Взгляд
20 октября, среда  |  Последнее обновление — 17:10  |  vz.ru
Разделы

Почему взорвалась «Императрица Мария»

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
В Севастополе точно были вражеские шпионы. Было бы им выгодно взорвать «Императрицу Марию»? Да это был едва ли не предел мечтаний. За сто с лишним лет тайну гибели самого современного русского корабля того времени никто не раскрыл. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Украинское руководство, уверенное в своей безнаказанности, творит полный произвол. А ОБСЕ вместо того, чтобы протестовать, наносит смертельный удар по и так еле дышащему Минскому процессу. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Борьба за климат стала новой религией

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Поражает религиозный фанатизм молодых людей, которым промыли мозги настолько, что они действительно думают, что после них, а может, уже даже при них планета Земля прекратит своё существование. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин поддержал предложение о нерабочей неделе в России

    Главная тема


    Прокисший джем и водку Дерипаски используют против России

    новая терминология


    СНБО предложил переименовать Великую Отечественную войну

    «Северный поток – 2»


    Западные СМИ узнали условие увеличения поставок российского газа в Европу

    перевооружение МВД


    Эксперты объяснили замену ПМ пистолетом Лебедева

    Видео

    массовое убийство


    Зачем Берлин делит жертв блокады Ленинграда на сорта

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    поддержка «Северного потока – 2»


    Как Россия может спасти Британию от энергокризиса

    «Императрица Мария»


    Гибель гордости русского флота до сих пор вызывает споры

    Социальная напряженность


    Кирилл Телин: Настала эпоха санитарной демократии

    Непрофессиональный космос


    Михаил Котов: Обычная девушка вернула интерес россиян к космонавтике

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к введению нерабочих дней для борьбы с COVID-19?

    Водородные планы Украины зависят от российского газа

    У Украины нет возможностей для производства и экспорта водорода
       30 августа 2021, 23:30
    Фото: Fabian Sommer/DPA/Picture alliance/ТАСС
    Текст: Ольга Самофалова

    Украина всерьез решила заняться производством нового топлива. Президент страны требует проработать вопрос создания трубопровода для экспорта водорода в Европу, а «Нафтогаз» подписал с немецким трейдером меморандум о развитии водородных проектов. Киев пытается найти замену доходам от транзита российского газа по ее территории. Получится ли у него это?

    Украинскому правительству надо проработать вопрос создания трубопровода для экспорта водорода из Украины в ЕС и привлечения инвестиций для реализации этого проекта. Такое решение дал Совет национальной безопасности и обороны Украины на основе указа президента страны. До конца года правительство также должно принять водородную стратегию Украины.

    На прошлой неделе украинский «Нафтогаз» и германский газовый трейдер RWE подписали меморандум о развитии водородных проектов. Они касаются получения на Украине энергии «зеленого» водорода на основе возобновляемых источников, его хранения на территории страны и экспорта в Германию, рассказал председатель правления «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, стороны прямо сейчас начинают работать над пилотным проектом. Речь идет о производстве аммиака, который и будет транспортироваться в Германию, пояснил он.

    Витренко рассказал о трех способах доставки водорода в Германию. Транспортировать водород как смесь с природным газом через существующую сеть газопроводов, либо отдельными газопроводами, или, наконец, морским путем. «Самый быстрый вариант – это транспортировать «зеленый» водород судами, которые уже используют для транспортировки аммиака, – так называемые газовозы», – пояснил Витренко.

    Украинские компании, в числе которых «Энергоатом» и «Оператор ГТС Украины», поспешили вступить в Европейский альянс чистого водорода, который Еврокомиссия учредила буквально в июле. Туда вошли многие национальные энергетические и транснациональные компании, в частности E.On, BMW Group, General Electric, Areva H2Gen, Airbus, Alstom, BASF, Bosch Group, а также научно-исследовательские учреждения и Европейский инвестиционный банк.

    В последнее время заявление о водородных амбициях делают многие. Еврокомиссия даже опубликовала свою водородную стратегию для достижения цели сделать из Европы климатически нейтральную территорию. Инвестиционный потенциал рынка водорода в ЕС оценивается в 470 млрд евро до 2050 года. Следом свою водородную стратегию подготовила и Россия. Российский Газпром и «Росатом» строят планы по производству чистого водорода чуть ли не с 2024 года.

    Украина подобными заявлениями тоже пытается влиться в модный тренд, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Однако не стоит забывать, что водородное топливо – это топливо будущего, а не настоящего. Его сейчас, конечно, производят, в том числе и в России, но используют для внутреннего потребления, в частности нужд нефтехимии. Но никто еще не пытался транспортировать это довольно летучее и опасное топливо.

