20 января, понедельник  |  Последнее обновление — 00:18  |  vz.ru
Разделы

Россиянам наказано рожать, украинцам – умирать

Глеб Простаков, журналист
Украина в ближайшие недели примет новый трудовой кодекс, который отменит большинство из имеющихся у работников социальных гарантий. Его уже прозвали «кодексом рабовладельцев». Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

В послании Путина проявилось его мировоззрение

Сергей Худиев, публицист, богослов
Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Лавров оценил итоги берлинской конференции по Ливии

        Главная тема


        Объявление о начале «ликвидации» Украины сильно запоздало

        «угроза безопасности»


        Джонсон на встрече с Путиным отказался от нормализации отношений России и Британии

        герб Украины


        Киев потребовал от Лондона извинений за признание трезубца символом экстремизма

        взятие Москвы


        Сатановский предостерег «злобноватых псиц» от попыток лаять на Россию

        Видео

        поставки газа


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «демографический пакет»


        Путин вступился за семьи перед «моральными уродами»

        300-летняя уния


        Запущен процесс развала Британии

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Признаки перемен


        Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

        Новая эра


        Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

        Колоссальные средства


        Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

        Кроме нефти и газа

        У России остались кое-какие высокие технологии, которые все еще требуются на мировом рынке

        30 мая 2012, 20:50

        Текст: Полина Спелова

        Версия для печати

        Словосочетание «сырьевой придаток» прочно закрепилось за Россией. Основной наш экспортный товар – сырье, машиностроение в российском экспорте занимает всего 3,6 (!) процента. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, что именно входит в эти проценты и какие несырьевые товары отечественного происхождения все-таки находят спрос за границей.

        Вступив в должность президента России, Владимир Путин сразу подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором глава государства постановил модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, при этом увеличив объем инвестиций в эту отрасль не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году. Эти меры позволят увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

        С другой стороны, сейчас полным ходом идет работа по разработке «дорожной карты» по поддержке российских экспортеров высокотехнологичных продуктов, которая позволит России диверсифицировать свой товарный экспорт. По замыслу чиновников, к 2018 году количество российских компаний-экспортеров удвоится. Причем уже в следующем году число промышленных экспортеров увеличится на 10%. Вырастет также и объем несырьевого экспорта к концу 2013 года на 15%, к концу 2015 года – на 40%, а к 2018 году – в 2,5 раза.

        К сожалению, пока доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта составляет мизерные 3,6% (в 2010 году – 4,2%), в том числе: летательные аппараты – 1,2%, легковые автомобили – 0,1%, грузовые автомобили –0,06%. Доля нанотехнологичных продуктов в экспортной структуре выглядит еще скромнее. Так, по последним данным за 2010 год, она составила примерно 0,06% (268 млн долларов). По доле высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта показатели России сравнимы с ЮАР – 3,02% и Турцией – 3,44%, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

        Если говорить о лидерах-экспортерах высокотехнологичной продукции, то на первом месте стоят Филиппины с долей 54,33%, затем следуют Китай (50,79%), Тайвань (48,09%), Малайзия (44,50%), Израиль (31,11%), Таиланд (30,65%), США (28,51%).

        Если посмотреть в глобальном масштабе – в общем объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров, то присутствие России, можно сказать, вообще незаметно, поскольку ее вклад составляет всего лишь 0,14%. Страны-лидеры: Китай (23,67%), США (11,62%), Германия (7,45%), Тайвань (5,65%), Япония (4,99%).

        Отметим, что львиную долю российского экспорта высокотехнологичных товаров составляет продукция оборонно-промышленного комплекса. В этом Россия всегда была сильна. Как и в аэрокосмической отрасли, где, несмотря на последние неудачи, страна занимает пока твердые позиции на рынке. Поскольку данное обстоятельство общеизвестно, газета ВЗГЛЯД решила оставить эти отрасли за скобками настоящего текста. Если говорить о других, более гражданских отраслях, то драйверами роста высокотехнологичного экспорта, безусловно, является атомная и гидроэнергетика.

