«Культура и бизнес»

@ upme-rf.ru

21 декабря 2011, 17:33 Мнение

«Культура и бизнес»

Россия вполне может получить новый «Золотой век культуры», который лишний раз докажет мировому сообществу, что наша страна – это великое культурное, образованное, мудрое государство.

Юлия Куликова

Руководитель Альянса Поддержки Молодежных Инициатив

Современные исследования, посвященные культуре, показали огромный, все возрастающий интерес к этой сфере. Бизнес-предпринимательство также есть важная сфера самореализации и творчества. И прежде всего нам стоит обратить внимание на ключевые понятия, о которых пойдёт речь.

Деньги идут к тем, кто умеет их зарабатывать

Современные исследователи выделяют множество определений культуры: культура как ценность, как способ адаптации к жизни, как социальная норма, как социальная память, как социальная коммуникация, как язык, как деятельность, как творчество, как социальный опыт. Не все, но многие из этих понятий стали важны и для бизнеса с началом XXI века. С возникновением креативного класса одним из факторов бизнеса стало то, что источником делового успеха является не только наличие средств, но и нематериальные понятия, такие как нравственность, порядочность, этика и мораль, достоинство и уважение личности. В современных понятиях культуры и бизнеса характерны единство человеческих ценностей и традиций.

Основным элементом духовной культуры являются моральные ценности. В современном бизнесе, основанном на социализации, моральные ценности также начинают играть всё большую роль. В условиях перехода к рынку культура становится неотъемлемой частью современных реалий и в области духовной жизни. Культура не может существовать изолированно от развития общества. Именно поэтому в реалиях современного рынка создаются условия для интеграции сферы бизнеса в культуру. Предпосылки к этому появились ещё в прошлом веке. Например, путешествие как способ не только отдыха, проведения досуга, но и познания мира. Реализовать тягу к перемене мест поможет туризм, который возник на пересечении, с одной стороны, интересов к культуре, истории, а с другой – на предпринимательском мотиве удовлетворить имеющиеся потребности. Искусство призвано удовлетворять эстетическую потребность человека. Для того чтобы приобрести произведение искусства или даже его копию, необходимо заплатить определенную цену. Чтобы наслаждаться спектаклем в театральном зале или кинофильмом в кинотеатре, надо купить билет.

Культура и бизнес – самые значимые способы самовыражения человека. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг – весь бизнес окружен искусством. В истории всегда были успешные промышленники и купцы, среди которых часто встречались меценаты. В Российской империи яркими примерами были семьи Шереметевых, Морозовых, Голицыных. Спонсорство и особенно благотворительность стали практически философией нравственности современного бизнеса.

Наиболее продвинутой страной в развитии предпринимательского начала в культуре и искусстве являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом.

В европейских странах государство более мощно патронирует эту сферу. Следуя современной тенденции, европейские государства начинают принимать законы, ретранслируя часть своих забот о культуре непосредственно бизнесу. Современный российский бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот поистине уникальный опыт может стать неоценимым для вхождения российского бизнеса в сферу культуры и искусства.

По словам Михаила Борисовича Пиотровского, директора музея «Эрмитаж», доля дохода от государства в музее составляет 60–70%. 20% – их собственные заработки (билеты, спецпрограммы, проведение выставок, деньги за авторские права). Оставшиеся 10–20% – средства меценатов. В Европе есть немало примеров, когда доля государства минимальна, а музеи и другие культурно-досуговые центры повышают свои доходы за счёт инвестиций и грамотной маркетинговой политики. Деньги идут к тем, кто умеет их зарабатывать.

Развитие интеграции культуры и бизнеса в России нуждается не только в предпринимателях, готовых инвестировать, но и в талантах, способных реализовать себя в творчестве, и организаторах-практиках, создающих условия для эффективного развития.

Российская Федерация, богатая своим многовековым культурным наследием, опытом и исторически значимыми местами, является, прямо скажем, практически не занятым рынком для инвестиций. Государство и общество должны поддержать инициативы бизнес-сообщества по коммерциализации культурной сферы. Россия вполне может в результате получить новый «Золотой век культуры», который лишний раз докажет мировому сообществу, что наша страна – это великое культурное, образованное, мудрое государство.

Источник: Сайт «Большого правительства»

..............