Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
9 февраля 2011, 17:58 • Культура

«Я не готова просвещать умы»

Марта Кетро: Вести блог гораздо проще, чем писать

«Я не готова просвещать умы»
@ Ольга Паволга

Tекст: Кирилл Решетников

«Ой, мне кажется, я пишу о женщинах такие простые вещи, что если мужчины прежде до них не додумались, то вряд ли я до них что-то донесу», – призналась газете ВЗГЛЯД звезда блогосферы, одна из самых модных писательниц начала года Марта Кетро.

В последние годы в ряду самых популярных писателей все явственнее присутствуют те, что пришли в литературу из блогов. Эмблематичный пример блогера-литератора – звезда блогосферы Марта Кетро, автор книг «Горький шоколад», «О любви ко всему живому», «Магички» и нескольких других.

Пишу безответственно, как птичка поет (а на гендерные темы еще и с изрядной долей ехидства), а кто-то возьмет да изменит свою жизнь

В преддверии выхода новой книги «Знаки любви и ее окончания» Марта Кетро рассказала газете ВЗГЛЯД, в чем залог блогерской популярности и чем посты в ЖЖ отличаются от художественной прозы.

ВЗГЛЯД: В то время когда вы были только автором блога, была ли у вас идея стать писателем или, скажем так, превратить ваши записи в литературу?

Марта Кетро: Никаких подобных амбиций не было, ведь писать я начала только с появлением блога, в то время как приличные люди идут в эту профессию с призванием практически от горшка. Когда обнаружила, что получается связно выражаться, то максимум, на что рассчитывала, – это на колонки в журналах. Предложения от издательств принимала с большим сомнением, но потом оказалось, что конструирование текстов, сюжетов и характеров невероятно увлекает.

Ведение блога гораздо проще, и в литературу оно так и не превратилось. Книжки на гендерные темы, тексты из которых сначала появляются в «Живом Журнале», – отдельно, проза – отдельно

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, за счет каких качеств человек в своей «блоговой» ипостаси постепенно становится интересен массам?

М. К.: Я скромно полагаю, что дело в умении транслировать личное обаяние через блог. То есть на свете полно симпатичных людей и много хорошо пишущих, но в Сети везет тем, кто умеет создать притягательный персонаж. Так, чтобы пользователь жаждал не просто интересного контента, но именно от этого конкретного человека, с отпечатком его личности. Иногда этот отпечаток едва уловим, но он есть. Возьмите блог mi3ch – всего лишь картинки и забавные сентенции, но за ними ощущается честный, мыслящий и несколько простодушный человек. drugoi – это прежде всего благородство, dolboeb – эпатаж и так далее.

ВЗГЛЯД: В России существует особая литературная епархия, определяемая словами «женская проза». Явлений, имеющих к ней отношение, множество, диапазон широк – от Виктории Токаревой до Оксаны Робски. Вы как писатель чувствуете себя в этом контексте или за его пределами?

М. К.: Если говорить о пишущих женщинах, чья деятельность меня занимает, это Лена Элтанг, Анна Ривелотэ, Людмила Улицкая. Не умею отличить, насколько их проза женская, насколько общечеловеческая. Но я так, как они, не смогу и даже не знаю, хочу ли. У меня свои рабочие задачи и свои приемы, и я не понимаю, каковы их половые признаки.

ВЗГЛЯД: В ваших текстах множество цитат и немало литературных (и не только) аллюзий: поэт Леонид Губанов, «Молот ведьм», «Песнь песней»... Каков ваш нынешний круг чтения и является ли литература наряду с жизнью действенным стимулом для появления ваших текстов?

М. К.: В данный момент я затеяла роман-путешествие, и потому сейчас вокруг в беспорядке разложены «Послания из вымышленного царства», «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, «Книга странствий», ну и «Путь Грааля» заодно. Каждый текст даст два–три штриха, но это будут какие-то важные для меня детали. Говоря вульгарно, пытаюсь «припасть к источникам» – и при этом тщательно избегаю современных книг на ту же тему. Чтобы, знаете ли, не подавило величие чужого замысла. А то, пожалуй, решу, что мне так не по силам, и брошу.

ВЗГЛЯД: Влияет ли ваш писательский статус на дальнейшее ведение блога? Изменился ли ваш блогерский облик с момента вашего вхождения в литературу?

М. К.: Блогерский облик изменился скорее с увеличением числа френдов – теперь ничего личного, торжествует политкорректность и аккуратность высказываний. Собственно «литература» в блоге не появляется – неформат.

«Знаки любви и ее окончания» - самый свежий труд Марты Кетро (обложка книги)

«Знаки любви и ее окончания» – самый свежий труд Марты Кетро (обложка книги)

ВЗГЛЯД: Лежит ли в основе сюжета книги «Магички» личный опыт взаимодействия с той или иной литературной «мастерской»? По-вашему, нужно ли писателю собственно писательское образование?

М. К.: Среда так или иначе необходима, по крайней мере мне бывает полезно встретиться с пишущими друзьями и обсудить какие-то чисто технические вопросы. Человек «в материале» может бросить пару слов, которые все расставят по местам. Что касается образования, то литинститут – прекрасная штука. Мне кажется, он прививает профессиональное мышление и некую внутреннюю дисциплину, которой иначе приходится учиться на своих ошибках.

ВЗГЛЯД: Есть ли возможность судить по читательским откликам о том, помогают ли ваши книги людям в решении конкретных жизненных проблем?

М. К.: Меня до смерти пугает, когда это происходит. Пишу безответственно, как птичка поет (а на гендерные темы еще и с изрядной долей ехидства), а кто-то возьмет да изменит свою жизнь. Нет, я готова нести ответственность только за качество текста, но не за просвещение умов.

ВЗГЛЯД: Как вам кажется, сумели вы сообщить мужчинам нечто новое о женщинах?

М. К.: Ой, мне кажется, я пишу о женщинах такие простые вещи, что если мужчины прежде до них не додумались, то вряд ли я до них что-то донесу.

ВЗГЛЯД: Говорят, одно из непременных качеств успешного блогера – любопытство. Верно ли это в вашем случае и движет ли вами любопытство при написании книг, то есть надеетесь ли вы с их помощью получить ответы на какие-то вопросы, на которые пока ответить не можете?

М. К.: Это определяющая черта моего характера. От любопытства к людям вечно лезу во всякие знакомства, да что там – по-прежнему проглядываю журналы всех, кто добавляет меня в друзья. Ну интересно мне. А текст – это способ удовлетворить любопытство в самом себе: смогу ли я? И что получится?

ВЗГЛЯД: Ваша проза часто оставляет впечатление непринужденной устной речи, разговора или монолога. «Разговорность» ваших текстов – запланированный, концептуальный момент или просто стихийная особенность манеры?

М. К.: В блоге это всегда прямая речь, это принципиально, да. В книгах (тех, что я отношу к прозе: «Госпожа яблок», «Магички») я стараюсь этим приемом не пользоваться. Если он все же преобладает, значит, я пока плохо справляюсь.

ВЗГЛЯД: Традиционный вопрос: как вы относитесь к вашей популярности? Она вас удивляет? Радует? Утомляет?

М. К.: Она обнаружилась у меня совсем недавно, вместе с плакатами на Тверской, так что я пока не осознала. В любом случае, я бы хотела популярности для своих книг, а сама предпочла бы остаться в их тени.

..............