Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
21 декабря 2006, 15:23 • Экономика

Дело его живет

Смерть Ниязова спровоцирует новый торг за газ

Дело его живет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Эльдар Бадырханов

Стоимость среднеазиатского топлива будет расти. Но не резко, а постепенно – вслед за котировками на мировом рынке. Переориентировать экспортные потоки Туркмения не сможет из-за зависимости от трубопроводов Газпрома. «Новый торг будет, и новый лидер страны может добиться некоторого повышения закупочной цены», - отмечают эксперты. Главный потребитель туркменского газа – Украина, которой смесь туркменского и российского газа, поставляемая Rosukrenergo, пока обходится в 95 долларов за 1 тыс.

Прошлогодний конфликт с Газпромом заставил Украину обратиться к Туркменбаши Ниязову с просьбой об организации дополнительных поставок газа. Дальше переговоров дело не пошло – Москва и Ашхабад не стали портить отношения. Новый лидер Туркмении сохранит преемственность курса, не сомневаются эксперты.

Естественно, новый лидер Туркмении не согласится в будущем продавать газ России по ценам ниже рынка

«Скорее всего, стиль руководства газовой отраслью в Туркменистане радикально не изменится. Все договоренности с Газпромом будут соблюдаться. Хотя они не совсем выгодны для этой среднеазиатской страны», – говорит заместитель директора Института ТЭК Сергей Ежов.

Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, в сентябре Газпром согласился увеличить закупочную цену туркменского газа с 65 до 100 долларов за 1 тыс. кубометров. Главный потребитель туркменского газа – Украина, которой смесь туркменского и российского газа, поставляемая Rosukrenergo, пока обходится в 95 долларов за 1 тыс. кубометров, но со следующего года возрастет до 135 долларов.

«Конечно, цена в 100 долларов не выгодна для Туркмении. Газпром продает этот газ по гораздо более высокой цене, даже с учетом стоимости транспортировки. Однако у Ашхабада нет другого выбора, ведь альтернативного пути для экспорта газа у Туркмении нет. Покойный президент Сапартмурат Ниязов и не скрывал, что такие пути будут искаться, возможны договоренности с Азербайджаном. Но это не значит, что соглашения с Газпромом в ближайшее время будут изменены», – уверен господин Ежов.

Аналитик считает, что преемственность в политике Туркмении сохранится. «В Туркмении люди расчетливые и не будут делать резких шагов. Такой разворот курса, как в Грузии, вряд ли произойдет», – уверен Сергей Ежов. По его словам, Газпром очень заинтересован в туркменском газе. «Туркменский газ смешивается с российским и вообще трудно понять, что именно идет по трубам. На выходе в Европу идет, скорее всего, ямальский газ. Однако в балансе Газпрома туркменский газ очень важен», – констатирует господин Ежов. По его мнению, «торг между сторонами возможен, но не более того».

«Новый торг будет, и новый лидер страны может добиться некоторого повышения закупочной цены, - соглашается начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Но покупать по 100 долларов за 1 тыс. кубометров и продавать в Европу по 250–260 долларов – это очень высокая маржа. Поэтому даже в случае некоторого изменения цен в сторону повышения экспортно-импортные операции Газпрома не пострадают».

Логика бизнеса заставляет страны искать взаимовыгодные решения: Туркмения зависит от газотранспортной системы Газпрома, а среднеазиатский газ очень важен для российского топливного баланса – как для внутреннего рынка, так и для поставок на экспорт, говорит аналитик.

Со смертью лидера Туркмении в российско-туркменских газовых отношениях ничего кардинально поменяться не может: в бывшем постсоветском пространстве Россия останется первой по объему добычи природного газа, а Туркмения – второй, не сомневается аналитик ИК «АК БАРС Финанс» Александр Блохин.

«В ближайшем будущем Россия в лице Газпрома останется главным покупателем туркменского газа – соответствующие договора о покупке газа на следующий год уже заключены. В них определена цена – 100 долларов за 1 тыс. кубометров газа, что соответствует мировым ценам.

Газпром согласен платить за газ по рыночным ценам и вряд ли он будет, скажем, при заключении договоров на 2008 год переплачивать сверх рыночной цены. Туркмении же от Газпрома пока тоже некуда деваться: альтернативных экспортных газопроводов, минующих российскую территорию, в ближайшие, как минимум, 3–4 года не будет», – отмечает господин Блохин.

Естественно, новый лидер Туркмении не согласится в будущем продавать газ России по ценам ниже рынка: экономика страны и благосостояние ее народа практически полностью зависит от экспорта газа. «Новый туркменский лидер наверняка примет во внимание пример российского руководства, которое превратило нефтегазовые богатства страны в инструмент усиления ее влияния на внешнеполитической арене», – рассуждает Александр Блохин.

..............