Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
5 июня 2011, 21:00 • Культура

Первый, но не высший

«Люди Икс: Первый класс»: Первый, но не высший

Первый, но не высший
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Непримиримые соперники Профессор Икс и Магнето познакомились, пытаясь тормознуть подводную лодку. Подружились, совершив вылазку в СССР. Наконец, уладив Карибский кризис, разошлись на почве ницшеанства. Про то и фильм «Люди Икс: Первый класс» – вполне удачный блокбастер, открывающий летний сезон.

Приквел трилогии «Люди Икс» (спинн-офф про Росомаху не в счет) начинается так же, как и сама трилогия: маленький Эрик Леншерр – будущий Магнето – силой мысли гнет колючую проволоку на воротах концлагеря, пытаясь спасти родителей. Однако в дальнейшем сценарий сделает скачок не в шестьдесят лет, а всего в двадцать, переместив персонажей в шестидесятые, но не забыв уточнить: в то время пока будущий Магнето месил грязь Освенцима, Чарльз Ксавьер – будущий Профессор Икс – хорошо кушал, спал на сухом, распоряжался целым поместьем, и недоставало ему лишь одного – любви. #{image=523655}У картины «Люди Икс: Первый класс» такого недостатка нет – сделана она если и не с любовью фаната франшизы, то, как минимум, с должным уважением к жанру. Недостает ей совсем другого – чувства юмора, харизматичных персонажей и здорового цинизма. Словом, всего того, что возводит просто хорошие кинокомиксы в ранг кинокомиксов выдающихся («Темный рыцарь», «Железный человек», «Хранители»).

Теоретически всё должно было быть наоборот. Режиссером приквела значится Мэттью Вон, предыдущей работой которого был «Пипец» постмодернистская, кровавая и остроумная пародия на все комиксы, вместе взятые. Закабаленный студией Fox, он выступил крепким ремесленником, но вынужденно свел всю иронию к подмигиванию предыдущим фильмам. То на пару секунд воцарится в кадре Росомаха-Джекман – всё столь же пьян, небрит и хамоват. То юная, еще угловатая, но уже синяя Мистик, пытаясь совратить Магнето, превратится в Ребекку Ромейн – актрису-фотомодель, игравшую данного персонажа в предыдущих фильмах.

Единственное место, где Вону позволили оторваться, лысина Профессора Икс, но на этом фирменная ирония заканчивается. Как это часто бывает с предысториями, режиссер оказался по горло занят необходимостью уточнять делали: когда Особняк Икс стал штабом мутантов, кто построил Церебро, с чего начиналась Комната Страха, почему парализован Ксавьер и откуда у Магнето этот дурацкий шлем. Часть объяснений допустимо противоречит первой трилогии, часть – оригинальной хронологии из комиксов (к примеру, Хавок никак не мог попасть в первый призыв команды Икс – он, в первую очередь, младший брат Циклопа), но подобные разговоры волнуют только преданных фанатов X-саги. В целом же фильм построен так, что смотреть его могут и те, кто не видел предыдущих, кто вообще не имеет понятия о вселенной Marvel и кому глубоко наплевать, почему роль Зверя отдали актеру-хипстеру Николасу Холту. Это зрелищное, полностью отвечающее своей задаче, пускай и не слишком изобретательное жанровое кино как без особых изъянов, так и без особых заслуг (будем считать, что развернуться Вону помешал тот факт, что снималась картина в спешке).

Однако есть нюанс, который хотя и не явно, но все-таки выделяет фильм из ряда годных летних блокбастеров, причем сей нюанс массовому зрителю блокбастеров как раз неинтересен – это политика. В годы Второй мировой и холодной войн комиксы были частью пропагандистской машины как в плане разделения сторон на добро и зло (Бэтмену приходилось биться с японцами, Супермену с коммунистами), так и в плане утверждения в подрастающих мозгах альтернативной истории, более приятной с точки зрения имиджа и более полезной с точки зрения патриотизма. За два последних десятилетия эта составляющая отошла на десятый план, теперь же пролезает пусть даже не на второй, но на третий. Так, переложив вину за Карибский кризис с плеч Кеннеди и Хрущева на Клуб Адского огня (сообщество злых мутантов, считающих себя белой костью, голубой кровью и могильщиками неполноценного человечества), сценаристы «Первого класса» изобразили СССР державой, что прибегает к услугам нацистских преступников, тогда как в реальности нацистами не брезговали как раз США.

