Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

18 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

15 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

15 комментариев
3 декабря 2024, 08:50 • Экономика

Россия предъявила Китаю всю мощь «Силы Сибири»

Россия предъявила Китаю всю мощь «Силы Сибири»
@ Алексей Никольский/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Газпром впервые за пять лет запустил «Силу Сибири» на полную мощность. И сделал он это на месяц раньше плана. Китай скупает весь трубопроводный газ, идущий из России, потому что наше предложение одно из самых выгодных. Получится ли у России пойти дальше и нарастить прокачку газа по трубе с проектных 38 до 44 млрд кубов и даже до 60 млрд кубов? И не навредит ли это другому российскому проекту – «Силе Сибири – 2»?

Газпром вышел на проектный уровень прокачки газа в Китай по «Силе Сибири». Это произошло на месяц раньше запланированного срока. Проектная мощность составляет 38 млрд кубометров в год.

Российский гигант шел к этому моменту пять лет. Первые поставки российского трубопроводного газа в Китай начались в 2020 году, тогда было поставлено 4,1 млрд кубов. С каждым годом Газпром наращивал поставки, объемы которых были прописаны в контракте. Так, в 2021 году было поставлено уже 10,39 млрд кубометров, в 2022 году – 15,4 млрд кубометров, а в 2023 году поставки выросли до 22,73 млрд кубометров. В этом году они составят больше 30 млрд кубов. И уже в 2025 году будет как минимум 38 млрд кубов в годовом выражении – такова проектная мощность.

Это важный результат для проекта. Почему потребовалось пять лет для выхода на проектную мощность? «Во-первых, Газпром постепенно разбуривал месторождения, бурил дополнительные скважины, на что ушли годы, и это нормально. Во-вторых, он достраивал газокомпрессорные станции. Постепенно увеличивая добычу, росли и поставки в Китай. В контракте с Китаем, который был заключен в мае 2014 года, были прописаны объемы поставок по каждому году», – поясняет Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.

Газпром не только выполнял все свои обязательства, но часто шел с опережением графика. Только в 2024 году Газпром семь раз обновлял рекорды суточных поставок трубопроводного газа в Китай. Почему Пекин брал все объемы, которые только мог физически прокачать Газпром?

«У Китая постоянно растет спрос на газ. И хотя он увеличивает собственную добычу, импорта ему нужно довольно много. При этом Китай берет газ из тех источников, которые ему в данный момент выгодны. С Газпромом у Китая контракт, где цена на газ привязана к стоимости нефти с временным лагом в девять месяцев. В целом весь 2024 год у Газпрома было более конкурентное предложение по цене. Стоимость газа на спотовых рынках Азии в этом году была выше 400 долларов за тысячу кубов, а у Газпрома цена сейчас примерно около 350 долларов за тысячу кубометров. В период отопительного сезона цены на газпромовский газ вырастут, так как отразят рост нефтяных цен девять месяцев назад. Однако на спотовом рынке в Азии цены тоже увеличатся и будут выше 500 долларов за тысячу кубометров. Падение цен на нефть в сентябре, октябре, ноябре отразится в цене на газ для Китая через девять месяцев, то есть в мае-июне-июле. Скорее всего, это будет лучшее предложение на рынке. Так что потеря рынка Газпрому не грозит, его предложение все равно будет оставаться выгодным в первом полугодии нового года», – считает Игорь Юшков.

Китайский рынок газа довольно конкурентный. Здесь присутствуют фактически все поставщики СПГ – это Австралия, Катар, Индонезия, Малайзия, США и африканские страны.

Из трубопроводных конкурентов Газпрома Мьянма поставляет около 4-5 млрд кубов по газопроводу в Китай. Но основной конкурент Газпрома в Китае, конечно, Туркменистан, который поставляет около 30 кубометров газа по системе газопроводов «Центральная Азия – Китай». Здесь проложено три газопровода, по которым газ в Китай поставляли, кроме Туркменистана, также Узбекистан и Казахстан. Однако у Узбекистана падает собственная добыча, а потребление растет, поэтому страна из экспортера газа превращается в его импортера и постепенно уходит с китайского рынка. Казахстан поставляет в Китай около 7-8 млрд кубометров газа. «Эти три газопровода никогда в истории не были загружены на полную мощность. Примерно четверть их мощностей простаивает. Поэтому разговоры Туркменистана с Китаем о строительстве четвертой нитки остаются только разговорами», – отмечает эксперт ФНЭБ.

Вокруг «Силы Сибири» тоже были разговоры о возможности прокачивать по трубопроводу большие объемы, чем проектная мощность в 38 млрд кубов. В частности, были заявления о возможном увеличении прокачки до 44 млрд кубов, то есть на шесть миллиардов больше, чем проектная мощность. И были даже заявления о росте поставок до 60 млрд кубометров в год, то есть на целых 22 млрд кубов в год. Несколько реальны первый и второй варианты? Не вредит ли это проекту «Сила Сибири – 2»?

Юшков не исключает увеличения проектной мощности трубы, но ненамного, даже не до 44 млрд кубов. «А чтобы выйти до 60 млрд кубов в год, нужно подписать новый долгосрочный контракт с Китаем, потому что для этого потребуются масштабные инвестиции в разработку новой ресурсной базы и подключения новых центров газоснабжения», – говорит эксперт ФНЭБ.

«В Западной Сибири у нас есть как минимум 230 млрд кубов свободного газа на уже разработанных месторождениях: на 130 млрд кубов мы сократили поставки газа в Европу плюс в декабре 2021 года говорили о возможности добывать еще 100 млрд кубов. А в Восточной Сибири, откуда запитывается «Сила Сибири», лишних объемов газа не наблюдается. Поэтому большой вопрос, откуда здесь возьмется дополнительно 22 млрд кубов»,

– рассуждает Юшков.

«Сила Сибири» сейчас снабжается газом из двух центров газоснабжения – Якутского (это Чаядинское месторождение) и Иркутского (это Ковыктинское месторождение). «Однако если вспомнить первоначальные планы Газпрома, то было заявлено три центра газоснабжения – Якутский, Иркутский и Красноярский центр. Но месторождения Красноярского края так и не были присоединены к трубе. Предполагалось, что они будут подавать газ уже в «Силу Сибири – 2», – говорит Юшков.

Он не исключает, что Россия рассматривает несколько новых вариантов расширения поставок на Восток. Президент России Владимир Путин недавно во время поездки в Казахстан заявил о возможности прокладки газопровода через Казахстан и через Якутию – помимо «Силы Сибири – 2» через Монголию. «Возможно, обсуждается еще третий вариант, когда мы просто увеличиваем объемы поставок по «Силе Сибири – 1». Это возможно, если Газпром подтвердит дополнительную ресурсную базу», – считает Игорь Юшков.

Однако такой проект начинает конкурировать с проектом «Силы Сибири – 2».

«Надо строить либо расширение «Силы Сибири – 1», либо новый газопровод «Сила Сибири – 2». Это два взаимоисключающих проекта.

Китай наращивает объемы потребления газа, но не настолько, чтобы в один момент подписать и расширение до 60 млрд кубов «Силы Сибири», и еще один контракт на 50 млрд кубов «Силы Сибири – 2». Плюс Китай старается диверсифицировать источники поставок газа, чтобы не зависеть от одного поставщика», – заключает собеседник.

..............