        Обгоним Siemens

        АЭС
        АЭС "Бушер" (фото: EPA/ИТАР-ТАСС)

        В сфере энергетики Россию на внешних рынках презентует Росатом, который на сегодняшний день имеет портфель зарубежных заказов на сумму более 50 млрд долларов на ближайшие 10 лет.

        Число контрактов на строительство АЭС за рубежом составляет 21 энергоблок в девяти странах. Причем по 19 блокам уже подписаны межправительственные соглашения. Речь идет о таких странах, как Китай (четыре блока), Индия (четыре блока), Белоруссия (два блока), Армения (один блок), Украина (два блока), Вьетнам (два блока) и Турция (четыре блока).

        Вместе с тем правительство ставит перед производителями энергооборудования амбициозные планы: к 2020 году экспорт энергооборудования должен достичь в пересчете на мощность 10 ГВт в год (в 2012 году он составит всего лишь 3 ГВт).

        Причем экспорт будет наращиваться не только за счет Росатома, но также за счет экспорта гидравлических и паровых турбин, которые используются при строительстве электростанций. Сегодня 38% паровых турбин, произведенных в России, поставляется на экспорт, гидравлических турбин – 63%, газовых турбин – 28%. Однако сейчас в России делается ставка на производство турбин малой и средней мощности, чтобы завоевать внешние рынки, необходимо производить  в том числе турбины большой мощности, а этим занимается пока только одна компания – «Силовые машины». Дело в том, что производство турбин большой мощности позволит создавать крупные энергоблоки (более 400 МВт).

        В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, к 2030 году Россия должна будет занять 15% мирового рынка энергомашиностроения против нынешних 2%, то есть обогнать Siemens (сейчас у них 10%) и догнать Alstom (16%).

        Российский автопром удивит Европу

        Стоит отметить, что в 2010 году было открыто совместное индийско-российское предприятие «КамАЗ Вектра Моторз Лимитед» в городе Хосур штата Тамил-Над. Ранее предприятие  планировало к 2013 году выпускать до 4–5 тыс. автомобилей в год. Основными клиентами совместного предприятия являются строительные компании, а также компании по добыче полезных ископаемых.

        Причем «КамАЗ» поставляет на экспорт не только готовые автомобили, но и запчасти. К примеру, компания специально для венесуэльского рынка спроектировала шасси (с колесной формулой 4х2), которое будет использоваться при производстве 32-местных пассажирских автобусов для городских и междугородних перевозок. Потребителями шасси в Венесуэле будут автобусные заводы Caroserias Andina и Caroserias Urena. В целом потребность Венесуэлы в подобного рода автобусах оценивается в 4–5 тыс. единиц в год.

        Еще одним заметным автопроизводителем, который представляет Россию на внешних рынках, является ТК «Ивановская марка», продающая автокраны. В прошлом году компания поставила на внешние рынки 128 автокранов.

        Основными странами-импортерами стали Казахстан, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Армения, Молдова, Узбекистан, ряд стран Ближнего Востока – Сирия, Египет, а также Куба. Наибольший объем поставок – в Казахстан и Азербайджан.

        «Спросом у зарубежных заказчиков пользуются 25-тонный автокран КС-45717-1 и 16-тонный автокран КС-35715. Стоит отметить, что именно эти модели наиболее популярны и у российских покупателей. Автокраны «Ивановец» серии АК-25 по своим техническим и эксплуатационным характеристикам значительно превосходят все аналоги конкурентов», – сообщили газете ВЗГЛЯД в компании «НАМЭКС» (экспортное подразделение ТК «Ивановская марка»).

        В 2012 году компания начала выпускать автокраны, оснащенные стрелой, профиль которой имеет овоидную форму. Преимуществами такой стрелы являются высокая прочность, меньшая масса и большее сопротивление потере устойчивости в сравнении с применяемыми в настоящее время стрелами всех российских производителей. Именно модели с овоидной стрелой в настоящий момент становятся наиболее востребованными в линейке автокранов «Ивановец».