#{movie}Разумеется, относиться к подобным вывертам серьезно не стоит (стоит разве что представить себе, каким бы улюлюканьем взорвались местные либералы, спиши отечественный блокбастер часть российских грехов на совесть Запада). Во-первых, у кинокомиксов и голливудских боевиков свои традиции, и, согласно одной из них, над Советским Союзом никогда не светит солнце – ни в прямом, ни в переносном смысле. Во-вторых, данная вольность (куда меньшая, чем наличие на этом свете людей с рыбьими жабрами и люциферскими хвостами – комикс же) прямо вытекает из сюжета. В-третьих и в главных, слишком серьезное к себе отношение до добра не доводит, и этот момент в «Первом классе» тоже рассмотрен, хотя и через другой сегмент политического – через политкорректность.

Вообще, политкорректность была визитной карточкой «Людей Икс» с момента их создания (а созданы они были еще до отмены сегрегации). История о мутантах, гонимых человечеством, априори не могла обойтись без ассоциаций с борьбой за права среди национальных и религиозных меньшинств, эмигрантов разной степени легальности, гомосексуалистов и инвалидов, но руководство Marvel провоцировало эти ассоциации намеренно. Неслучайно в сонме персонажей саги были представители всех рас и религий, а их борьба была, по сути, борьбой за мультикультурность, разве что разные группы расходились в методах – последователи Ксавьера были за диалог, последователи Магнето за террор.

Когда же комикс обрел киновоплощение, Профессор Икс прямо заговорил цитатами из Мартина Лютера Кинга, с которым его обычно сравнивали (равно как Магнето сравнивали с Малкольмом X – черным расистом, поощрявшим среди афроамериканцев преступность, кою Кинг, напротив, призывал изжить собственными силами). Наконец, в «Первом классе» намеки на злоключения реальных меньшинств приняли характер едва ли не фарса, и это притом что персонажи удушающее серьезны.

Так, Магнето зациклен на своем еврействе, но, демонстрируя слитки золота со словами «они отлиты из зубов моего народа», постепенно приходит к выводу, что упромысливать народы можно и нужно. Мутант-мулатка Энджел и мутант-негр Дарвин отделяются от англосаксонских рядов хороших мутантов после спича главного злодея на тему «вы не должны быть рабами». Мистик совершает каминг-аут, изрекая известную формулу «я – мутант и горжусь этим» (в оригинале «я – гей...») и отказываясь камуфлировать свою синюю сущность на публике.

Учитывая, что и Магнето, и Энджел, и Мистик, по сути, являются экстремистами, выводы напрашиваются знатные: войди иные меньшинства в силу, они тебя не то что в ЗАГС – в автобус не пустят. Скорее всего, подобной трактовки сам Мэттью Вон и близко не подразумевал, но ответ на крики про мультикультурность как высшую добродетель напрашивался давно, с тех пор уже не одно парижское предместье выгорело. А по тому же «Пипцу» отчетливо видно, что плевать хотел режиссер на эту вашу политкорректность и что отсутствие самоиронии в ряде случаев несет неприятности не только тебе, но и окружающим (а также здравому смыслу).

На полном отсутствии самоиронии, к слову, уже прокололась третья часть «Людей Икс». На том же проколется и новая трилогия, если продюсеры так и не дадут Вону возможности расслабиться да отвлечься от нотаций про толерантность. В конце концов, это не «Бэтмен», который удалось перезапустить с заходом в мрачный реализм, а история про крылья, ноги и хвосты. И некому тут вопросить по случаю: «Ты че такой серьезный?».