Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Россия тестирует новый тип политики на Востоке

Сейчас, когда очертания международного порядка в Европе определяются на полях сражений, стабильность на юго-восточном направлении требует от Москвы инициативы и терпения.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?

4 комментария
Кирилл Кабанов Кирилл Кабанов В школах Афганистана точно нет свинины

Отмена свинины в наших школьных столовых – это не мелочь, это первый шаг к уничтожению нашего мира. Новогодние елки в наших русских школах приезжие родители и их имамы уже пытались отменить.

42 комментария
5 июня 2011, 21:00 • Культура

Первый, но не высший

«Люди Икс: Первый класс»: Первый, но не высший

Первый, но не высший
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Непримиримые соперники Профессор Икс и Магнето познакомились, пытаясь тормознуть подводную лодку. Подружились, совершив вылазку в СССР. Наконец, уладив Карибский кризис, разошлись на почве ницшеанства. Про то и фильм «Люди Икс: Первый класс» – вполне удачный блокбастер, открывающий летний сезон.

Приквел трилогии «Люди Икс» (спинн-офф про Росомаху не в счет) начинается так же, как и сама трилогия: маленький Эрик Леншерр – будущий Магнето – силой мысли гнет колючую проволоку на воротах концлагеря, пытаясь спасти родителей. Однако в дальнейшем сценарий сделает скачок не в шестьдесят лет, а всего в двадцать, переместив персонажей в шестидесятые, но не забыв уточнить: в то время пока будущий Магнето месил грязь Освенцима, Чарльз Ксавьер – будущий Профессор Икс – хорошо кушал, спал на сухом, распоряжался целым поместьем, и недоставало ему лишь одного – любви. #{image=523655}У картины «Люди Икс: Первый класс» такого недостатка нет – сделана она если и не с любовью фаната франшизы, то, как минимум, с должным уважением к жанру. Недостает ей совсем другого – чувства юмора, харизматичных персонажей и здорового цинизма. Словом, всего того, что возводит просто хорошие кинокомиксы в ранг кинокомиксов выдающихся («Темный рыцарь», «Железный человек», «Хранители»).

Теоретически всё должно было быть наоборот. Режиссером приквела значится Мэттью Вон, предыдущей работой которого был «Пипец» постмодернистская, кровавая и остроумная пародия на все комиксы, вместе взятые. Закабаленный студией Fox, он выступил крепким ремесленником, но вынужденно свел всю иронию к подмигиванию предыдущим фильмам. То на пару секунд воцарится в кадре Росомаха-Джекман – всё столь же пьян, небрит и хамоват. То юная, еще угловатая, но уже синяя Мистик, пытаясь совратить Магнето, превратится в Ребекку Ромейн – актрису-фотомодель, игравшую данного персонажа в предыдущих фильмах.

Единственное место, где Вону позволили оторваться, лысина Профессора Икс, но на этом фирменная ирония заканчивается. Как это часто бывает с предысториями, режиссер оказался по горло занят необходимостью уточнять делали: когда Особняк Икс стал штабом мутантов, кто построил Церебро, с чего начиналась Комната Страха, почему парализован Ксавьер и откуда у Магнето этот дурацкий шлем. Часть объяснений допустимо противоречит первой трилогии, часть – оригинальной хронологии из комиксов (к примеру, Хавок никак не мог попасть в первый призыв команды Икс – он, в первую очередь, младший брат Циклопа), но подобные разговоры волнуют только преданных фанатов X-саги. В целом же фильм построен так, что смотреть его могут и те, кто не видел предыдущих, кто вообще не имеет понятия о вселенной Marvel и кому глубоко наплевать, почему роль Зверя отдали актеру-хипстеру Николасу Холту. Это зрелищное, полностью отвечающее своей задаче, пускай и не слишком изобретательное жанровое кино как без особых изъянов, так и без особых заслуг (будем считать, что развернуться Вону помешал тот факт, что снималась картина в спешке).