        «Основными конкурентами «Ивановца» на рынках дальнего зарубежья являются производители автокрановой техники из Китая, а также мировые лидеры: LIEBHERR, TADANO и TEREX. Но их продукция значительно дороже, что позволяет НАМЕКСу выигрывать у них тендеры (в частности, в Египте)», – сказали газете ВЗГЛЯД.

        Интересным российским экспортным проектом является производство дизель-поездов, которое осуществляет Метровагомаш. В прошлом году прошла презентация первого дизельного поезда, произведенного специально для железных дорог Сербии. Всего по контракту, заключенному еще в 2010 году, будет изготовлено 12 дизель-поездов в двухвагонном исполнении. Такие поезда предназначены для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах.

        Кроме того, Метровагонмаш изготовит для Софийского метрополитена в 2012 году 18 трехвагонных составов.

        По заказу Софийского метрополитена впервые на данных вагонах будут применены колеса с системой шумогашения. Также согласно желанию болгарской стороны на вагонах будет использоваться покрытие «антиграффити» – как снаружи, так и внутри вагонов.

        В настоящее время парк софийского метро насчитывает в общей сложности 85 вагонов. Все они в разные годы изготовлены на Метровагонмаше.

        Поезда Метровагонмаша успешно эксплуатируются на Украине, в Литве, Венгрии, Чехии. Всего в 16 городах 11 стран мира эксплуатируются более 6000 вагонов, выпущенных предприятием.

        Согреваем Китай

        Оборудование по сжижению природного газа (фото: kartinki-oborudovanie.ru)
        Оборудование по сжижению природного газа (фото: kartinki-oborudovanie.ru)

        Один из высокотехнологичных продуктов, который пользуется спросом на международных рынках, – это оборудование по ожижению природного газа, которое необходимо для обеспечения природным газом труднодоступных населенных пунктов, малой энергетики. Такое уникальное оборудование производит российская компания «Криогенмаш». Особой популярностью такие блоки пользуются в Китае. «За последние два–три года мы поставили Китаю порядка 10 блоков по ожижению природного газа разной производительности. Блоки ожижения – это основная часть мини-завода СПГ. Помимо Китая,   интерес проявляют также страны Юго-Восточной Азии и Индия»,  – рассказал представитель компании «Криогенмаш» Александр Мазин газете ВЗГЛЯД.

        Помимо блоков по ожижению природного газа интересом пользуются установки разделения редких газов. «Подобные установки способны сделать только три–пять компаний в мире. Одну такую установку мы уже поставили в Китай, вторая находится в процессе доставки. Это уникальнейшее  оборудование для металлургических заводов, позволяющее получить газы криптон и ксенон, которые используются в радиоэлектронике, космонавтике, медицине. Это очень сложное и наукоемкое оборудование, и просто так скопировать и повторить его невозможно», – продолжил Александр Мазин.

        Освещаем Европу

        Светодиодный прожектор повышенной яркости (фото: optogan.ru)
        Светодиодный прожектор повышенной яркости (фото: optogan.ru)

        Еще одним интересным российским экспортным продуктом являются светодиоды и светодиодная техника, которая пользуется спросом в Европе. Небольшая российская компания «Оптоган» – проектная компания Роснано – поставляет светодиодные светильники и лампы в Италию. Недавно компания даже открыла офис продаж своей продукции в итальянском городе Варезе.

        Италия была выбрана неслучайно, поскольку эта страна является центром развития архитектурного освещения. Как отмечает исполнительный вице-президент компании «Оптоган» Алексей Ковш,  потенциал рынка светодиодных ламп в Италии весьма высокий. Помимо Италии, «Оптоган» поставляет свою продукцию в Турцию, Германию, Францию.

