Дмитрий Губин Дмитрий Губин Линия фронта проходит через историю

Рядом с Сумами еще один полковой город – Ахтырка. Самым знаменитым командиром, а затем и шефом ахтырских гусар был поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. На линии фронта что ни город или даже деревня – то русская история.

22 комментария
Максим Соколов Максим Соколов «Скажите спасибо, что живыми отпускаем»

До конца 1940 года Латвию покинули 48,6 тыс. немцев. Осталось около тринадцати с половиной тысяч. Но все это было детской шуткой по сравнению со следующим этапом ректификации. Оккупированную Латвию делали judenfrei.

11 комментариев
Александр Дементьев Александр Дементьев Одиночество США могут понять только русские

Империофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.

24 комментария
9 августа 2021, 23:05

Как России выйти в лидеры по производству нового вида топлива

Как России выйти в лидеры по производству нового вида топлива
@ Martin Schutt/Global Look Press

Tекст: Ольга Самофалова

Вместо нефти и газа в ближайшие десятилетия Россия должна будет продавать за границу другой вид топлива – водород. И не просто продавать, а больше всех в мире. На чем основаны амбициозные планы российских производителей, какие конкурентные преимущества есть на этом рынке у нашей страны и какие сложности придется преодолеть?

Правительство подготовило проект Концепции развития водородной энергетики на период до конца 2024 года. Первый этап рассчитан на ближайшие три с половиной года – до 2024-го. «Он предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке», – сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами. 

На следующих этапах планируется создать крупные экспортно-ориентированные производства и перейти к серийному применению водородных технологий в различных секторах экономики – от нефтехимии до жилищно-коммунального хозяйства. «Развитие водородной энергетики позволит уменьшить риски потери рынков энергоносителей и поддержать экономический рост за счет формирования новых производств, а также создания высокотехнологичных рабочих мест, экспорта продукции и технологий», – указал премьер.

У России амбициозные планы – стать мировым лидером по производству водорода к 2035 году. Об этом осенью заявил глава Минэнерго Александр Новак. Энергостратегия РФ предполагает экспорт 200 тыс. – 1 млн тонн водорода в год к 2024 году, а к 2035 году – 2-7 млн тонн в год. И эти амбиции растут не на пустом месте. Достаточно вспомнить, что первый в мире самолет с водородным двигателем был создан именно в нашей стране еще в 1980-х годах. Речь идет о самолете Ту-155, который совершил первый полет в 1988 году на криогенном топливе.

«В области водородных технологий мы не хуже других стран, поэтому нам не нужно догонять. Нам важно не потерять темп», – говорит заместитель руководителя по коммуникации Центра компетенций по технологиям новых и мобильных источников энергии Алексей Паевский.

Евросоюз – главный покупатель российских газа и нефти – намерен постепенно отказываться от углеводородов и перейти на солнечную и ветряную энергию. Однако так быстро сделать это не получится. К тому же еще не решена проблема с накоплением (хранением) энергии от ВИЭ, ведь солнце светит, а ветер дует не всегда. Водородное топливо может стать промежуточным этапом на очень долгом пути перехода мира к безуглеродной энергетике.

«Наступает эпоха низкоуглеродной энергетики, поэтому проекты по производству водорода набирают популярность. Водород – это один из самых экологически чистых видов топлива. Он обладает еще одним преимуществом – высокой степенью теплоты сгорания.

В будущем экспорт водорода может вполне потеснить по объемам нефть и газ. Правда, речь идет именно о долгосрочной перспективе, ведь пока одним из основных источников получения водорода является как раз природный газ»,

– говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Плеханова Олег Каленов.

Водород бывает разный: «серый», «бурый», «зеленый», «оранжевый» (или «желтый»), а также «голубой» и «бирюзовый». Почти весь производимый сейчас водород – «серый», рассказывает Паевский. Он получается паровой конверсией метана с выбросом двуокиси углерода в атмосферу (парогазовая конверсия). Примерно такой же по экологичности – «бурый», получаемый реакцией угля и воды.

«Зеленый» водород получают электролизом воды с использованием энергии ВИЭ (ветра, солнца и гидро), «оранжевый» – тем же путем, только с энергией от АЭС. «Голубой» водород получают, как и «серый», из газа, только углекислый газ в этом случае захоранивается. Наконец, «бирюзовый» получается прямым разложением метана на углерод и водород (пиролиз или крекинг природного газа).

