рост, в частности в Индии, теперь предстал в истинном свете, выявив наличие глубочайших противоречий.

Однако, на мой взгляд, самым важным в вопросе выхода из кризиса является необходимость применения «технических» мер. Возможно, следует попробовать использовать кейнсианские стратегии для защиты экономики от финансовой турбулентности и повторного введения валютного контроля.

Сейчас для капиталистических экономик слишком радикальной мерой кажется препятствование перемещению больших сумм денежных средств. Между тем некоторые страны уже начали вводить подобные ограничения и тем самым смогли добиться заметных успехов в стимулировании роста местной экономики и снижении волатильности относительно мировой экономики.

Меры, принятые в таких странах, как Малайзия, Аргентина, Эквадор или совсем недавно в Венесуэле, могут служить вдохновляющим примером сплочения.

Когда в 2001–2002 годах Аргентина и Эквадор не смогли выполнить свои долговые обязательства, венесуэльский президент, покойный Уго Чавес, принял решение действовать, как говорится, сообща.

У него был альянс, АЛБА, а также идея создания регионального банка развития – Банка Юга, который был официально учрежден в июле. Капитал банка составил около 9 млрд долларов, что было хорошим стартом.

Если в этом проекте еще будут участвовать бразильцы, станет возможным начать новый вид финансового взаимодействия, гораздо более близкий к экологическим и социальным аспектам, чем мега-проекты, продолжением которых является новый Банк развития БРИКС, а также старые Бреттон-Вудские институты, Всемирный банк и его союзники в странах третьего мира.

И я думаю, что проект хорош именно тем, что в нем активное участие будут принимать институты гражданского общества, в частности, защитники окружающей среды, коренное население, общественные группы, профсоюзные деятели. Важно, что они смогут наблюдать за происходящим и выступать против реализации неприемлемых проектов.

Да, именно контроль над финансами в данной ситуации должен стать основной мерой в борьбе с кризисом. Он должен стать масштабной кампанией, и настоящего результата удастся добиться только тогда, когда сильные национальные правительства восстановят свой финансовый суверенитет, введут валютный контроль и с этого момента будут контролировать процентные ставки, приток и отток капитала и товаров.

Только так мы сможем исцелиться от проводимой банкирами маниакальной глобализации, которая принесла и продолжает приносить столько вреда.

..............