Взгляд
1 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 20:47  |  vz.ru
Разделы

Россия столкнулась с «нефтяным эмбарго наоборот»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инициатива США и Евросоюза установить предельную цену на российскую нефть, поступающую на мировой рынок, является продуктом их неспособности решить стоящие перед Западом задачи с использованием рыночных механизмов. Подробности...

С проституцией и наркотиками надо бороться, а не учитывать в ВВП

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
В свое время на фондовом рынке была шутка: супруга оказывает вам интимные услуги, а значит, если оценить их по тарифу тружениц сексуального фронта, то их можно включить в ВВП. Оказалось, что это не совсем шутка. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Почему Ротшильды пытаются не допустить коронации Карла III

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Таблоидам мало кто верит, но вот совсем недавно солидная The Washington Post опубликовала обширную статью под названием «Король и его муж: гей-история британских королевских особ». Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны: Полностью освобожден населенный пункт Курдюмовка в ДНР

    Главная тема


    Как России лишить Украину поддержки из космоса

    праздничные санкции


    Союз производителей рождественских деревьев ЕС запретил поставку новогодних елей в Россию

    границы конфликта


    Столтенберг назвал главную задачу НАТО на Украине

    «уникальный проект»


    Матвиенко предложила наградить телеведущего Малахова

    Видео

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    300 млрд евро


    Европа придумала новый способ украсть активы России

    цивилизационная угроза


    Почему Запад так боится победы России на Украине

    господствующий пессимизм


    Польскую экономику настиг худший сценарий

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Расцвету Крыма по-прежнему мешает наследие Украины

    Крым и Севастополь по-прежнему сложно назвать «типичными» регионами России
       17 января 2020, 08:28
    Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press
    Текст: Михаил Кувырко

    Сделано в Крыму многое, но проблемы остались, и это очень болезненные проблемы. Таков общий вывод недавнего совещания в Ялте, проведенного Владимиром Путиным. Чем может похвастаться полуостров, получивший за последние шесть лет колоссальные инвестиции из федерального бюджета? Каковы его «слабые места»? И почему о ряде его проблем часто говорят как о неразрешимых?

    Главным результатом шести лет, прошедших с момента присоединения Крыма к России, необходимо признать устранение дефицита инфраструктуры, накопленного полуостровом за четверть века в составе независимой Украины. Но во многих других отношениях Крым и Севастополь по-прежнему сложно назвать «типичными» регионами России: ряд их проблем, прежде всего в экономике, при сохранении международных санкций выглядят почти неразрешимыми.

    Связь с «большой землей»

    Строительство моста через Керченский пролив, на которое ушло всего четыре года, не только ликвидировало проблему изоляции Крыма от материковой России, но и потянуло за собой ряд принципиальных для полуострова проектов. Прежде всего это новая федеральная трасса «Таврида», связывающая Керчь и Севастополь в обход Симферополя – завершить ее планируется к сентябрю этого года.

    В наследство от Украины Крыму достались дороги настолько удручающего качества, что без принципиально новой магистрали протяженностью 250 км развитие массового туризма быстро уперлось бы в низкую пропускную способность инфраструктуры. Теперь же, благодаря мосту и «Тавриде», полуостров сможет наращивать поток гостей, которым больше не придется стоять в многочасовых пробках, особенно на участке между Керчью и Феодосией – узком месте старой дороги.      

    Ликвидация отставания Крыма от высокоразвитых регионов российского Юга, таких как Краснодарский край и Ростовская область, также предполагала быстрое наращивание мощностей по энергогенерации. Электроэнергетика оказалась одной из наиболее уязвимых точек полуострова, поэтому во избежание регулярных блэкаутов со стороны Украины новые энергообъекты в Крыму – Балаклавскую и Таврическую ТЭС – построили с большим запасом. Впервые в своей истории Крым преодолел энергодефицит и сможет при необходимости экспортировать электроэнергию, особенно после того, как будет завершена программа модернизации сетевого хозяйства, которое при украинской власти пришло в запущенное состояние.

    В целом объем инвестиций в транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, полученных Крымом с 2014 года, можно без преувеличения назвать беспрецедентным. В обновленной в середине прошлого года федеральной целевой программе, рассчитанной до 2022 года, общий объем финансирования был определен в 959 млрд рублей на более чем 880 объектов и мероприятий. Это порядка 15 млрд долларов. Для сравнения: в украинский период Крым получал в свой бюджет дотации в эквиваленте 300-350 млн долларов, причем речь шла лишь о поддержании хозяйства при почти полном отсутствии инвестиций в новую инфраструктуру.

