Бахтияр Бабаджанов Бахтияр Бабаджанов Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

5 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?

37 комментариев
27 января 2012, 22:10 • Экономика

Прирастать вьетнамцами

Сельским хозяйством на Дальнем Востоке займутся азиаты

Прирастать вьетнамцами
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Азиатские страны испытывают переизбыток трудовой силы, а российский Дальний Восток – недостаток. Это, по мнению экспертов, может стать предпосылкой успеха проекта, предложенного Минэкономразвития, – пригласить граждан Вьетнама, Таиланда и Японии выращивать у нас сою, рис и зерно.

Россия предложила азиатским странам реализовать сельскохозяйственные проекты на Дальнем Востоке общей стоимостью в десятки миллиардов долларов, рассказал замминистра экономического развития России Андрей Слепнев.

Пусть они вкладывают, выращивают продукцию, как полагается, с учетом всех требований, и могут ее экспортировать в свои страны

«Учитывая те площади, которые в общей сложности могут достигать миллионов гектар, конечно, это очень существенные инвестиции. Мы дали ряд уже готовых, проработанных и предложенных регионами инвестиционных проектов, мы их предоставили вьетнамской стороне, сингапурцам, таиландцам, японцам», – цитирует Слепнева «Интерфакс».

По его словам, Россия намерена привлечь внимание и других партнеров к таким проектам на форуме АТЭС в этом году.

Выращивать на Дальнем Востоке, по его мнению, можно, например, сою, рис или зерно, которые в регионе Юго-Восточной Азии активно используются. «Вопрос – в нормальных технологиях, нормальной технике и наличии населения», – считает Слепнев. По его оценке, соответствующие проекты должны быть долгосрочными, с арендой участков на 50 лет.

При этом в правительстве обсуждаются вопросы, чтобы на территории российского Дальнего Востока работало «определенное количество граждан стран региона». При этом, «конечно, надо платить налоги, соблюдать все требования по рабочей силе», добавил он. Проблему депопуляции региона, по словам чиновника, надо решать «очень аккуратно и с учетом всех геополитических факторов».

«А так, пусть они вкладывают, выращивают продукцию, как полагается, с учетом всех требований, и могут ее экспортировать в свои страны. Мы здесь будем содействовать, чтобы и для инвестиций, и для режима экспорта был создан максимально благоприятный режим», – заявил замминистра МЭР.

Чиновники ведомства настроены оптимистично. «Восточные партнеры очень долго изучают партнеров, долго принимают инвестиционные решения, но если принимают, то оно с высокой вероятностью будет двигаться дальше без существенных сбоев», – говорит Слепнев.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН России Владимир Мазырин в целом поддерживает инициативу МЭР. По его мнению, реализация таких проектов может быть выгодна для обеих сторон: азиатские страны, в частности Вьетнам, испытывают переизбыток трудовой силы, а Дальний Восток – недостаток.

Хотя он считает, что МЭР слегка перегибает палку, говоря о выделении миллионов гектар. Он считает, что такие проекты для начала надо делать в рамках эксперимента на небольших участках, а право на аренду участков лучше ограничить 20–30 годами вместо 50.

«Года полтора назад мы уже предлагали такой вариант взаимодействия – разрешить иммигрантам из Азии приехать в Россию для выращивания сельскохозяйственной продукции на специально выделенных территориях, но без разрешения заниматься торговлей и уезжать в крупные города. Россия должна создать минимальные инфраструктурные условия, а дальше проекты реализуются на инвестиции этих азиатских стран», – рассказывает Владимир Мазырин.

«Задача России – поднять экономику Дальнего Востока и наполнить ее трудовыми ресурсами. Очевидно, что без иммигрантов мы вряд ли сможет это сделать», – указывает эксперт. С другой стороны, во Вьетнаме, Индии, Камбодже и других странах Азии наблюдается избыточная рабочая сила. При этом, по словам эксперта, азиатские иммигранты в большинстве своем не планируют переезжать в другие страны на постоянное место жительство. Их цель – за несколько лет скопить капитал, чтобы, вернувшись домой, открыть там свой небольшой бизнес.

В качестве примера эксперт приводит Вьетнам. За пределами страны работают полмиллиона вьетнамцев, в основном в других странах Восточной Азии. Вьетнам отправляет свои трудовые кадры за рубеж цивилизованным способом – по межправительственным соглашениям, при этом требуют высокие зарплаты (500–600 долларов), соцпакет, достойные жилищно-бытовые условия для своих работников. Такой же цивилизованный подход следовало бы использовать и при привлечении рабочей азиатской силы на Дальний Восток, считает эксперт Института Дальнего Востока РАН.

МЭР слегка перегибает палку, говоря о выделении миллионов гектар. Такие проекты для начала надо делать на небольших участках

Однако необходимо правильно организовать контроль за иммигрантами. «Потому что опыт показывает, стоит только предоставить азиатским мигрантам свободу трудоустройства в России, они сразу побегут в крупные города и будут торговать на рынках. Это невыгодно для нашей страны», – говорит Владимир Мазырин.

«Наши коллеги на Дальнем Востоке и в Сибири, которые уже имели опыт подобного эксперимента с китайцами, осуждали идею привлечения мигрантов, потому что это приводит к антисанитарии, появлению сельхозпродуктов с химикатами и проблемам с точки зрения контроля. Однако сравнивать тех же вьетнамцев с китайцами так однозначно я бы не стал», – добавляет Мазырин.

Между тем российские производители сельской продукции негативно восприняли новую идею МЭР.  «У нас вся Сибирь не знает, куда девать зерно. Кончится все тем, что они перекроют федеральную трассу, чтобы привлечь внимание к проблеме. Зерно никто в Азии не берет. Причина – в логистических проблемах. Чтобы экспортировать зерно в Китай, надо сначала отвезти его в Новороссийск, и только потом по морю, огибая всю Африку и Индию, оно попадет в Китай», – говорит руководитель отдела по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации АККОР Игорь Черный.

«Начинать надо со строительства зернового терминала на Дальнем Востоке. Тогда и Алтай, и Сибирь, и Приморье смогут выращивать все это. Надо создавать льготные условия в первую очередь для российских производителей сельскохозяйственной продукции. ЕС направляет на сельское хозяйство субсидии на 106 млрд евро, а Россия – 72 млрд рублей на всю страну», – считает Игорь Черный.Между тем развитие Сибири и Дальнего Востока является одной из главных задач, которые ставят власти. Глава МЧС Сергей Шойгу накануне заявил, что для привлечения инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток правительство намерено создать специальную корпорацию. По его мнению, Корпорация развития Восточной Сибири и Дальнего Востока от западных границ Красноярского края до Камчатки, используя привлечение средств и госгарантий, позволит привлечь к освоению востока страны нужные средства.

При этом важной составляющей станут социальные обязательства частных инвесторов, которые должны не только добывать природные ресурсы и перерабатывать их, но также заниматься развитием жилой, социальной и транспортной инфраструктуры. Созданием корпорации будет заниматься Игорь Шувалов.

Рабочая группа предлагает также ряд мер по привлечению людей на новые территории, включая льготную ипотеку, автокредиты, определенный подъемный капитал для обустройства людей на новом месте.

..............