Однако есть нюанс, который хотя и не явно, но все-таки выделяет фильм из ряда годных летних блокбастеров, причем сей нюанс массовому зрителю блокбастеров как раз неинтересен – это политика. В годы Второй мировой и холодной войн комиксы были частью пропагандистской машины как в плане разделения сторон на добро и зло (Бэтмену приходилось биться с японцами, Супермену с коммунистами), так и в плане утверждения в подрастающих мозгах альтернативной истории, более приятной с точки зрения имиджа и более полезной с точки зрения патриотизма. За два последних десятилетия эта составляющая отошла на десятый план, теперь же пролезает пусть даже не на второй, но на третий. Так, переложив вину за Карибский кризис с плеч Кеннеди и Хрущева на Клуб Адского огня (сообщество злых мутантов, считающих себя белой костью, голубой кровью и могильщиками неполноценного человечества), сценаристы «Первого класса» изобразили СССР державой, что прибегает к услугам нацистских преступников, тогда как в реальности нацистами не брезговали как раз США.

#{movie}Разумеется, относиться к подобным вывертам серьезно не стоит (стоит разве что представить себе, каким бы улюлюканьем взорвались местные либералы, спиши отечественный блокбастер часть российских грехов на совесть Запада). Во-первых, у кинокомиксов и голливудских боевиков свои традиции, и, согласно одной из них, над Советским Союзом никогда не светит солнце – ни в прямом, ни в переносном смысле. Во-вторых, данная вольность (куда меньшая, чем наличие на этом свете людей с рыбьими жабрами и люциферскими хвостами – комикс же) прямо вытекает из сюжета. В-третьих и в главных, слишком серьезное к себе отношение до добра не доводит, и этот момент в «Первом классе» тоже рассмотрен, хотя и через другой сегмент политического – через политкорректность.

Вообще, политкорректность была визитной карточкой «Людей Икс» с момента их создания (а созданы они были еще до отмены сегрегации). История о мутантах, гонимых человечеством, априори не могла обойтись без ассоциаций с борьбой за права среди национальных и религиозных меньшинств, эмигрантов разной степени легальности, гомосексуалистов и инвалидов, но руководство Marvel провоцировало эти ассоциации намеренно. Неслучайно в сонме персонажей саги были представители всех рас и религий, а их борьба была, по сути, борьбой за мультикультурность, разве что разные группы расходились в методах – последователи Ксавьера были за диалог, последователи Магнето за террор.

Когда же комикс обрел киновоплощение, Профессор Икс прямо заговорил цитатами из Мартина Лютера Кинга, с которым его обычно сравнивали (равно как Магнето сравнивали с Малкольмом X – черным расистом, поощрявшим среди афроамериканцев преступность, кою Кинг, напротив, призывал изжить собственными силами). Наконец, в «Первом классе» намеки на злоключения реальных меньшинств приняли характер едва ли не фарса, и это притом что персонажи удушающее серьезны.

Так, Магнето зациклен на своем еврействе, но, демонстрируя слитки золота со словами «они отлиты из зубов моего народа», постепенно приходит к выводу, что упромысливать народы можно и нужно. Мутант-мулатка Энджел и мутант-негр Дарвин отделяются от англосаксонских рядов хороших мутантов после спича главного злодея на тему «вы не должны быть рабами». Мистик совершает каминг-аут, изрекая известную формулу «я – мутант и горжусь этим» (в оригинале «я – гей...») и отказываясь камуфлировать свою синюю сущность на публике.

Учитывая, что и Магнето, и Энджел, и Мистик, по сути, являются экстремистами, выводы напрашиваются знатные: войди иные меньшинства в силу, они тебя не то что в ЗАГС – в автобус не пустят. Скорее всего, подобной трактовки сам Мэттью Вон и близко не подразумевал, но ответ на крики про мультикультурность как высшую добродетель напрашивался давно, с тех пор уже не одно парижское предместье выгорело. А по тому же «Пипцу» отчетливо видно, что плевать хотел режиссер на эту вашу политкорректность и что отсутствие самоиронии в ряде случаев несет неприятности не только тебе, но и окружающим (а также здравому смыслу).

На полном отсутствии самоиронии, к слову, уже прокололась третья часть «Людей Икс». На том же проколется и новая трилогия, если продюсеры так и не дадут Вону возможности расслабиться да отвлечься от нотаций про толерантность. В конце концов, это не «Бэтмен», который удалось перезапустить с заходом в мрачный реализм, а история про крылья, ноги и хвосты. И некому тут вопросить по случаю: «Ты че такой серьезный?».

..............