Взгляд
23 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 21:39  |  vz.ru
Разделы

Нам была очень нужна победа в Мариуполе

Владислав Шурыгин
Владислав Шурыгин, военный эксперт, член "Изборского клуба"
В городских боях выработалось полное взаимодействие армий донецких республик и российской армии, а сами штурмующие город части превратились в подлинную военную элиту, воюющую не числом, а умением. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Творческий потолок оказался чужим дном

Сергей Лукьяненко
Сергей Лукьяненко, писатель
Для понимания нашей ПИЗРы – Патриотической Интеллигенции За Рубежом, ее удивительной агрессивности и нетерпимости, нужно знать некоторые базовые вещи из психологии. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Пусть 24 февраля продлится как можно дольше

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Мы уничтожили неправильное настоящее и то будущее, куда так не хотелось идти. Наконец-то жизнь вздрогнула, резко развернулась, да и зашагала в другую сторону. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Рогозин предложил переименовать Курильские острова

    Главная тема


    Россия пробила украинский фронт в Донбассе

    «объективные факты и свидетельства»


    Небензя: Западные СМИ признали факт гибели жителей Бучи от украинской артиллерии

    территориальные вопросы


    Россия заявила о спорном с Финляндией статусе двух территорий

    глушение сигнала


    США и Британия намерены искать альтернативы GPS из-за возможных угроз России

    Видео

    валютные резервы


    Воровство российских денег Америкой уперлось в препятствие

    третий путь


    У Европы при отказе от российского газа есть лишь одно спасение

    страны-«сестры»


    Украина приняла польское «родство»

    рост цен


    Британия становится европейским лидером по приближению к нищете

    Российская валюта


    Зачем властям нужен сильный рубль

    военная элита


    Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

    настоящий голодомор


    Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

    неприкрытый выпад


    Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    Кровавая гэбня и ажурные трусы

    Русская разведка, как и русский бунт, бессмысленна и беспощадна
       30 июля 2010, 17:00
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    Давно известно, как торжественно русские пьют водку, как нежно употребляют слова «товарищ» и «настоящий патриот», как ненавидят Америку, как уважают злодеев из КГБ. Не секрет и то, что наиболее злодейские злодеи из КГБ носили фамилию Орлов и лично дружили с Брежневым. В этом смысле «Солт» ни о чем принципиально новом зрителю не расскажет, зато оставит открытым вопрос – как можно снимать кино на подобную тему с настолько серьезной физиономией?

    Иные выпускники консерваторий мечтают играть сермягу – тяжелый рок или Цоя под гитару, чтоб девочки любили, но обстоятельства непреодолимой силы (еврейская мама, субтильное телосложение, талант в конце концов) на всю жизнь приковывают их к пюпитру и скрипке. Филипп Нойс на таковых должен поглядывать с сочувствием, но свысока – по праву преодолевшего.

    Русских президентов ни одна собака из ФСО не охраняет

    Уроженец мирной, беззубой Австралии, где даже хищники в основном привозные, уже в ранней молодости обнаружил в себе талант режиссера тонких психологических триллеров и приуныл – душа-то просила иного. А именно – честного поединка, возмездия плохим парням, культа мускул и рваных ран, вечной борьбы за справедливость со стороны суперменов и супервуменок. Пытаясь обмануть судьбу, он даже отказался от высшего образования в пользу мордобойной игры в регби, но тщетно – злой рок все-таки привел его к университетской парте в отделении изящных искусств.

    В итоге поединок с судьбой закончился вничью: Нойс стал режиссером, но при первой же возможности перебрался в Голливуд, где взрывы громче, бюджеты больше, патриотизм брутальнее, а право на хранение оружия защищено второй поправкой. В штате Калифорния паренька приметили, руку дружбы подали, повели с собой – приставили к экранизациям романов ярого антикоммуниста Тома Кленси, причем по сценариям антикоммуниста еще более ярого – ультраправого режиссера-маньяка Джона Милиуса. Эти двое, судя по всему, и предопределили творческую манеру Нойса: совсем не австралийский страх перед «красным реваншем» плюс камлание на три огненные буквы – ЦРУ.

    Словом, нашел себя человек. Ухарский триллер «Солт» – тому подтверждение.

    Once upon a time на земле существовала империя зла – СССР, где не было смартфонов, где физически мучили Солженицына, где ненавидели Америку и держали скрученный артритом палец на курке ядерной войны. С целью развязать последнюю кровавая гэбня похищала младенцев и превращала их в секретных суперагентов, которые проникали в США, делали там карьеру и терпеливо ждали «часа X», чтобы уничтожить демократию.

    К счастью, не сложилось: Советский Союз распался, Егор Гайдар накормил людей невиданным прежде мясом, а кровавая гэбня вынуждена была укрыться в подполье – на ржавых баржах, в заброшенных бункерах, средь груд металлолома, где каждая чумазая стена оборудована плазменным экраном. Но сдаваться коммунисты не собирались: в назначенный «час X» внедренный в ЦРУ агент должен ликвидировать антинародного президента с лицом сильно пьющего человека и по имени Борис, когда тот прилетит в Нью-Йорк на похороны друга.