    Тем не менее многие проблемы Крыма по-прежнему далеки от решения. В первую очередь речь идет о снабжении полуострова водой: после того, как Украина в апреле 2014 года перекрыла Северо-Крымский канал, дефицит так и не был ликвидирован.

    «Сделано много, но еще не все. Еще нужно поработать над проблемами водоснабжения, водоотведения, над решением экологических вопросов, которыми здесь, похоже, вообще никто никогда не занимался», – заявил Владимир Путин на прошедшем недавно в Ялте совещании по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя.

    По последним данным, в некоторых частях Крыма сейчас рассматриваются варианты ограничения подачи воды: из-за редких дождей прошлой осенью водные объекты оказались заполнены существенно меньше, чем годом ранее.

    Счастье «курортных бабушек»

    Из всех отраслей экономики Крыма от присоединения к России больше всего выиграл туризм.  Если верить официальной статистике, украинский рекорд (более 6,1 млн человек в 2012 году) был побит в 2018-м, когда открылась автомобильная часть моста. А в прошлом году, как недавно сообщил глава Республики Крым Сергей Аксенов, на полуострове побывали 7,43 млн гостей, из которых 57% прибыли туда именно по мосту.

    Достоверность этих данных может быть подвергнута критике, поскольку граница между туристами и людьми, приезжающими в гости к родственникам или в командировку, весьма условна. Тем не менее существенное увеличение притока гостей за счет нового моста и реконструкции аэропорта Симферополя налицо, и резервы для его дальнейшего роста имеются.

    При этом важно, что Крым, как и в украинские времена, остается регионом недорогого отдыха – большинство туристов останавливаются в частном секторе с весьма умеренным уровнем цен даже в пик летнего сезона. В Краснодарском крае размещение такого типа также востребовано, но в последние годы его доля уменьшается, особенно после Олимпиады в Сочи, в преддверии которой на Черноморском побережье Кубани открылись десятки новых отелей, в том числе и международных сетей. В Крым эти игроки не идут из-за санкций, поэтому гостиниц с настоящими «звездами» здесь немного, зато пресловутые «курортные бабушки» процветают.

    Нынешний уровень развития крымского туризма проще всего назвать «допотопным» или каким-нибудь другим обидным словом, но в ситуации, когда доходы россиян падали несколько лет подряд, этот специфический турпродукт выполнил главную задачу любого курорта – способствовать оздоровлению нации. А основные потребители этого продукта – небогатые россияне – вполне удовлетворены его качеством.

    Как показал проведенный в прошлом сентябре опрос ВЦИОМ, недовольны своим отдыхом в Крыму всего 3% респондентов.

    Бизнес для своих

    В то же время нельзя не признать, что многие ожидания, имевшие место в момент присоединения Крыма к России, так и не оправдались. Из-за сохранения западных санкций на полуостров неохотно заходят «материковые» компании, и это определяет его специфическую бизнес-среду, которая при тщательном рассмотрении мало чем отличается от ситуации украинских времен.

    Самой характерной иллюстрацией этой мысли служит крымский рынок горючего, с которым предстоит познакомиться каждому, кто планирует поездку на полуостров на автомобиле. Последняя АЗС крупных российских сетей расположена рядом с въездом на мост со стороны Краснодарского края, а по ту сторону Керченского пролива вас ждут только местные сети, главным образом еще украинского происхождения.

    При этом цены на горючее будут заметно выше, чем на Кубани, а с его качеством могут возникнуть непредвиденные проблемы.

    В ноябре прошлого года Росстандарт представил карту качества топлива в России, на которой Крым вошел в число регионов, закрашенных бордовым цветом: более 20% АЗС работают с нарушениями техрегламента, на Юге такая же ситуация только в Чечне и Дагестане. Испытания 58 проб дизельного топлива и бензина, отобранных ведомством на 19 АЗС в мае-июне прошлого года, показали следующие результаты: не соответствующее требованиям дизельное топливо выявлено в 47% случаев, фальсифицированный бензин – в 20%. Правда, к концу года руководство Росстандарта сообщило о заметном улучшении ситуации с качеством топлива в Крыму.

    Похожим образом обстоят дела в розничной торговле: значительная часть российских сетей в Крым пока не пришла – и вряд ли придет, пока сохраняются санкции. Результатом низкой конкуренции оказывается дороговизна товаров первой необходимости, что особенно чувствительно с учетом весьма скромных крымских зарплат, и открытие автомобильной части моста эту проблему не решило.

    В августе прошлого года Сергей Аксенов на встрече с Владимиром Путиным пожаловался, что «такая беда, как рост цен, пока, к сожалению, не поддается решению», выразив надежду, что частично этот вопрос будет снят при вводе в эксплуатацию железнодорожной ветки моста.

    Еще одна болевая точка крымской экономики – ограниченный выбор финансовых услуг. Ведущие сетевые банки на полуостров так и не пришли, а тех, которые есть, явно недостаточно: из работающих в Крыму кредитных организаций только Российский национальный коммерческий банк входит в первую российскую сотню по размеру активов.

    Такая ситуация ограничивает не только проникновение розничных банковских сервисов для граждан и бизнеса, но и реализацию инвестиционных проектов. И если исходить из небезызвестного определения банков, как генеральных штабов капиталистической экономики, следует признать, что в этой роли для экономики Крыма выступает федеральный бюджет – основная масса инвестиций на полуостров приходит именно оттуда.

    На стартовом этапе интеграции Крыма в пространство российской экономики это вполне логично, поскольку создаваемая инфраструктура – это «удочка», на которую предстоит ловить «рыбу» – частные инвестиции. Но в условиях, когда значительная часть российских компаний в принципе не рассматривают возможность работы в Крыму, рассчитывать на то, что эта рыба будет особо крупной, сложно.    

    Команда, далекая от мечты

    Еще одной очевидной проблемой российского Крыма является кадровая чехарда на административных постах. В Севастополь, например, в прошлом году пришел уже третий губернатор за пять лет, а в Республике Крым сменились десятки министров и вице-премьеров. На некоторых должностях чиновники удерживаются всего несколько месяцев, а затем отправляются в отставку, нередко с уголовными делами.

    Уровень коррупции в Крыму, судя по количеству должностных лиц, попавших под следствие, крайне высок. Достаточно сказать, что уголовными делами закончилась карьера двух вице-премьеров, которые курировали реализацию федеральной целевой программы – Олега Казурина и Виталия Нахлупина: и тот и другой попались на взятках. Список других крымских чиновников, оказавшихся под статьей, слишком длинный, чтобы приводить его полностью.

    Все это, впрочем, неудивительно, учитывая огромные объемы бюджетных средств, которые закачиваются в Крым.

    Отчасти проблема заключается в том, что на полуострове по-прежнему сохраняет позиции «старая гвардия» чиновников, сформировавшаяся еще в украинский период, в том числе из функционеров Партии регионов.

    Коррумпированность этой публики никогда и ни для кого не была секретом, и было бы чудом, если бы при смене власти они отказались от своих прежних привычек.

    Однако и «варяги», которых присылала в Крым Москва, нередко либо сами оказывались нечистыми на руку, либо вступали в острые конфликты с местными элитами, как это происходило в Севастополе, где по этой причине досрочно сложили полномочия двое руководителей – Сергей Меняйло и Дмитрий Овсянников.

    Тем не менее нынешним крымским властям следует отдать должное – они не пытаются замалчивать существующие проблемы и не отгораживаются от людей стенами кабинетов.

    Тот же Сергей Аксенов на протяжении всех шести лет в должности остается руководителем с высочайшей публичной активностью, лично принимающим участие в решении множества вопросов «на земле». К чему приводит недовольство главы Крыма качеством работы своих подчиненных, прекрасно знают многие чиновники, уволенные им за недостаточное усердие.

    А в Севастополе нынешний врио губернатора Михаил Развожаев учел ошибки своих предшественников в выстраивании коммуникаций с городской общественностью во главе с неформальным лидером «крымской весны» Алексеем Чалым.

    Медленно, но верно первые и неизбежные просчеты управления российским Крымом уходят в прошлое, но пока полуостров не обретет общепризнанный международный статус, трудности перехода от Украины к России будут постоянно напоминать о себе.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •