«Мы увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой – и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка» (А.П. Чехов, «Дядя Ваня»).
Жизнь советского человека в утопии соцреализма была невообразимо прекрасной, как воплощение мечты героев Чехова
Так нормальные люди не разговаривают. Это речь больной маниакально-депрессивным психозом в маниакальной стадии.
Но в утопии советского соцреализма вышеприведенную цитату велено было считать реализованной. Хор ангелов с успехом заменил Кобзон в сопровождении Краснознаменного ансамбля песни и пляски им. Александрова.
С одним добавлением: «которое наполнит собою весь мир победившего социализма».
Утопический соцреализм призван был показать, каким должен выглядеть мир в свете последнего постановления. Тот, кто правильно угадывал это, получал всевозможные пироги и пышки, вплоть до государственных премий. Кто угадывал неправильно, попадал в черные списки, а то и в тюрьму мог загреметь, как, к примеру, автор работы «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года» Андрей Амальрик.
С выходом нового постановления реальность надлежало корректировать. Вчерашние враги становились друзьями, пламенные революционеры – врагами народа, гении – бездарями, и наоборот. Если реальность не вписывалась в последнее постановление, она объявлялась несуществующей. В странах социализма все цвело и пахло, там не было стихийных бедствий, смертей, болезней. А в странах капитала безработные валялись на улицах, эти страны постоянно потрясали забастовки, демонстрации, землетрясения, наводнения. Злобные сионисты коварно угнетали несчастный палестинский народ.
Жизнь советского человека в утопии соцреализма была невообразимо прекрасной, как воплощение мечты героев Чехова, и улучшалась с каждым днем, хотя, казалось бы, дальше уже некуда. В этой прекрасной советской жизни не было наркоманов, проституток, бедных, нищих, больных, пожилых, брошенных детей, руководящих дураков, беспризорных, очередей, бомжей, алкоголиков, воров и взяточников.
Все веселы, здоровы, обеспечены, счастливы.
Все улыбаются, уверенно глядя в завтрашний день.
Гламурный реализм, реализм глянцевых журналов, показывает, как должна выглядеть жизнь с точки зрения рекламодателя.
Главная проблема человека в этой жизни – это проблема выбора – среди тысяч марок часов, кремов, обуви, курортов, мужчин, женщин, белья, маршрутов путешествий, фильмов, музыки, квартир, домов, автомобилей, ночных клубов и т.д.
В этом прекрасном новом мире нет наркоманов, проституток, бедных, нищих, больных, пожилых, брошенных детей, руководящих дураков, беспризорных, очередей, бомжей, алкоголиков, воров и взяточников.
Все веселы, здоровы, обеспечены, счастливы.
Все улыбаются, уверенно глядя в завтрашний день...
Специально для газеты ВЗГЛЯД