    По словам Митраховича, идут дискуссии даже о том, сможет ли новый современный газопровод «Северный поток – 2» в будущем транспортировать водород, что уж говорить о морально и технически устаревшей газотранспортной системе Украины, которая была построена в советские годы и которую никто никогда серьезно не модернизировал.

    К транспортировке водорода или метанводородной смеси предъявляются принципиально разные требования к качеству металла – как для линейной части, так и для оборудования компрессорных станций и газоперекачивающих агрегатов. Эти дорогостоящие части системы придется модернизировать, и, по сути, потребуется создавать новую газотранспортную систему.

    Чтобы модернизировать действующую украинскую газовую трубу под экспорт водорода, потребуются колоссальные инвестиции, которых на Украине не было и нет, указывает Митрахович. Германия вряд ли захочет оплачивать создание новой промышленной отрасли на Украине, когда такое нужно самим.

    Даже если предположить, что на Украину свалятся деньги на модернизацию трубы, то непонятно, где она возьмет сам водород для экспорта.

    Европа делает ставку на «зеленый» водород, выработанный методом электролиза с помощью возобновляемых источников энергии – ветряных, солнечных и малых водных электростанций (большие ГЭС в эту категорию не входят). Однако на Украине нет достаточных объемов энергии, вырабатываемых ВИЭ. Чтобы дойти до производства водорода, необходимо вложить в ветряки и солнечные панели огромные инвестиции, которых внутри страны нет и их надо искать за рубежом. По данным на конец 2020 года, доля ВИЭ в общей структуре энергетики Украины составляет всего 8%. Больше половины энергии по-прежнему производят АЭС, а около трети – ТЭС.

    Отсюда возникает потенциальная возможность производить на Украине «желтый» водород, выработанный из энергии АЭС. Для начала надо еще будет убедить ЕС покупать «желтый» водород, говорит Митрахович. Ведь большинство европейских стран принципиально отказываются от атомной энергетики – закрывают действующие и отказываются строить новые реакторы.

    Более того, к моменту, когда водородная тема превратится в реальность, атомная энергетика Украины может легко сойти на нет. Ее атомные станции, построенные еще при СССР, доживают последние годы, а новые блоки никто и не думает строить. Сроки службы большинства реакторов в стране истекли в прошлом 2020 году, у некоторых – еще раньше. Их удалось продлить, но у одних реакторов – лишь на 10 лет, у других – на 20 лет. Дальше продлевать их работу не факт, что получится. Риски могут быть слишком высокими.

    Третий вариант – Украина могла бы производить голубой или бирюзовый водород и экспортировать его в Европу по своей модернизированной газовой трубе. Проблема в том, что своего газа Украине не хватает даже для удовлетворения собственных нужд,

    ей приходится импортировать голубое топливо по высоким европейским ценам и поднимать тарифы собственному населению. В среднем Украина добывает около 20 млрд кубометров газа в год, и с 2017 года добыча постоянно падает, но приходится импортировать еще около 10 млрд кубометров газа. А голубой или бирюзовый водород так или иначе производится из газа. Поэтому здесь придется договариваться не только с Европой о том, чтобы она захотела купить такой водород у Украины, но еще и с Россией о том, чтобы купить у нее сырье для производства водорода.

    Эта схема еще более запутанная и малореализуемая. Пока Россия строит планы самостоятельно производить водород из энергии АЭС и ГЭС, а также из газа и транспортировать его по собственной газотранспортной системе в Европу. Хотя и здесь вопрос до конца еще не решен, так как до конца остается неясным, насколько оправданной окажется модернизация газопроводов под прокачку водорода. Возможно, в итоге Россия с Европой договорятся о транспортировке по существующим трубам все того же природного газа из России, а производство водорода будет осуществляться уже внутри ЕС.

    «Украина раскручивает эту тему только потому, что она модная, но практических решений для ее реализации на ближайшем горизонте я не вижу. Возможно, им удастся договориться с ЕС о каком-нибудь эксперименте на территории Украины, в который от нечего делать Германия вложится. Либо расчет Киева на то, что к власти в Германии придут «зеленые». Потому что один из лидеров «зеленых» приезжал на Украину и пообещал им дать оружие и т. д. Но это какая-то пагубная самонадеянность, и очень много «если», – говорит Станислав Митрахович.

    На его взгляд, Украина парит в облаках, вместо того чтобы твердо встать на ноги. «Практичным вариантом для страны было бы решение потратить деньги на модернизацию своей газотранспортной системы, чтобы получить возможность дать более низкий тариф прокачки газа, чем дает Польша. Столь привлекательным коммерческим предложением Киев смог бы перетянуть Газпром на свой маршрут», – резюмирует собеседник. Тем самым Украина обеспечила бы себе сохранение дохода от транзита газа даже при работе «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» после 2024 года, когда заканчивается действующий контракт с Газпромом.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •