Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
14 апреля 2010, 18:41 • Культура

«Нет!» наркотикам

"Метель" - новая книга Владимира Сорокина

«Нет!» наркотикам
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

В некоторых своих книгах Владимир Сорокин предстает летописцем вымышленной страны – России будущего, где звучит китайский язык и процветают изощренные технологии, но извечные русские проблемы все равно не дают людям жить по-человечески. Мир романа «Голубое сало», существенно преображенный в политической сатире «Дня опричника» и «Сахарного Кремля», поворачивается еще одной своей гранью в новой повести «Метель».

История, рассказанная в этой небольшой книге, как нельзя более красноречива: два русских человека, возница и седок, едут по бескрайним зимним просторам к близкой, но недостижимой цели. Одинаково благодарный материал и для тех, кому доставляет удовольствие выискивать цитаты, и для тех, кто любит распознавать в литературных новинках всевозможные приговоры текущей действительности.

Сорокин – не столько наследник Щедрина и Толстого, сколько писатель-сюрреалист, пишущий о том, чего нет и никогда не будет

Врач Платон Ильич Гарин, чей образ вызывает стойкие ассоциации с персонажами Чехова, стремится во что бы то ни стало добраться до деревни Долгое, где лютует боливийская чернуха – иноземный вирус, превращающий людей в монстров. Платон Ильич везет вакцину и надеется привить тех, кто еще не заразился. У станционного смотрителя в деревне Долбешино, где доктор делает остановку, как назло, нет лошадей, поэтому Гарина отводят к бобылю Перхуше, который только и может помочь в такой ситуации. Перхуша впрягает в сани своих карликовых коней, легко умещающихся всем скопом в одном мешке, и путники отправляются навстречу метели.

Россия, в которой живут доктор и бобыль, более или менее узнаваема для того, кто читал недавние книги Сорокина, но в «Метели» выясняется много нового. На заводе в Жигулях делают автомобили на картофельном двигателе, а города и веси населяют люди разных размеров – не только обычные, как Гарин или Перхуша, но и шестиметровые великаны, а также взрослые малютки не выше небольшого самовара. А кони бывают не только маленькие, но и ростом с трехэтажный дом.

В шатрах из живородящего войлока обитают азиаты, промышляющие усовершенствованными наркотиками. Переживания, навеваемые этими веществами, настолько ужасны, что, отойдя от наркотического трипа, человек радуется возвращению и «подсаживается» на реальность.

Повесть, бедная сюжетом, богата действием (обложка книги)
Повесть, бедная сюжетом, богата действием (обложка книги)
Но «Метель» устроена так, что все эти фирменные сорокинские изобретения выглядят не более чем фоном. Повесть, бедная сюжетом, богата действием – разговоры социально далеких друг от друга Перхуши и Гарина, их вынужденное братство, борьба с метелью, холодом и сном захватывают.

Прослеживая нелегкий путь героев, невольно задумываешься о творческом пути писателя Сорокина.

Своей ранней литературе создатель «Очереди» и «Нормы» дал несколько замечательных определений; согласно одному из них, он дышал испарениями родных мест и записывал галлюцинации, возникавшие под их воздействием. Сорокинские тексты 1980-х были наркотиком для автора, шоком для читателя и одновременно – боем с фальшью, присущей «большой» литературе. Русская классика, опрометчиво воспринятая массами как учебник жизни, развенчивалась и расчленялась наряду с произведениями соцреализма.

После напряженного диалога с новорусской действительностью 1990-х и нескольких гротескных фантазий на тему будущего Сорокин сделал решительную попытку завязать с текстами-наркотиками, и мы получили Сорокина-2 – серьезного и очень хорошего писателя-моралиста. В романах «Путь Бро», «Лед» и «23 000» описывалась история апокалиптической секты, потерпевшей чудовищный крах. Читатели, привыкшие к прежнему Сорокину, не сразу поняли, что произошло, и многие попытались прочесть трилогию как очередной постмодернистский опус, а между тем это была едва ли не проповедь. Маятник авторских поисков качнулся в другую сторону.

«День опричника» и «Сахарный Кремль», любимые диссидентствующей публикой шаржи на якобы консервативные 2000-е, и подавно транслируют строго определенный идеологический посыл.

Сорокину, переставшему чураться пафоса, причем не только щедринского, но и толстовского, осталось, кажется, только написать учебник жизни.

Если прочесть «Метель» с оглядкой на недавнюю антиопричную сатиру, то становится понятно, что речь все о том же. О том, как русское будущее оборачивается русским прошлым, о жестоком и неуютном русском пространстве, неустроенной повседневности и ретроградной власти.

Но, черт возьми, не хочется укладывать хорошую повесть в прокрустово ложе таких плоских толкований. И, к счастью, это совершенно не требуется для того, чтобы оценить «Метель» по достоинству.

По-настоящему восхититься «Сахарным Кремлем», не будучи противником «кровавого режима» и не любя эстетику программы «Куклы», было затруднительно. Да и почувствовать истинное значение Ледяной трилогии, не принимая суровой религиозной позиции автора, тоже было невозможно. «Метель» же можно просто читать как блестящую прозу. Читать, четко понимая, что Сорокин – не столько наследник Щедрина и Толстого, сколько современный писатель-сюрреалист, пишущий о том, чего нет и, скорее всего, никогда не будет.

В «Метели» множество цитат из русской классики, и этим она похожа на ранние, «наркотические» вещи Сорокина, в которых он занимался литературной деконструкцией. Но если, скажем, в шоковом псевдоклассическом «Романе» утверждалось, что роман умер, то из «Метели» со всей очевидностью явствует, что повесть жива. Можно по-прежнему погружаться в вымышленный мир, смаковать плоды авторской фантазии, наслаждаться красотой фразы, и, главное, сопереживать героям.

А при таком замечательном раскладе отпадает надобность и в наркотиках, и в программе «Куклы».

..............