        Причем компания вышла на внешние рынки лишь в прошлом году и уже ставит уверенные планы по росту продаж. «Объем экспорта нашей продукции в прошлом году был невелик, поскольку мы только вышли на рынок. Экспорт составил 2 млн долларов, что равно 10% нашей выручки за 2011 год. В этом году мы уверенно наращиваем европейские продажи и увеличим их в несколько раз», – комментирует Алексей Ковш газете ВЗГЛЯД.

        Европейских потребителей привлекает соотношение цены  и качества российских светодиодов. «Конечно, цена и качество являются основными параметрами. С другой стороны, в силу небольших размеров компании мы более мобильны. Это позволяет заинтересовывать наших клиентов быстрой реакцией и адаптацией наших продуктов под их требования», – продолжил Алексей Ковш.

        Вместе с тем компания поставляет и уникальный продукт на европейский рынок. «Недавно мы вывели на рынок уникальные светодиоды, которые показывают самую высокую габаритную яркость в перерасчете на размер светодиода. Этот продукт уже поставляется в десятки европейских компаний, что, прежде всего, связано с его уникальными потребительскими свойствами, а не с ценой», – подчеркнул Алексей Ковш.

        Есть чем гордиться в приборостроении

        Дозиметр СОЭКС (фото: soeks.ru)
        Дозиметр СОЭКС (фото: soeks.ru)

        Российские электроприборы также нашли свою нишу на международном рынке. Здесь стоит упомянуть российские дозиметры компании «СОЭКС» Причем к этой продукции интерес проявляет даже Япония. Дозиметры также продаются на Украине, в Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Японии, Германии, Франции, США.

        Особой популярностью пользуется новая модель дозиметров SOEKS 01М, которая подкупает взыскательных потребителей простотой управления.  Второе достоинство устройства – быстрое время измерений. Прибор сообщает о состоянии радиоактивного фона уже через 10 секунд. Это самая высокая скорость проведения замеров среди дозиметров бытового назначения.

        Традиционно дозиметр выпускался на двух языках – английском и русском. Однако из-за роста интереса со стороны японцев партия дозиметров модели 01М была выпущена также и на японском языке.

        Российским производителям доверяет даже Европейский центр ядерных исследований (CERN), который заказал у Дивногорского завода низковольтных автоматов (ДЗНВА) 600 выключателей ВА-57-35 для Большого адронного коллайдера. Сумма контракта составляла 130 тыс. долларов.

        «Использование нашего оборудования такой компанией, как CERN, наилучшим образом подтверждает его качество, – сообщил генеральный директор ОАО «ДЗНВА» Андрей Лопатин. – Для своих проектов CERN выбирает поставщиков с особой тщательностью, и мы гордимся тем, что попали в их число. Наша продукция за несколько лет работы показала себя только с лучшей стороны, и лишнее свидетельство этому – новые соглашения с Европейским центром».

        Разволноваться мировых производителей электроприборов заставила небольшая российская компания «Симикон», которая готовится в конце года представить рынку камеру слежения за дорожной обстановкой Cordon, предназначенную для автоматического выявления нарушений скоростного режима с возможностью передачи данных по каналам связи на сервер центра обработки данных. Отличительная особенность нового фоторадарного комплекса – одновременный контроль всех целей на четырех полосах движения в обоих направлениях.

        Датчик автоматически измеряет скорость, распознает номера всех транспортных средств в зоне контроля и сохраняет две фотографии для каждого нарушителя: общим планом (групповой снимок всей зоны контроля с выделением данного нарушителя) и крупным планом (фотография нарушителя с визуально различимым номерным знаком).

        Планируется, что комплекс будет готов к выпуску в 2012 году. Пока он находится в стадии разработки.

        В начале этого года компания разместила в интернете видеоролик, в котором подробно описывается принцип работы будущего радара. Клип вызвал ажиотаж не только среди российских пользователей, но и в западной блогосфере.  Сам видеоролик набрал около миллиона просмотров. Прошел даже слух, что разработкой российских инженеров заинтересовалась американская полиция. Но в компании «Симикон» не подтвердили эту информацию. Новинка будет готова только лишь в конце года, поэтому конкретных предложений о поставках пока не поступало. 


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............