Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
8 июня 2011, 20:30 • Экономика

Согласны на самое дорогое

Белоруссия согласилась продать России самое дорогое

Согласны на самое дорогое
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Самое ценное достояние Белоруссии – Беларуськалий – может достаться компании «Нафта Москвы» российского миллиардера Сулеймана Керимова. По неофициальной информации, бизнесмен близок к покупке контрольного пакета белорусского гиганта за 15 млрд долларов. Этих денег более чем достаточно для спасения экономики Белоруссии.

Четвертый в мире по величине производитель калийных удобрений «Беларуськалий» может достаться «Нафта Москве» Сулеймана Керимова. Российская компания близка к достижению договоренности с Белоруссией о приобретении контрольного пакета акций белорусского производителя (50% + 1 акция), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. По его данным, сумма сделки может составить 15 млрд долларов исходя из оценки всей компании в 30 млрд долларов.

15 млрд долларов, безусловно, помогут президенту Лукашенко удержаться у власти и временно стабилизировать ситуацию

The Wall Street Journal во вторник сообщила, что Керимов провел в последние недели встречу с белорусскими официальными лицами для обсуждения вопроса о возможной покупке контрольного пакета акций компании, однако позиции сторон по цене сделки пока далеки друг от друга.

В среду состоялась очередная встреча руководства «Нафты» с представителями белорусских властей. Именно она и стала переломной и позволила сторонам приблизиться к финальным договоренностям, заявил источник, знакомый с ситуацией.

Керимов является совладельцем Уралкалия, который в 2005 году создал с Беларуськалием совместного трейдера (ЗАО «Белорусская калийная компания», БКК). Через БКК Уралкалий и Беларуськалий совместно обеспечивают 30% поставок хлористого калия на мировой рынок.

#{ussr}Керимов проявлял интерес к белорусскому производителю калийных удобрений еще летом прошлого года. В случае слияния Уралкалия и Беларуськалия может быть создан крупнейший калийный холдинг с объемами производства 19,8 млн тонн в год. «Такая сделка создала бы на европейском рынке крупнейшую структуру с низкими издержками и возможностью эластичного изменения ценовой политики», – говорил газете ВЗГЛЯД главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

В прошлом году Керимов также хотел купить контрольный пакет Беларуськалия. Однако предлагал за него вдвое меньше – 7,5 млрд долларов. Белоруссия оценивала свой актив намного дороже –  всю компанию в 20–30 млрд долларов, а также не хотела отдавать контроль в предприятии. Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко тогда заявлял, что республика готова продать миноритарный пакет в компании за 6–7 млрд долларов, и подчеркивал, что ни контрольный, ни даже блокирующий пакет продавать не планирует.

Правда, президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил в начале января, что считает возможной продажу до 25% акций Беларуськалия. В конце концов Белоруссия отказала российскому бизнесмену в сделке. Потенциальными покупатели белорусского производителя также назывались китайские компании: Sinofert и China Blue Chemical. Накануне Dow Jones сообщила, что власти Белоруссии снова ведут переговоры о продаже Беларуськалия как с российскими, так и с китайскими компаниями.

Беларуськалий – четвертый в мире по величине производитель калийных удобрений в мире (в 2010 году выпустил 9,2 млн тонн). Компания уступает только Potash Corp (в 2010 году – 12,8 млн тонн), Mosaic (11,2 млн тонн) и объединенному Уралкалию (10,6 млн тонн). Доля белорусского предприятия в мировом производстве калийных удобрений составляет около 15%, в мировом экспорте калия – свыше 16%. Доля  в общем объеме реализации хлористого калия на мировых рынках составляет около 32%.

Беларуськалий относится к «фамильному серебру» страны. Это не только крупнейший в Белоруссии трейдер калийных удобрений, но и самый прибыльный актив страны, поэтому белорусские власти не спешат с ним расставаться, по крайней мере за бесценок. Так, в конце мая премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович сказал, что Минск вообще не намерен продавать актив. Президент Белоруссии Александр Лукашенко тогда же заявил: «Никакой бандитской распродажи страны не будет. Никто – ни МАЗ, ни Белкалий, ни БелАЗ, ни БМЗ – никто ничего не купит без моего ведома». Он предупредил, чтобы желающие за бесценок купить белорусские активы «расходились».

Вероятно, переговоры о продаже Беларуськалия возобновились в связи с кризисной ситуацией в Белоруссии, которой крайне необходимы денежные вливания. Продажа Беларуськалия за 15 млрд долларов могла бы решить все проблемы страны. В этом случае Белоруссии не понадобился бы даже кредит в 3 млрд долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС, которого она так усердно добивалась. Причем одним из условий выдачи кредита является проведение приватизации активов минимум на 7,5 млрд долларов.

Бывший глава Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич также признал в среду, что «15 млрд долларов, безусловно, помогут президенту Лукашенко удержаться у власти и временно стабилизировать ситуацию». Однако он выступает против продажи контрольного пакета акций Беларуськалия. «Если это правда, то речь идет о распродаже «фамильного серебра» Белоруссии, которая не вызвана необходимостью. Беларуськалий – это тот объект, та народная ценность, тот фактически единственный природный ресурс страны, который ни в коем случае нельзя продавать», – заявил экс-глава НББ «Интерфаксу».

Он считает, что полученные от этой сделки средства лишь временно стабилизируют ситуацию в стране. По его словам, это не выход. «Выход состоит в том, чтобы незамедлительно проводить экономические реформы, создавать условия не для притока таких вот «пустых» денег, а для притока денег вместе с новейшими технологиями цивилизованного мира», – подчеркнул экс-глава НББ. «Этих технологий нет в олигархической России, они есть только в современном, развитом мире», – считает Богданкевич.

По данным экспертов фонда Мизеса, Беларуськалий является самым дорогим активом страны. По их оценкам, компания стоит 15 млрд долларов. Сопоставимым по стоимости с Беларуськалием является розничный монополист по продаже газа «Белтопгаз», который эксперты оценивают в 10–15 млрд долларов.

В десятку крупнейших белорусский предприятий, которые могут быть приватизированы, также входят Беларусьбанк – стоит 7–10 млрд долларов, Беларусьнефть – 2–5 млрд долларов, Белэнерго – 5–8 млрд долларов, Белгосстрах – 1,2 млрд долларов, Белтелеком – 2–2,5 млрд долларов, Белорусская железная дорога – 7–10 млрд долларов, Белпочта – 0,5–1 млрд долларов. Госпакеты Мозырского НПЗ и Новополоцкого НПЗ «Нафтан» оцениваются экспертами в 1–2 млрд долларов, Белорусского металлургического завода – в 1,2 млрд долларов и госдоля Белтрансгаза – в 1–2 млрд долларов.

..............