Взгляд
28 июня, вторник  |  Последнее обновление — 17:34  |  vz.ru
Разделы

Станет ли БРИКС альтернативой G7

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Прошедший на днях саммит БРИКС резко контрастировал с междусобойчиком «Большой семерки». Если участники последней решали вопрос о том, как нагадить России и лично Путину, то на БРИКС собрались страны, которые занимались куда более важными проблемами. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Град на Холме наносит Вавилону ответный удар

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Вавилон Великий, который развешивает радужные флаги по своим посольствам по всему миру и финансирует продвижение извращений и абортов, это еще не вся Америка; и этот Вавилон, казавшийся непобедимым, получил серьезный удар от старой Америки – честной, трудолюбивой, семейной и верующей. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Фактически решение одесских властей – это манифест об отказе от Одессы. Они как бы заявляют: нам не нужен живой и подлинный город, нам нужны только территория и ее население, лишенное собственной культуры и исторической памяти. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Лавров разъяснил цель удара по Кременчугу

    Главная тема


    Падение Лисичанска ускорит развал украинской линии обороны

    компенсации за «потери»


    Польша собралась выставить счет Газпрому за прекращение поставок газа

    уступки россии


    Эксперты поспорили о позиции США относительно территориальных потерь Украины

    спецоперация на Украине


    Депутат Гурулев рассказал о подвиге генерал-майора Ясникова при защите острова Змеиный

    Видео

    новые санкции


    Чем обернется для России золотое эмбарго Запада

    разведчик-нелегал


    Как Россия создала уникальную систему разведки

    возобновление импорта


    Российский газ заставил Латвию нарушить обещания

    явные фавориты


    Кто станет следующим президентом США

    памятник в Катыни


    Польша нашла новый повод для «цивилизационной» обиды на Россию

    Образ будущего


    Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

    Политэкология


    Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

    Верх абсурда


    Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

    на ваш взгляд


    Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

    «Классика» не вечна

    Последняя «классика» на Ижевском автозаводе вышла в белом цвете
       17 сентября 2012, 19:33
    Фото: Sidik iz PTU
    Текст: Наталья Журавлева

    АвтоВАЗ окончательно прекратил производство «классики». Последней новой заднеприводной Lada, сошедшей с конвейера Ижевского автозавода, стала знаменитая «четверка». Пафосная фраза о том, что «ушла целая эпоха», в данном случае выглядит совершенно уместной.

    17 сентября навсегда войдет в историю российского автомобилестроения. В этот день последний представитель «классического» семейства АвтоВАЗа был снят с производства. Lada-2104, которая в последние месяцы не могла похвастаться высоким спросом, откомандировали в музей отечественного производителя.

    В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю

    Подконтрольный АвтоВАЗу удмуртский завод «Ижавто» собирал универсал из машинокомплектов АвтоВАЗа. Помимо «четверки», завод прекратил сборку и собственной модели Иж-27175, фургона на базе Lada-2104.

    «История «классики» завершилась», – говорится в пресс-релизе Ижавто. Здесь же сказано, что после завершения производства Lada-2104 и Иж-27175 Ижевский автозавод будет выполнять все обязательства по гарантийному обслуживанию данных автомобилей и безвозмездному для потребителей устранению выявленных дефектов в течение 36 месяцев. Также предприятие продолжит выпуск запчастей для этих автомобилей.

    Как уточняет «Интерфакс», в понедельник с конвейера ижевского предприятия сошли две «четверки» и один фургон на базе Lada-2104. Первоначально все автомобили планировали выставить на продажу, однако в последний момент решили, что последнюю «четверку» продавать не будут, поскольку «неправильно продавать историю». И последнюю «классику» – автомобиль Lada-2104 белого цвета – переведут в музей предприятия.

    Впервые информация о том, что АвтоВАЗ принял решение снять «четверку» с производства, появилась в июле этого года. За несколько месяцев до этого прекратился выпуск другого представителя семейства – ВАЗ-2107. 17 апреля в музей отправилась «семерка». Тогда с конвейера Ижевского автозавода сошел последний автомобиль Lada-2107 (в 2006 году закончилось производство «шестерки», в 2010-м – «пятерки»). «Все идет по плану. Спрос на «классику» сильно упал. Пора прощаться», – объяснил решение АвтоВАЗа директор по внешним связям компании Игорь Буренков.

    Как все начиналось

    В 1966 году Министерство внешней торговли СССР заключило с итальянским концерном FIAT контракт о строительстве автозавода на берегах Волги, в городе Тольятти. В 1970 году с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, ставшие практически полной копией Fiat 124. На основе «копейки» АвтоВАЗ начал выпускать и другие модели – всего их было семь,  они были объединены в «классическое» семейство.

    Первые три стали выпускаться в начале 1970-х и были сняты с производства во второй половине 1980-х. Оставшиеся четыре машины, получившие народные названия «четверка», «пятерка», «шестерка» и «семерка», начали массово выпускаться в начале 1980-х.

    Серийный выпуск модели 2104 начался в 1984 году. Тогда же «четверка» вызвала небывалый ажиотаж на рынке. Главным ее отличием от остальных «классических» вазовских моделей стали кузов типа универсал и, как следствие, большая вместительность. На тот момент аналогов этой машины на советском рынке не было. От прежнего советского универсала ВАЗ-2102 «четверка» выгодно отличалась современным дизайном и более мощным мотором.

    За время производства АвтоВАЗ выпустил более 10 модификаций модели, оснащая автомобиль разными двигателями и добавляя новые опции. В свое время модель собирали на РосЛада (Сызрань), ЛУАЗе (Луцк, Украина) и даже на производственных мощностях Suzuki в Египте.

    В 2002 году сборка Lada-2104 началась на Ижавто (тогда предприятие контролировалось группой СОК). Весной 2009 года из-за финансовых сложностей производство на заводе было остановлено, а осенью Ижавто заявил о банкротстве. Сборка Lada-2104 на Ижавто возобновилась лишь через год. В апреле 2011 года АвтоВАЗ передал Ижавто сборку Lada-2107.

    После того как сборка «классики» прекратилась на мощностях самого АвтоВАЗа, Ижавто стал единственным производителем «четверок» и «семерок». Стоит отметить, что общий объем выпуска ижевской «классики» превысил 380 тыс. автомобилей (из них около 168 тыс. пришлось на Lada-2104) и 40 тыс. разобранных серий для экспорта в страны СНГ.

    «Классика», несомненно, оставила заметный след в истории как советского, так и российского автопрома. Если говорить непосредственно о «четверке», то ее популярность в 80-е и 90-е годы как в СССР и России, так и в ближнем зарубежье можно было объяснить удачным для потребителя сочетанием цены и функциональности. В Словакии в «нулевых» на «четверках» перемещалась местная полиция.

    Также Lada-2104 успела «засветиться» в мировом кинематографе. Автомобиль был снят в фильмах «Сваты», «Ищу друга жизни», «Нина», «Дальнобойщики» (серия «Далеко от Москвы»). Особой любовью эта модель пользовалась у американских кинопроизводителей. Так, «четверка» была замечена в комедийном сериале «Команда А» и даже несколько раз мелькнула в голливудском блокбастере «Превосходство Борна».

    Известный режиссер Тим Бертон в своей картине «Чарли и шоколадная фабрика» использовал автомобиль ВАЗ-2104 для создания атмосферы рабочей среды наравне с другими предметами советского производства: газовой колонкой и телевизором «Юность».

    «Первый массовый автомобиль»

    «Эра «классики» АвтоВАЗа совпала с тем периодом экономического роста, когда иностранные автомобили были доступны только в крупных городах, а потребность в транспортных средствах росла, предприятие обеспечивало автомобилями всю российскую периферию», – говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, напоминая о том, что от растущей конкуренции со стороны иностранцев вазовскую «классику» защищали высокие заградительные пошлины.

    По словам эксперта, плюсом «классики», который и поддерживал высокий спрос на модель, была простота ремонта, а также доступность запчастей. Починить автомобиль модели Lada мог практически любой, в то время как с ремонтом и поиском запчастей для иномарок возникали сложности.

    Ценность АвтоВАЗа и его роль в развитии отечественного автопрома состоит в том, что завод начал первым делать массовые автомобили, отмечает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

    «Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали», – говорит он.

    Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали

    «ВАЗ – это первый массовый автомобиль в нашей стране. Его влияние на автомобильную культуру сложно переоценить, поскольку именно благодаря ему автомобиль в России из роскоши перешел в разряд обычных явлений. ВАЗ был доступен, в этом его главный плюс», – соглашается Алексей Кичатов, генеральный директор City Express.

    По словам Сергея Удалова, АвтоВАЗ сыграл немаловажную роль в развитии нашей промышленности в целом. Автомобили «классической» серии полностью производились в стране, что, в свою очередь, стимулировало развитие сопутствующие производств – металлургии, химии и так далее.

    Бедой же АвтоВАЗа стала его изолированность. «Завод не мог конкурировать с мировыми автопроизводителями, потому что он развивался как некая «вещь в себе», – объясняет Удалов. – АвтоВАЗ вынужден был производить для себя практически все, начиная от болтов и гаек (на смежных с ним предприятиях) и заканчивая сборкой самого автомобиля».

    Западные компании шли по другому пути. «Скажем, компания Bosch производила антиблокировочные системы практически для всего глобального автопрома и заметно в этом преуспела. У АвтоВАЗа не было возможности специализироваться на чем-то, поэтому он сильно отстал», – продолжает эксперт.

    ВАЗ стал воплощением несовершенства социалистической экономической модели, добавляет Алексей Кичатов. «Изначально на конвейер была заложена морально устаревшая модель Fiat 60-х годов. Уже тогда не было задела на будущее, и потому к моменту развала СССР АвтоВАЗ оказался на обочине мирового автомобилестроения», – рассказывает он.

    «Классики» больше не будет

    Возобновление производства «классики» невозможно, в один голос твердят эксперты.

    Сегодня технологии ушли далеко вперед, до кризиса 2008 года спрос на эти автомобили стабильно падал. «Скорее рано, чем поздно, но «классику» все равно сняли бы с производства, – считает Сергей Удалов. – То количество автомобилей, которое могло бы продаваться, невыгодно было бы производить». Жизнь «классики» продлил кризис: автомобили этой серии оказались самыми доступными для россиян. К тому же при покупке машины автолюбитель получал утилизационный бонус, напоминает Удалов.

    По словам Андрея Шенка, даже государственные программы (в том числе программа утилизации) не смогли вывести марку Lada на уровень продаж, сопоставимый с темпами роста рынка: продажи АвтоВАЗа выросли на 10,6% в 2011 году, тогда как объем рынка увеличился на 60%. «В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю», – рассуждает он.

    Время «классики» позади. Конкурировать с доступными иномарками по соотношению цена/качество автомобилям «классических» моделей становится все труднее. Сейчас большинство самых популярных иностранных моделей собираются на территории России, при этом многие производители локализовали производство, так что проблем с запчастями практически нет, отмечает Шенк. К тому же автокредит стал доступнее для многих покупателей.

    Приход в Россию мировых лидеров быстро сформировал у потребителей стандарты понимания параметров и качества современных автомобилей. Новые модели ВАЗ больше соответствуют современным стандартам безопасности, надежности и комфорта за рулем, но это уже и совсем другая цена. АвтоВАЗ должен найти достойную альтернативу «классике» для заполнения образовавшейся ниши с низкой стоимостью, уверен генеральный директор Совтрансавтоэкспедиции Леонид Шляпников.

    «В противном случае этот большой сегмент рынка (где ВАЗ традиционно имел сильные позиции) будет занят другими игроками, например китайскими производителями», – замечает он.

    На замену

    Уже известно, что после прекращения выпуска «классики» предприятие полностью сконцентрируется на производстве автомобиля Lada Granta, продажи которого продолжают расти. Более того, АвтоВАЗ намерен существенно увеличить производство популярного седана.

    «Мы начинаем производство «новой классики» – Lada Granta – в две смены, с каждым днем растут объемы выпуска, появилось более 200 новых вакансий», – заявил гендиректор Ижевского автозавода Алексей Алексеев.

    Инвестиции в запуск серийного производства Granta на Ижавто составили 1,3 млрд рублей. Модель производится в Ижевске по полному циклу. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Granta в августе составили 12,5 тыс. машин, с начала года было продано около 70 тыс. этих машин.

    Для сравнения: согласно тому же источнику, продажи «классики» в 2011 году упали на 19% (112,5 тыс. машин), а с января по август текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 71% (25,7 тыс.).

    В 2012 году в Ижевске планируется собрать около 50 тыс. автомобилей, более половины из которых придется на Lada Granta. Также на заводе запланирован выпуск автомобилей под марками Renault и Nissan: потенциальная мощность ижевского завода оценивается в 300 тыс. машин в год. На развитие производства планируется выделить свыше 10 млрд рублей.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •