Денис Миролюбов Денис Миролюбов Когда в российский футбол придут «правильные» деньги

Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?

10 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Зеленский даже войну пытается превратить в шоу

Вера в собственное мессианство вообще присуща украинским политиками, это ярко проявлялось у экс-президента Виктора Ющенко, который свои обращения начинал словами «мой народ». Тем более она присуща Зеленскому, который даже из войны пытается сделать шоу.

10 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Деколонизация для России означает освобождение от Запада

Термин «деколонизация» применим к России, только если понимать под ним избавление от тяжелого наследства 1990-х, когда мы и в самом деле едва не превратились в колонию Запада.

15 комментариев
1 июля 2024, 13:28 • Справки

Самолет F-35 Lightning II

Самолет F-35 Lightning II
@ Liz Lutz/Keystone Press Agency/Global Look Press

F-35 – многофункциональный истребитель-невидимка пятого поколения. Эта модель применятся как военно-воздушными и военно-морскими силами США, так и Корпусом морской пехоты, может использоваться в качестве носителя ядерного оружия. Существуют три модификации F-35, которые активно закупают страны НАТО и азиатские партнеры, но проект всё еще находится в развитии.

История создания

F-35 Lightning II является разработкой американской военно-промышленной корпорации Lockheed Martin. Компания выиграла соответствующий конкурс в 2001 году, предоставив более технологичный прототип, чем концерн Boeing. Но серийное производство самолетов началось лишь с 2011 года в рамках межгосударственной программы JSF. Она финансируется Австралией, Великобританией, Данией, Италией, Нидерландами, Канадой, Норвегией и США. Кроме того, в этих странах развернуто производство компонентов истребителей.

Интересные факты: изначально в программе JSF также участвовала Турция, но была исключена из-за закупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400 в 2019 году. Постоянный рост расходов на производство и затягивание сроков поставок вынудили Данию (2010) и Австралию (2011) попытаться отказаться от приобретения этих самолетов, но в итоге они продолжили сотрудничество. Значительный вклад в модификацию серийных F-35 с 2011 года вносят израильские конструкторы.

Необходимость в разработке «единого ударного истребителя» возникла в США в 90-х годах XX века. Это было связано с распадом СССР и закономерным сокращением военного бюджета США. По планам Пентагона новый самолет должен был заменить дорогостоящие и устаревающие машины разных типов – прежде всего истребитель F-16 Fighting Falcon, палубный штурмовик Grumman A-6 Intruder, истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и многие другие модели.

Первый предсерийный экземпляр появился в 2006 году и получил название Lightning II – в честь тяжелого истребителя времен Второй мировой войны Lockheed P-38. К 2018 году было выпущено около 300 единиц разных модификаций – и на тот момент стоимость программы составила 46 млрд долларов. Тогда же вице-адмиралом Мэтом Уинтером, ответственным за реализацию проекта, были выявлены первые проблемы: дефекты двигателей, системы жизнеобеспечения летчиков и дефицит запчастей.

Пришлось расширять производство и вносить изменения в конструкцию, из-за чего значительно выросли расходы и были сдвинуты сроки реализации программы. К 2023 году удалось выпустить лишь 1000 самолетов из запланированных 3500. По прогнозам, F-35 будут эксплуатировать как минимум до 2070 года. За этот период только США потратят на их закупку, содержание и ремонт не менее 1 трлн долларов, поэтому данная модель претендует на звание самой дорогостоящей системы вооружения в истории.

Характеристики и преимущества F-35 Lightning II

Это однодвигательный сверхзвуковой всепогодный малозаметный истребитель-бомбардировщик, рассчитанный на экипаж из одного человека. Моноплан с трапециевидным крылом, вобравший в себя лучшие технологические решения, опробованные на F-22 Raptor. Его длина составляет от 15,57 до 15,67 м, а масса без боекомплекта – от 13 290 до 15 686 кг (в зависимости от модификации). Турбореактивный двигатель расположен в хвостовой части, благодаря ему удается развивать скорость до 1930 км/ч.

Самолёты могут нести на себе боеприпасы, масса которых не превышает 17 600 кг для F-35A, 11 200 кг для F-35B и 14 600 кг для F-35C. Их размещают как в грузовых отсеках, так и на внешней подвеске. Истребители оснащены двухконтурным двигателем Pratt&Whitney F-135, обеспечивающим бесфорсажную тягу 13000 кгс. В режиме форсажа он выдает 19,5 тыс. кгс. Благодаря малоотражающей форме корпуса и наличию радиопоглощающих материалов на его поверхности обеспечивается минимальная радиолокационная заметность.

