«Не нужно никакого особого отношения к Ленину»

@ ВЗГЛЯД

22 апреля 2011, 12:00 Мнение

«Не нужно никакого особого отношения к Ленину»

Могут ли быть у современного человека личные переживания или воспоминания, связанные с Лениным – политиком, умершим почти век назад? Ответ положительный – у бывшего советского человека не может не быть таких переживаний. Ленин был с нами повсюду – он и сейчас встречается на пути постоянно.

Андрей Перла Андрей Перла

Политолог

Могут ли быть у современного человека личные переживания или воспоминания, связанные с Лениным – политиком, умершим почти век назад? Ответ положительный – у бывшего советского человека не может не быть таких переживаний. Ленин был с нами повсюду – он и сейчас встречается на пути постоянно. Десять школьных лет мы носили значки с его портретом. Т. е. с двумя разными портретами: сначала с кудрявой детской головкой, потом с каноническим героическим профилем. Этих последних (мало ли, вдруг молодые читатели не знают) было два варианта: один у пионеров, там Ленин на фоне пламени, другой у комсомольцев – там он на фоне знамени.#{best_opinions}Т. е. мы носили его у сердца – каждый день. Некоторые из нас были в Мавзолее (я сам никогда не был, как-то не довелось). Став постарше, конспектировали его произведения. Лично я полного собрания сочинений, конечно, не прочел, но серый трехтомник прочитал весь целиком, от корки до корки. Ну, перестройка, возвращение к ленинским нормам – школьнику мне было очень интересно. «Государство и революция», «Как нам реорганизовать Рабкрин»... Ладно, я это еще школьником читал, но, скажем, «Материализм и эмпириокритицизм» попался мне на зачете уже на истфаке – уже, стало быть, в 90-е годы, когда полная свобода... Преподавательница наша, впрочем, была уже ярой антикоммунисткой и упирала больше на хамскую манеру Ленина вести полемику...

Кстати, одно из самых мощных личных открытий, связанных с этим трехтомником. Он у нас дома был старого, сильно доперестроечного издания. И в нем было напечатано «письмо к съезду». То самое, в котором «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». То самое, которое перестройка почитала антисталинским политическим завещанием: вот, дедушка Ленин был хороший и предупреждал о Сталине. То самое письмо, о котором создавалось впечатление, что сталинисты его скрывали от народа. А оно все это время было даже не в полном собрании сочинений, а в маленьком трехтомнике на каждый день...

Для меня это «открытие» было ужасно важным: я понял, именно в момент чтения этого письма, что не было никакого «отхода от ленинских норм», что все, что происходило после января 24 года, происходило по тем же нормам, в рамках той же логики, что происходившее до. Что советское государство Сталина, Хрущева, Брежнева и даже Горбачева было таким, каким оно было запланировано Лениным, и никаким другим оно быть не могло.

Теперь, став гораздо старше, я думаю, что оно, российское государство, было и остается таким, каким только и может быть, – даже такой могучий человечище, как Ленин, изменил лишь фасад, да и то меньше, чем многим казалось. Но и это было титаническим свершением, чуть ли не равным свершениям Петра Великого (впрочем, Сталин сделал много больше, чем Ленин). Титаническим настолько, что не только у современников, но даже и у отдаленных потомков не может не быть личного отношения к Ленину. Оно и есть, у каждого свое, в меру испорченности и образованности. Кто-то, будучи прост, как три рубля с его портретом, повторяет байку о еврействе Ленина. «Хорошая версия, многое объясняет» – и для многих все объясняет. Кто-то, очарованный образом «России, которую мы потеряли», разделяет возмущение Бунина: как так, это чудовище, убившее и изгнавшее лучших сынов России, называют благодетелем человечества?! Кто-то, навсегда травмированный теми сусальными сказками, которыми пичкали нас в советском детстве, с удовольствием повторяет анекдоты вроде «а мог бы и полоснуть!». Страшное дело, неизжитый подростковый протест, это вечное: раз нам говорят, что был добрый, значит, на самом деле был ужас какой злой. А кто-то – очень даже много кто – до сих пор считает, что вот, дедушка Ленин был гением и создателем социального государства, а вот нынешние, начиная с Горбачева, те труды Владимира Ильича пустили по ветру...

Все эти мнения имеют право на жизнь. С одной поправкой – не нужно уделять им много внимания. Не нужно тратить на них цветы своей селезенки. Каким бы ни был Ленин, даже и для нас лично – его время ушло.

Интересно, появятся сегодня в теленовостях сюжеты с опросами юных на улицах Москвы: что вы знаете о Ленине? С выяснением, что нынешние юные – не только мало, почти ничего о нем не знают, но и не понимают, почему должны бы знать... Но они ведь и вправду не должны, в том смысле, что это знание не может быть для них самым важным. Кто для них Ленин? Персонаж истории прошлого века, связанный с реальностью сегодняшней жизни не более, чем ковбои дикого Запада связаны с жизнью сегодняшнего американца.

И это прекрасно. Вот совсем простая, не раз сказанная, но как-то не усвоенная нами вещь. Не нужно никакого особого отношения к Ленину. Личного. Острого. Актуального. Больше не нужно. 85 лет как его нет с нами. Четыре поколения сменилось. Он больше не актуален. Он просто факт истории. Ну, еще факт наших личных биографий – но тоже, поймите правильно, в контексте невозвратного прошлого. Разговор о нем ничего не меняет в реальности. Совсем ничего.

Источник: Блог Андрея Перлы

..............