«Приказать верить друг другу»

@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

28 апреля 2011, 18:49 Мнение

«Приказать верить друг другу»

По отзывам в Интернете видно, что меня подозревают в неискренности, в особых причинах, заставляющих говорить то или другое, делать один фильм или другой… неискренности, и, главное, в корысти в корыстных целях – «распилил, откатил».

Андрей Кончаловский Андрей Кончаловский

кинорежиссер, член Общественной палаты

Сегодня мы будем говорить о том, кому мы верим.

Всё время говорю и продолжаю говорить: Россия – крестьянская страна, а у крестьянской ментальности очень узкий круг доверия. Семья – это ВСЁ. Все помнят дружеское предупреждение: «Оглянись вокруг себя, не «имеет» ли кто тебя». Семья – слово, ставшее нарицательным в конце прошлого века, как вы знаете. Новый начальник всех сразу своих берёт – родственников, ближайших друзей. Чужим не верят!

Обязательно и сейчас найдутся люди, которые снова будут видеть в моих словах какой-то тайный смысл

По некоторым оценкам экспертов, ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 миллиардов.

То есть общий объём взяток равен годовому бюджету России! И никто ничего не боится. Мало того, многие из нас заранее прикидывают, когда идём к какому-то начальнику, сколько приготовить денег, когда он попросит. Мы заранее не доверяем!

Доверие, наверно, – самое важное, что есть в жизни у людей.

По отзывам в Интернете видно, что меня подозревают в неискренности, в особых причинах, заставляющих говорить то или другое, делать один фильм или другой... неискренности, и, главное, в корысти в корыстных целях там – «распилил, откатил». И, особенно, когда он говорит, значит, с какими-то целями сколько бы я не клялся, не объяснялся, что я лично так думаю и мне интересно так думать. У меня есть «роскошь», как у некоторых людей, которые заслужили своим возрастом, своей деятельностью – «роскошь» говорить, что я думаю. И мне интересно слушать людей, ЧТО они говорят, даже если они не согласны, чтобы понять, насколько меня понимают, насколько есть в блогосфере понимание тех проблем, которые меня волнуют.

Но обязательно и сейчас найдутся люди, которые снова будут видеть в моих словах какой-то тайный смысл.

Это печально. Я бы даже сказал, что такое Подозрение с большой буквы – это болезнь нашей культуры, национальная «традиция».

#{best_opinions}Вот у Гоголя, помните, в «Мёртвых душах» Собакевич говорит: «...весь город там такой: «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Замечательная фраза, написанная более 160 лет назад, никого сейчас не удивит: сколько прокуроров в последнее время со скандалом отстранили от должности. За что отстранили? За преступления «в особо крупных размерах».

Так вот это культурная наша «традиция» – «не верить, не доверять» – уходит в глубь веков.

Олеарий, немецкий учёный-энциклопедист, путешественник, посетивший Россию с торговым посольством в середине 17-го века, писал о русских: «Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего. А если кто их желает обмануть, то у такого человека должны быть хорошие мозги. Так как они избегают правды и любят прибегать ко лжи, и к тому же крайне подозрительны, то они сами очень редко верят кому-либо; того, кто их сможет обмануть, они хвалят и считают мастером...» (Адам Олеарий «Описание путешествия в Московию», 1640-е гг.)

Отсутствие честности и доверия в бизнесе, в отношениях между людьми есть везде.

О подобном Махатма Ганди сказал: «Стоит заподозрить человека в том, что он преследует корыстные цели, как всё, что он делает, начинает вызывать подозрения».

Низкое доверие в нашей стране на любом уровне – на работе, в магазине – самая крупная статья непроизводительных «расходов».

Разные институты, начиная от семьи и заканчивая государством, – это низкое доверие, тайные планы, обязательные интриги, конкуренция. Мыслим по принципу – «выиграл-проиграл».

У нас как? Как ты его «уделал»! Но ведь никого не надо «уделывать», надо просто пытаться найти истину. И поэтому у нас по отношению к другим вечная готовность к обороне. И этот низкий уровень доверия замедляет всё в России, всё от принятия решений, где покупать туристические путевки, потому что могут «кинуть» там и неизвестно куда пошлют и денег не вернут, до государственных решений и пенсионной реформы.

Это серьёзная очень проблема, в которой мы ЖИВЁМ.

Если мы каждый спросим у себя, я спрошу у себя – кому я вообще доверяю? Кому, каким друзьям, начальникам, подчинённым? Кому из них я действительно доверяю? И я найду очень мало таких людей, которым действительно верю. А если я спрошу: кто мне верит? То же самое – да мне очень мало кто верит. Ну, может быть, самые близкие люди, которые меня знают хорошо...

Мне кажется, вот недоверие друг другу – замкнутый порочный круг нашего национального сознания.

Можно ли из этого круга выбраться? Например, приказать верить друг другу – это же бессмысленно. Или, пожалуйста, поверьте мне, я такой... – бессмысленно. Изменить национальное сознание по приказу правительства или убедить будьте хорошими невозможно.

Я думаю, чтобы выбраться из круга, вашего личного «круга недоверия», вам нужно жить так, чтобы вам верили. Если вам будут верить, и вы будете верить. Лично. Это очень трудно, по себе знаю. И это моё мнение.

Как вообще выбираться из этой национальной особенности?

Может, вы что-то предложите?

Источник: Видеоблог Андрея Кончаловского

..............