В комплект стандартного вооружения входят две управляемые ракеты класса «воздух – воздух» (AIM-9/120/132) и две корректируемые авиабомбы (GBU-32 JDAM). Кроме того, предусмотрено и пушечное вооружение: 25-мм четырехствольная пушка GAU-22/A с темпом стрельбы 3300 выстрелов в минуту. Установленная в фюзеляж система инфракрасных датчиков эффективно обнаруживает пуски ракет на расстоянии 1300 км. Шлем пилота разработан с использованием технологии дополненной реальности. Обзор и целеуказание ему обеспечивает инфракрасная CCD-TV камера.

Дальность полета разных модификаций F-35 колеблется в диапазоне от 1670 до 2220 км, крейсерская скорость – 850 км/ч. Расстояние, на котором истребители могут эффективно выполнять боевые задачи без БТП и дозаправки в воздухе, составляет от 833 км (у F-35B) до 1140 км (у F-35C). Конструкция способна выдерживать перегрузки в 7-9G. В конце 2023 года F-35A был сертифицирован для применения тактического ядерного оружия (бомбы B61-12).

Основные модификации

Существуют три версии, разработанные для разных родов войск. Они способны с одинаковой успешностью вести воздушные бои и атаковать наземные (надводные) цели. Их компоненты взаимозаменяемы на 70-90%, что облегчает ремонт и эксплуатацию техники в боевых условиях. Такая унификация облегчает и процесс подготовки пилотов, которые способны управлять машинами всех типов. Однако обучение летчиков проходит достаточно долго.

Так, для ВВС США создан F-35A, который является самым простым, дешевым и распространенным типом данного самолета. Его стоимость составляет около 82,5 млн долларов. Час полета на такой машине обходится военному ведомству США в 45 000 долларов. Машина способна взлетать и садиться только на стандартные аэродромы, но отличается лучшей маневренностью среди всех представителей серии. Может выдерживать перегрузки до 9G. Только эта модификация приспособлена для использования ракет с ядерными боеголовками.

Интересные факты: на базе F-35A была создана адаптированная под израильские условия версия F-35I «Адир». Она оснащена местным бортовым радиоэлектронным оборудованием: системами управления огнем и радиоэлектронной борьбы. Укомплектована ракетным вооружением локального производства, а также переработанной системой наведения и перехвата. Запланированы и другие модификации. Для обледенелых аэродромов Норвегии был разработан самолет CF-35 с тормозным парашютом и возможностью дозаправки в воздухе.

F-35B отличается возможностью короткого взлета и вертикальной посадки. Это обеспечивается соплом, способным поворачиваться на 95 градусов, а также подъемным вентилятором, находящимся за кабиной пилота. Разработкой двигателя занималась компания Rolls-Royce. Самолет не дешевый (109 млн долларов) и предназначен для базирования на легких авианосцах и десантных кораблях. Он активно используется Корпусом морской пехоты США и Британским Королевским флотом, но для него характерна ограниченная дальность полета – 1670 км.

F-35C является палубным истребителем. Он отличается увеличенными показателями размаха (13,1 м) и площади крыла (62,1 кв. метра), а также дальности полета (2220 км). Самолет оснащен посадочным крюком и взлетает с помощью катапульты. Его стоимость составляет около 102,1 млн долларов. Однако у данной модификации есть серьезный недостаток. При длительных полетах на сверхзвуковой скорости и больших высотах утрачивает свои стелс-свойства из-за получения повреждений корпуса и антенн. Данный дефект так и не был исправлен.

Распространение F-35 Lightning II в мире

Помимо основателей и партнеров программы к ней со временем присоединились другие страны. Так, Израиль и Сингапур приобретут 75 и 20 машин соответственно. Кроме того, Бельгия (34 единицы), Германия (35), Польша (32), Финляндия (64), Южная Корея (65) и Япония (147) получили статус иностранных участников военных продаж. Первый из 138 «международных» F-35 был передан Великобритании в 2011 году.

Также соглашения о продаже данных самолетов заключены с Чехией (24) и Швейцарией (36). В начале 2024 года были одобрены поставки 40 истребителей Греции. Стоимость контракта оценивается в 8,6 млрд долларов.

Производство комплектующих и сборка готовых машин осуществляется не только на территории США. Например, с 2013 года Израиль занимается выпуском крыльев. В 2016 году японская корпорация Mitsubishi создала предприятие по сборке самолетов в Нагое, а в 2017 году был открыт соответствующий цех в Италии (Новара).

Современное использование

F-35 уже применялись в ходе боевых действий. Еще в 2018 году израильские летчики наносили удары по военным объектам Сирии. Тогда же Корпус морской пехоты США применил F-35B для обстрела талибов в Афганистане. В 2019 году американские ВВС использовали классическую модель для бомбардировки позиций террористической группировки «Исламское государство*» в Ираке. Кроме того, израильтяне успешно отразили с помощью этих самолетов атаку иранских дронов весной 2024 года.

Проект F-35 всё еще не закончен: постоянно проводятся испытания и модернизация техники. Его развитие может затянуться на несколько десятилетий. И все же, несмотря на дороговизну программы и наличие ряда дефектов, самолеты продаются по всему миру.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............