Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
14 января 2011, 16:35 • Экономика

«Цены будут расти»

Борис Рыбак: Объединение авиакомпаний – не лекарство

«Цены будут расти»
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

«Если объединить несколько авиакомпаний с плохим финансовым положением, то финансовое положение нового образования от этого лучше не станет», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Финансовое положение у многих российских авиакомпаний оставляет желать лучшего, поэтому в ближайшее время возможны некоторые объединения авиакомпаний.

Но если даже наш «флагман», наш национальный перевозчик не может связать концы с концами, это, наверное, что-то да означает?

С таким прогнозом в пятницу выступил глава Росавиации Александр Нерадько, комментируя перспективы отрасли в 2011 году. Он считает, что в этом году рост пассажирооборота российских авиакомпаний будет меньше, чем в предыдущем, однако, как отметил Нерадько, рост пассажирооборота в 2011 году не прекратится.

Впрочем, это еще не значит, что отрасль оправилась от кризиса, убежден гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. В интервью газете ВЗГЛЯД эксперт объяснил, чем объединение российских авиакомпаний грозит рядовым пассажирам и почему слияния на этом рынке не спасут положения.

ВЗГЛЯД: Борис Борисович, в Росавиации не исключают объединения российских авиакомпаний. Так ли плохо их финансовое положение сейчас?

Борис Рыбак: Финансовое положение российских авиакомпаний разное. И ситуация на самом деле разная. Единственное, что я могу сказать, так это то, что если объединить несколько авиакомпаний с плохим финансовым положением, то финансовое положение нового образования от этого лучше не станет.

И честно говоря, я абсолютно убежден в том, что улучшение состояния отрасли, а говорить нужно именно об этом, решается не путем «сливания» всех в одну кучу, а путем создания условий, при которых авиакомпании, аэропорты и другие субъекты воздушного транспорта могут успешно развиваться.

ВЗГЛЯД: О каких конкретно условиях идет речь?

Б.Р.: Самая большая проблема для наших авиакомпаний – это монопольно высокие цены на услуги. Это высокие цены на топливо, на услуги, предоставляемые аэропортами, на аэронавигационные услуги. И мне кажется, что улучшение состояния нашего воздушного транспорта целиком лежит в плоскости создания по-настоящему конкурентных рыночных условий, при которых бы все субъекты воздушного транспорта сосуществовали в состоянии рынка и конкуренции.

А сейчас получается, что авиакомпании находятся на довольно либеральном высококонкурентном рынке, а большинство поставщиков услуг для авиакомпаний являются монополистами. И это, конечно, проблема, потому что эти монополисты всякий раз, когда у авиакомпании появляются хоть какие-то деньги, стараются их тут же изъять.

И недавнее повышение цен на топливо – хороший тому пример. Плюс постоянное повышение стоимости аэропортовых услуг, постоянное повышение стоимости аэронавигационных услуг, которое происходит на протяжении всех последних лет.

Мне кажется, этим и нужно заниматься. Допустим, гендиректор Аэрофлота говорит о том, что если бы не было субсидий, связанных с получением Аэрофлотом денег от платежей иностранных компаний за пролеты по Транссибирскому маршруту, Аэрофлот был бы убыточной компанией. У нас есть еще четыре крупные авиакомпании. У кого-то дела получше, у кого-то похуже. Но если даже наш «флагман», наш национальный перевозчик не может связать концы с концами, это, наверное, что-то да означает?

ВЗГЛЯД: Понятно, что финансовое положение у всех разное, но можете ли вы назвать те авиакомпании, которые находятся в зоне риска?

Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак не видит ничего хорошего в объединение авиаперевозчиков (Фото: events.ato.ru)

Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак не видит ничего хорошего в объединении авиаперевозчиков (Фото: events.ato.ru)

Б.Р.: Несколько месяцев назад Росавиация как-то завуалированно говорила о том, что первая пятерка отечественных авиакомпаний вполне стабильна, а вот примерно половина авиакомпаний следующего эшелона – условно говоря, с 6-го по 12-е место в рейтинге – вызывает у них озабоченность.

ВЗГЛЯД: Борис Борисович, но тогда возникает другой вопрос: тенденция слияний и поглощений в мировой авиации была характерна в кризисный период...

Б.Р.: Она и сейчас характерна.

ВЗГЛЯД: Значит ли это, что наша авиаотрасль окончательно так и не оправилась от кризиса?

Б.Р.: Да, не оправилась.

ВЗГЛЯД: И как долго может продлиться ее «выздоровление»?

Б.Р.: При наличии тех условий, которые имеют место быть сейчас, это может потребовать очень длительного времени, скажем, 57 лет.

ВЗГЛЯД: То есть «выздоровление» напрямую зависит от создания или не создания полноценного конкурентного рынка?

Б.Р.: Да. Только еще нужно помнить о стоимости денег в нашей стране, про кредиты под 20% годовых. Это очень много. Наши авиакомпании платят НДС. А, скажем, все иностранные авиакомпании, подавляющее большинство, НДС не платят.

До самого недавнего времени российские авиаперевозчики платили плюс 40% за современную авиационную технику. То есть ситуация выглядит таким образом, что и государство, и монополисты пытаются «выдавить» из авиакомпаний все наличные средства. Если у авиакомпаний нет финансовых резервов, то им, конечно, сложно приходится. А объединение – это не лекарство.

ВЗГЛЯД: Ну а если все-таки предположить, что в ближайшее время мы станем свидетелями нескольких объединений или поглощений в авиаотрасли, как это отразится на пассажирах и прежде всего на ценах на авиабилеты?

Б.Р.: Цены будут исключительно расти. Любая монополизация ведет к росту цен, будь то локальная или глобальная. Без разницы.

ВЗГЛЯД: В мировой авиаотрасли тенденции те же, что и у нас?

Б.Р.: Везде по-разному. Где-то лучше, где-то хуже. Только надо иметь в виду, что вопреки насаждаемому нам мнению в мире и в разных странах мира очень много авиакомпаний. И слияния, и поглощения, и некая глобализация – такие процессы есть.

Вот нам говорят: у нас есть 180 авиакомпаний. На самом деле, есть 180 организаций, которые имеют право выполнять пассажирские перевозки на авиационной технике. В США таких организаций несколько тысяч. Реальных авиакомпаний в Америке около 150. В Германии 25 авиакомпаний, хотя принято считать, что там одна  Lufthansa.

Поэтому тут не надо заблуждаться. Есть процесс консолидации, есть процесс образования новых компаний. А единой тенденции нет.

..............