«В России умеют получать любой водород, и выбор способа зависит от многих факторов: например, наличие избыточной электроэнергии, наличие метана и т. п. В нашем Центре и нашими партнерами созданы технологии электролизного получения водорода. В зависимости от того, откуда брать электричество, водород может быть и «зеленым», и «оранжевым». Также у нас есть технологии получения «бирюзового» водорода», – говорит Паевский.

У России имеются большие запасы газа, угля и воды, из которых можно производить водород. У нашей страны есть потенциал производства «зеленого» водорода из ГЭС и «оранжевого» из энергии АЭС, считает Владимир Горчаков, заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА.

Главный покупатель российских углеводородов и потенциального водорода – Евросоюз, он нацелен перейти в первую очередь на «зеленый» водород, имеющий меньший углеродный след, чем водород из газа или угля. Пока это все еще очень дорогостоящий проект: производство «зеленого» водорода обходится в три раза дороже «серого», отмечает Каленов. По данным Центра компетенции НТИ, «зеленый» водород дороже по себестоимости в пять-шесть раз. Однако мир не стоит на месте, с каждым десятилетием технологии развиваются и дешевеют. Это видно на примере строительства солнечных станций или ветряков, где стоимость проектов постепенно снижается, правда, не без государственной поддержки и льгот.

До полностью «зеленой» энергетики еще очень далеко. Даже в водородной стратегии Европы до 2050 года речь идет о том, что «зеленый» водород займет только половину рынка, вторая половина отойдет «голубому» водороду. И это на руку России, которая обладает огромными запасами газа и может стать главным поставщиком «голубого» водорода в Евросоюз. По различным оценкам к 2050 году объемы европейского рынка водорода могут превысить 150 млрд евро.

Преимущества России очевидны. Во-первых, себестоимость производства водорода из воды путем электролиза в три-шесть раз выше, чем получение водорода из природного газа, говорит Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Плеханова. По его данным, 68% всего водородного топлива получают из природного газа, еще 16% – из нефти, 11% – из угля и лишь 5% – это электролиз воды. Во-вторых, Россия находится близко к основным рынкам сбыта, причем не только к странам Евросоюза, но и к странам АТР, говорит Олег Каленов. Покупателями нашего водорода могут стать Китай и Япония.

Однако есть и ряд трудностей. Во-первых, технологии производства водорода пока еще слишком дорогие. Во-вторых, имеются сложности в хранении и перемещении водорода по причине низкой плотности и воспламеняемости, отмечает Каленов. Хотя и здесь у России имеются преимущества в виде наличия газопроводов, которые, вероятно, можно будет модернизировать под транспортировку водорода. Например, современный «Северный поток – 2» в перспективе можно будет использовать именно для этих целей. Трубопроводные поставки всегда были дешевле морских.

Российские нефтегазовые компании уже приступили к НИОКР в водородной энергетике. Так, «Роснефть» разработала технологию, позволяющую одновременно получать из природного и попутного нефтяного газа водород и ароматические нефтехимические продукты. «Новатэк», который занимается СПГ, уже производит водород для собственных нужд и одновременно прорабатывает варианты организации производства на своих площадках водорода для перспективных рынков.

Собственную программу по развитию водорода реализует Росатом, в частности, ведутся работы по электролизу. Компания намерена создать водородный кластер на Сахалине. В планах установить там плавучие атомные энергоблоки и производить до 100 тыс. тонн водорода в год.

Постепенно водород вводится в производство взамен углеродов – при производстве удобрений, в металлургии, нефтехимии. Россия активно пытается научиться делать транспорт на водороде. Так, «КамАЗ» начал заниматься водородными автобусами, группа «ГАЗ» – водородными грузовиками. А Росатом вместе с «Трансмашхолдингом» хотят на Сахалине начать выпускать поезда на водородном топливе в сотрудничестве с РЖД, которые будут их там тестировать.

«Основная проблема сейчас в том, что вся водородная энергетика пока состоит в основном из деклараций, стратегий и отдельных разработок. Всерьез нигде в мире переход на данный вид топлива не начался. Соответственно не определен конечный спрос и конфигурация этого рынка», – говорит Горчаков из АКРА.

Вторая проблема – это технологии. «В России есть все технологии, но нам их нужно развивать. Причем нам необходимо развивать не только способы получения водорода, но и способы его хранения и транспортировки, а также развивать работы по низко- и высокотемпературным топливным элементам, чтобы не отставать в применении водорода на транспорте», – заключает Паевский. 

..............