    О деталях коварного плана контрразведке сообщает больной раком перебежчик, и подозрение падает на Эвелин Солт – сотрудницу ЦРУ с русой косой, что в свое время прошла через ад коммунистического плена. Истинное же положение вещей зритель, как и положено, узнает в самом конце картины, но так и останется в неведении, почему русских президентов ни одна собака из ФСО не охраняет.

    Чем конкретно вдохновлялись создатели данного чуда – «Осьминожкой» ли (русские там столь же плохие, а фамилия самого плохого, как и в «Солте», Орлов), «Красным рассветом» уже упомянутого Милиуса или акунинской «Азазелью» (между леди Эстер и тем же Орловым, воспитавшим целое поколение «кротов», немало параллелей), не столь уж и важно. Куда важнее, что черные ажурные трусики Джоли, что летят на глазок видеокамеры, уже не вызывают сладкого томления. Хуже того, «Солт» вообще не вызывает эмоций, включая самую очевидную – смех от перетирания на зубах этой клюквы в сахарной пудре.

    От фильмов про злых коммунистов и другой голливудской продукции из серии «янки о славянах» традиционно можно получить немало удовольствия (вспомним хотя бы Арни из «Красной жары» с его осуждающим «kapitalizm» и угрожающим «cocainum» или пьяного советского офицера из «Рэмбо-3», что распевал про «Soyuz nerushimy»). Весомо, грубо, зримо «Солт» наследует от «тех самых» восьмидесятнических пропагандистских картин, а также от фантастического триллера «Святой», снятого Нойсом еще в 1997-м, – там подчинить себе загнивающую Россию, а потом уже и весь мир пытался русский бизнесмен, взрощенный «лихими девяностыми».

    Иных уж нет, а те далече: теперь «русская угроза» исходит не от олигархов, а от реваншизма чекистов (это, в общем, отвечает изменениям в информационной политике Вашингтона). Однако даже и от «Святого» «Солт» отличается тем, что снят с пугающе серьезной миной. Настолько серьезной, что в режиссерском кресле вполне можно представить не Филиппа Нойса, а Александра Пинхосовича Подрабинека при ассистировании Валерии Ильиничны Новодворской.

    Дело, разумеется, не в «поклепе на советскую действительность», как выразился бы товарищ Суслов. Боевик – явно не тот жанр, от которого стоит требовать достоверности: так, в недавней, непередаваемо прекрасной «Команде «А» даже пытались летать танком. Но «Солт», не в пример «Команде», абсолютно не забавен, напротив, от звериной суровости режиссера веет безумием. Не веселым безумием мальчишек, что заигрались в «казаки-разбойники», а ледяным безумием старухи, доверительно шепчущей вам в метро – «Жиды захватили весь мир, я об этом где-то читала».

    Парадоксально, но во времена, когда Штаты действительно опасались, что советские подлодки могут всплыть в дельте Миссисипи, юмору или хотя бы ехидству в «политическом кино» всегда находилось место. В «Солте» же нет ни грамма ерничества, ни намека на условность, ни единой шутки. Еще раз – НИ ЕДИНОЙ, что роднит его не с романами Кленси и не с картинами Милиуса, а с рассуждениями некоторых об истории СССР, где было уничтожено 102356509787645574 человек, не считая женщин и детей, причем все они были расстреляны лично Сталиным, «а власти скрывают».

    Даже в сцене, где пионеры по очереди целуют золотую печатку кэгэбэшника с рубиновой звездой, прослеживается не метафора и не ирония, а священная торжественность католической мессы или приёма в доме Корлеоне. Столь же церемониально, как кровь Христову, чекисты распивают водку и рассуждают о «патриотизме». Как можно снимать сугубо развлекательное кино про «стрелялки-гонялки» с таким пафосом – Бжезинский его знает, но и михалковские «Утомленные солнцем – 2» на фоне «Солт» – честная комедия.

    Другой вопрос, что юмор никогда и не был сильной стороной Нойса. Отдав должное родной сторонушке несколькими фильмами о противостоянии человека  одной лишь природе («Мертвый омут», «Клетка для кроликов»), он привык выставлять против своих героев (неизменно благородных рыцарей новой эры с лицами Харрисона Форда, Рутгера Хауэра, Дензела Вашингтона и Вэла Килмера) максимально опасного противника с передовицы The New York Times – криминальные кланы, финансовых воротил, террористов. А главное – заставлял их (героев) что-нибудь такое преодолевать: инвалидность ли, оговор, предательство или несовершенство этого мира. Преодолевать так же бескомпромиссно, как сам он однажды преодолел свою интеллигентность.

    Возможно, во вселенной Нойса, что зиждется на подвиге, боли, чести и самопожертвовании, в принципе нет места шуточкам, как нет его в мире подростка-гига, для которого и марсиане – тот враг, к которому следует относиться серьезно. Что до клюквы развесистой, не нам режиссера судить: сними кто-нибудь еще месяц назад кино, в котором премьер-министр России распевает «С чего начинается Родина» в компании высланных из США шпионов, заговорили бы как раз о ягодах. Но в споре метафор опять победила жизнь.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •