Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
1 апреля 2008, 19:44 • Экономика

Кудрин поспорил с Набиуллиной

Набиуллина выступила против Кудрина

Кудрин поспорил с Набиуллиной
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Ольга Лопатникова

Между министром финансов Алексеем Кудриным и главой МЭРТ Эльвирой Набиуллиной разгорается спор. Кудрин считает, что за счет вливания государственных денег в отдельные отрасли, а также снижения НДС нельзя поднимать экономику, это нарушит финансовую стабильность страны и вызовет рост инфляции. Однако Набиуллина полагает, что без помощи бюджета страна вообще никогда не перейдет на инновационный путь развития.

Министр финансов России Алексей Кудрин во время Международной научной конференции ГУ-ВШЭ «Модернизация экономики и глобализация» выступил против того, чтобы за счет государственных средств и кредитов поднимать отдельные отрасли экономики.

Кудрин предупреждает о том, что при избыточном предложении банков возникнет спрос, который не может быть удовлетворен производством

«Всегда, когда государство начинает вмешиваться в поддержание отдельных отраслей, стимулировать их и выдавать кредиты, создается мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет», – сказал Кудрин.

Основным условием развития экономики России, с четырехкратным увеличением производительности труда, он считает развитие конкуренции, а не раздачу «дешевых кредитов и покупку технологий за счет государственного бюджета». Кудрин предупреждает о том, что при избыточном предложении банков возникнет спрос, который не может быть удовлетворен производством.

«Прирост объемов кредитования до 50% не удовлетворен нашей промышленностью, – говорит он. – Отсюда рост цен и увеличение импорта на 30% в год. А это в свою очередь вызывает перегрев экономики».

Сложившаяся ситуация вызовет избыточную капитализацию ряда отраслей, а это ведет к падению рынков и тому, что вложенные ресурсы не будут оправданы, считает Кудрин. В то же время все силы властей должны быть направлены на создание макроэкономической стабильности в стране.

Он еще раз повторился, что в этой обстановке Минфин выступает против снижения налогов для малого бизнеса, в частности НДС. В ближайшие четыре года уменьшится доля нефтегазового сектора экономики до 14%, и заместить выпадающие доходы будет нечем. По прогнозам бюджетные расходы придется сократить на 1,5% ВВП.

На это министр экономического развития и торговли России Эльвира Набиуллина возражает, что приоритет макроэкономической стабильности никто не подвергает сомнению, однако она невозможна без устойчивого экономического роста.

«Инерционность политики не приведет к росту инновационной экономики, – утверждает Набиуллина. – Однако сейчас страна находится в состоянии выбора между созданием потенциала для долгосрочного экономического развития и необходимостью поддержания финансовой стабильности».

Россия исчерпала источники для экспортно-сырьевого развития, предупреждает глава МЭРТ. Поэтому России нужны прорывные проекты и инвестиции частного сектора, которые государство должно стимулировать налоговыми методами.

«Перед страной поставлены новые задачи, но они наталкиваются на ограничительную финансовую политику», – говорит она.

По мнению министра, налоговая система страны должна стимулировать бизнес.

«Мы снижаем налоги не для того, чтобы ослабить бюджет, а чтобы дать ему в перспективе более надежную налоговую базу», – объяснила она.

Для этого нужно дать предприятиям такие условия работы, при которых дополнительные ресурсы пошли бы не на разогрев инфляции и не на экспорт капитала, а на инновации и человеческий капитал, считает министр.

Первый заместитель председателя ЦБ России Алексей Улюкаев согласился, что по индексу потребительских цен и уровню инфляции экономика обнаруживает признаки перегрева: россияне активно вкладывают в евро, увеличивается потребление, растет разрыв между спросом и предложением. Инвестиции в инновации делаются за счет внешних вливаний. В таких условиях, считает он, необходимость расширения налоговой базы вследствие снижения налогов – это большой вопрос.

«НДС нужно снижать в последнюю очередь, потому что это будет вести к повышению спроса, а не предложения, что в целях перегретой экономики действует негативно», – говорит он.

«Я бы не стал утверждать, что в России начался перегрев экономики, – сказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин. – Есть некоторые узкие места – ограничение возможностей энергетической инфраструктуры, рост заработной платы и высокая инфляция, однако она была вызвана дороговизной продуктов, а не спадом производства».

В ближайшие годы российская экономика продолжит рост, считает эксперт. Возможно, проблемы на зарубежных финансовых рынках несколько охладит активность в ряде секторов, однако ситуация в целом будет лучше, чем в прошлом году. Если же говорить о влиянии снижения налогов на перегрев экономики, то, по общепринятой теории, оно гораздо меньше, чем рост государственных расходов, как, например, вливание денег в госкорпорации, утверждает Надоршин.