Эмиграция живет тем, что убеждает себя – она сделала правильный выбор. Родина – очень плохая. Значит, эмигрант одним фактом своей эмиграции уже сработал на врага.
19 комментариевКоллективный ответ Набиуллиной
Первого августа от премьера и председателя «Единой России» Владимира Путина ждут решения – снижать или нет налог на добавленную стоимость (НДС). Чем ближе к этой дате, тем ожесточеннее становятся споры тех, кто за снижение (главный идеолог – Минэкономразвития), и тех, кто против (прежде всего – Минфин). В четверг состоялся круглый стол по этой теме. Участвовали ведущие российские макроэкономисты так называемого «либерального крыла».
Тему «Экономический рост, налоги и инфляция» обсуждали в РИА «Новости» директор департамента стратегического анализа «ФБК*» Игорь Николаев, эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман и руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Как раз выступления Ясина ожидали с особым любопытством – министр экономики Эльвира Набиуллина всегда гордилась, что была его ученицей.
18–20% – это тот порог роста инфляции, после которого начинается реальное замедление экономического роста
До сих пор основным оппонентом министра экономики выступал заместитель министра финансов, «отец налоговой реформы» и автор Налогового кодекса РФ Сергей Шаталов. Звучали и разрозненные голоса «за» или «против» снижения НДС. Но, по крайней мере, со стороны противников снижения до сих пор не было громкого выражения их совместной позиции. А накануне 1 августа, конечно, Сергею Шаталову поддержка не помешает.
В четверг он ее получил.
Лев Фрейнкман, взявший слово первым, решил сразу расставить приоритеты.
«Вопросы устойчивости и качества экономического роста сегодня гораздо важнее, чем вопрос ускорения экономического роста и снижения налоговой нагрузки», – отрезал он. Остальные эксперты тихо кивали, и стало ясно – это и есть коллективный ответ Набиуллиной, причем – ей нежелательный.
Налоговое бремя, по мнению Фрейнкмана, далеко не столь существенный фактор, чтобы сдерживать экономический рост. Главная макроэкономическая проблема на сегодня – это инфляция. Именно она подрывает основы долгосрочного экономического роста.
«Инфляция сейчас не только высокая, но и нестабильная. А нестабильность инфляции, как показывает пример других стран, в частности стран Латинской Америки, связана с сокращением инвестиций», – пояснил он.
Тем не менее, заметил Лев Фрейнкман, ситуация в российской экономике довольна хорошая, поэтому необходимости «подгонять» экономический рост нет. И уж тем более – делать это с помощью снижения ставки налога на добавленную стоимость, которая остается камнем преткновения между Минфином и Минэкономразвития.
«Нельзя сократить налоги, не создав при этом высокие риски, особенно в случае со снижением ставки НДС», – подчеркнул эксперт.
Встал Евгений Ясин. И сразу занял еще более жесткую позицию в этом вопросе.
«Никаких очередных реформ в налоговой системе проводить не нужно. По каким налогам необходимо менять ставки в первую очередь? Ни по каким, включая НДС. Вместо того, чтобы улучшать администрирование этих налогов, предлагают изменить структуру налоговой системы, – иронизировал он. – А ведь одно из важнейших качеств налоговой системы – ее стабильность. Однако власти идут по пути наименьшего сопротивления, предлагая что-то изменить не там, где это нужно, а там, где это легче сделать».
Вообще, проблема экономического роста не стоит так остро, считает Евгений Ясин, как нам это преподносят. «5,8% при нашей нынешней ситуации – более чем достаточно», – подчеркнул он.
Игорь Николаев позволил себе не согласиться только с мнением, что в 5,8% экономического роста за первое полугодие нет ничего страшного.
- Новый аргумент Набиуллиной
- Шохин просит помощи у Грызлова
- НДС ждет августа
- Шампанское за инфляцию
- Кудрин поспорил с Набиуллиной
«Темпы роста промышленного производства в июне снизились на 0,9% даже по сравнению с маем. Таких низких показателей не было уже очень давно. На мой взгляд, это вызвано тем, что инфляция все-таки начала выходить из-под контроля. А она является проблемой номер один для перспектив экономического роста», – Николаев уже, кажется, в десятый раз вслед за другими участниками дискуссии практически процитировал постулат про связь инфляции с ростом, который есть в тех экономических учебниках, по которым учил Ясин Набиуллину.
Постулат звучит примерно так: высокая инфляция становится преградой для инвестиций, рост объемов которых и «подталкивает» экономический рост.
По словам Игоря Николаева, темпы прироста в основной капитал в мае существенно замедлились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «15,4% – это не на 24%», – подчеркнул он, добавив при этом, что в июле темпы роста инвестиций в основной капитал еще снизятся.
«А это значит, что 0,9% роста промышленного производства за июнь нам еще покажется неплохим результатом. Мы прогнозируем, что за текущий месяц темпы роста окажутся отрицательными», – заключил он.
И в этом смысле ориентироваться надо не на потребительскую инфляцию, а на рост цен производителей.
«Годовая инфляция к концу мая в области добычи полезных ископаемых составила 31%, в добывающих отраслях – 24,4%. При этом 18–20% – это тот порог роста инфляции, после которого начинается реальное замедление экономического роста», – говорил эксперт. – Поэтому надо бороться с инфляцией, а не пытаться снижать налоги. Тогда и с перспективами экономического роста все будет нормально».
В числе способов борьбы с ростом цен он назвал отказ от ускоренной индексации тарифов естественных монополий, отказ от практики заморозки цен, что еще наблюдается в отдельных регионах, а также своевременное таможенно-тарифное регулирование.
Лев Фрейнкман подхватил тезисы коллеги. Он призвал бороться с инфляцией старым дедовским методом, замедляя рост расходов бюджета и проводя политику «дорогих» денег.
Сомнений у экспертов не вызывает то, что налоги трогать ни в коем случае не надо. Гораздо важнее для бизнеса решение проблемы инфраструктурных ограничений экономического роста (трудности с электроснабжением, газоснабжением и т. д.) и администрирования налогов.
Журналисты все это выслушали и попросили экспертов дать прогнозы: будет ли снижена ставка НДС или нет.
Лев Фрейнкман с сожалением заметил, что последнее «скорее мечта, чем научный прогноз».
Игорь Николаев с уверенностью сказал, что ставка снижена не будет.
Евгений Ясин предположил, что налог все-таки снизят, добавив, что инфляция в этом случае окажется уже на уровне 16%.
Хотя сейчас прогноз по инфляции на конец 2008 года у экспертов один: не менее 14%. Игорь Николаев считает, что позиция Минфина в вопросе НДС будет поддержана именно потому, что власти боятся инфляцию больше, чем главу Минэкономразвития.
«Если Минфин будет говорить об угрозе роста инфляции, вполне возможно, что к его мнению прислушаются», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Между тем, свой прогноз в четверг озвучил и экс-министр финансов РФ, нынешний глава банка «ВТБ 24» Михаил Задорнов.
«13% инфляции по году – шанс получить есть, ниже – нет», – сказал он. Напомним, правительство РФ прогнозирует инфляцию по итогам 2008 года на уровне 10,5%.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